Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
методическая разработка на тему
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00052e4b-42a0e20d.docx | 904.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
Автор: учитель начальных классов Сердитова Людмила Васильевна
|
Прилузский район
Республика Коми
2014
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Задачи мастер-класса:
• передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ. Анализ ситуации по критериям:
| Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Алгоритм мастер-класса (по автору Н.И. Ведерниковой)
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Ход проведения «Мастер-класса»:
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера
-Добрый день, уважаемые участники мастер-класса. Актуальность выбранной мною темы для мастер-класса заключается в словах В.А. Сухомлинского: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».
Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте.
-Действительно, первой и наиболее доступной для детей формой художественного восприятия художественного произведения является выразительное чтение и рассказывание учителя. Слушая выразительное чтение, дети проникают в суть произведения, истолковывают текст так, как его преподносит учитель. Поэтому очень важно вести эту работу грамотно и целенаправленно.
В канун 70 – летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войны необходимо больше внимания уделять вдумчивому чтению произведений о войне. И если рассказы и повести учащиеся читают охотнее, то чтению стихотворений должна предшествовать
определенная подготовительная работа. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем мастер – классе.
Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Свою работу по обучению активному методу восприятия литературных произведений я веду по пособию М.И. Омороковой «Учимся читать выразительно» издательства «Вентана – Граф».
-У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие радовать слушателей своим чтением. Давайте назовем их. (Это дыхание, голос и дикция.)
На уроках литературного чтения мы работаем над техникой речи и выразительностью.
Дыхание – это тоже средство развития речи. Как вы считаете, почему чтецу нужно управлять своим дыханием? Дыхание связано с голосом. Слабое, прерывистое, неглубокое дыхание делает голос тихим, невнятным, не способным, когда нужно, повышаться или понижаться. Предотвратить это помогут выполнение следующих заданий.
Задания:
- Прочитай строчки, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки между частями, затем быстро и без пауз.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина
- Понаблюдаем за дыханием. Читая быстро, мы не можем вникнуть и прочувствовать смысл стихотворных строчек. Спешка при этом недопустима.
- Продирижируй стихотворение, выделяя каждое слово.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А.Твардовский.
- Повторы слов «ВОЙНА» и «НЕТ» усиливают смысл стихотворения.
Голос тоже участвует в образовании речи, поэтому он должен быть достаточной звучности и частоты. Какой бывает голос? (Полетный - свободно звучащий, благозвучный - приятный, гибкий - подвижный, каркающий – скрипящий). Какой голос надо развивать? (Средний по высоте, не требующий напряжения)
Задания:
- Представьте этажи дома - это сила вашего голоса: 1 этаж – голос понижается; 2 этаж - звучит ровно; 3 этаж - голос повышается.
Мне хотелось вобрать
Всю листву, все увалы,
Мне хотелось запомнить
Всех трав имена.
Мне впервые
Природа такой представала,
И глаза на нее
Мне раскрыла война.
Б.Дубровин.
- Обратите внимание, что это стихотворение подходит читать пониженным и ровным голосом, высокий – не подойдет для этих строк.
- Правильная осанка при чтении вслух: голову держать прямо, а книгу перед собой, чтобы звук не уходил вниз и не летел вверх (показ).
Когда упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, -
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, -
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
И.Уткин.
Речевое мастерство – это показатель культуры учителя и учащихся.
Очень важный инструмент чтеца – это дикция, то есть отчетливое, ясное произношение звуков и слов.
- Учись четко произносить окончания слов.
Произноси четко п ,б, р, прочитай строки ясно выделяя эти звуки.
Прошедшим фронт, нам день зачтется за год,
В пыли дорог зачтется каждый след.
И корпией на наши раны лягут
Воспоминания юношеских лет.
Н. Рыленков.
- Учись выражать голосом чувства. Проследи, как меняется твой голос.
Прочитай торжественно, грустно, зло.
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
О. Берггольц.
- Действительно, торжественно и зло не получится прочитать, т. к. в стихах заложена печаль, грусть…
Вот некоторые приемы работы над выразительным чтением стихотворений о войне. Причем мы прочитали стихи поэтов военной поры и стихи тех авторов, которые писали уже в послевоенное время (И.Уткин, Н. Рыленков, Б.Дубровин). Для детей выходят новые сборники произведений о Великой Отечественной войне. С ними обязательно надо знакомить наших учащихся.
Таким образом, всю работу над выразительным чтением художественного произведения можно объединить в кластер (показ).
- Урок (занятие) или имитационная игра со слушателя с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
- Вашему вниманию я представляю работу по произведению Ольги Берггольц «Баллада о ленинградской матери», данное произведение посвящено августу 1941 года, когда Ленинград объявлен в опасности.
Берггольц Ольга
ПЕСНЯ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ МАТЕРИ
Двадцатое августа 1941 года. Вставал рассвет балтийский - Определите авторскую позицию, свое отношение и задачу чтения. Авторская позиция: Автор сочувствует матери, сожалеет, что мать должна отдать последнего сына на защиту Родины. Наше отношение к героям: Нам жаль мать, мы переживаем за нее, и понимаем, как ей больно. Задача чтения: Сообщить слушателям о состоянии бедной матери и пробудить к ней сочувствие, передать весь трагизм войны. - Данное стихотворение созвучно с идеей плаката «Родина – мать зовет!» Почему? Да, изображена седая мать, с поднятой рукой. Дух ее не сломлен, она верит в победу, победу любой ценой. |
4. Моделирование
- Я предлагаю разделиться на 2 группы и самостоятельно разработать систему заданий в режиме продемонстрированной педагогической технологии. (Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
Например, Что нужно сделать, чтобы понять и выразить чувства?
- Перечитай внимательно текст и найди слова, выражающие чувства героя и автора.
- Подумай, что пережил герой; вообрази себя на его месте и попытайся пережить события вместе с ним.
- Реши, как ты относишься к героям и событиям.
- Попытайся прочитать текст, передавая свое отношение к герою, событиям, картинам. Не забудь про дыхание, голос, дикцию.
Работа по памятке:
«Учимся понимать художественное произведение»
- Понять текст (о чем в нем говорится)
- Представить героев, картины, нарисованные поэтом или писателем, увидеть их;
- Понять чувства героев и автора произведения.
- Осознать свои чувства, свое отношение к героям и событиям.
- Рефлексия
(Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей).
Итак, обучение выразительному чтению в начальной школе мы рассматриваем как компонент читательской деятельности младших школьников и активный метод подготовки вдумчивого читателя, способного к углубленному восприятию произведений разных жанров.
Читать и говорить выразительно – это значит владеть «инструментами» чтеца, понимать задачу своего чтения – научиться понимать о чем читаешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...
Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...
"Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленным ФГОС НОО".
Выступление на ШМО....
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...