Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
методическая разработка на тему

Сердитова Людмила Васильевна

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00052e4b-42a0e20d.docx904.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Мастер – класс по  повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников  активному методу восприятия литературных произведений о войне.

Автор:  

учитель начальных классов

Сердитова Людмила Васильевна

                                                                   

 

              

                                                         

                                             

                                                 

                                                   

                                                       

Прилузский район

Республика Коми

2014

Мастер – класс по  повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников  активному методу восприятия литературных произведений о войне.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Задачи мастер-класса: 
• передача учителем  своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя  и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
 

   Модель проведения мастер-класса.

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный: 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть. 
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

  • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
  • развитие способности к рефлексии;
  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Алгоритм мастер-класса (по автору   Н.И. Ведерниковой)

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий) 

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия 

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

 

Ход  проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

 -Добрый день,  уважаемые участники мастер-класса. Актуальность выбранной мною темы для мастер-класса заключается в словах  В.А. Сухомлинского: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».

   Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте.

-Действительно, первой и наиболее доступной для детей формой художественного восприятия художественного произведения является выразительное чтение  и рассказывание учителя. Слушая выразительное чтение, дети проникают в суть произведения, истолковывают текст так, как его преподносит учитель.   Поэтому очень важно вести эту работу грамотно и целенаправленно.

 В канун  70 – летия  Победы нашего народа в Великой Отечественной войны  необходимо больше внимания уделять вдумчивому чтению произведений о войне. И если рассказы и повести учащиеся читают охотнее, то чтению стихотворений должна предшествовать

определенная подготовительная работа. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем мастер – классе.    

 Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

- Свою работу       по  обучению   активному методу восприятия литературных произведений я веду по пособию М.И. Омороковой «Учимся читать выразительно» издательства «Вентана – Граф».

  -У каждого  мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие радовать слушателей  своим чтением.     Давайте назовем их. (Это дыхание, голос и дикция.)

  На уроках  литературного чтения    мы работаем над техникой речи и  выразительностью.  

Дыхание – это  тоже средство развития речи. Как вы считаете, почему чтецу нужно управлять своим дыханием? Дыхание связано с голосом. Слабое, прерывистое, неглубокое дыхание делает голос тихим, невнятным, не способным, когда нужно, повышаться или понижаться. Предотвратить это помогут  выполнение следующих заданий.

Задания:

  • Прочитай строчки, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки между частями, затем быстро и без пауз.

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

                               Ю. Друнина

 - Понаблюдаем за дыханием. Читая быстро,  мы не можем вникнуть и прочувствовать смысл стихотворных строчек. Спешка при этом недопустима.

 

  • Продирижируй стихотворение, выделяя каждое слово.

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

                             А.Твардовский.

- Повторы слов «ВОЙНА» и  «НЕТ»  усиливают смысл стихотворения.

Голос тоже участвует в образовании речи, поэтому он должен быть достаточной звучности и частоты. Какой бывает голос? (Полетный - свободно звучащий, благозвучный - приятный, гибкий - подвижный, каркающий – скрипящий). Какой голос надо развивать? (Средний по высоте, не требующий напряжения)

C:\Users\Пионер\Desktop\вампрноглшд\IMG_0007.jpg

  Задания:

  • Представьте этажи дома - это сила вашего голоса: 1 этаж – голос понижается; 2 этаж - звучит ровно; 3 этаж - голос повышается.

Мне хотелось вобрать

Всю листву, все увалы,

Мне хотелось запомнить

Всех трав имена.

Мне впервые

Природа такой представала,

И глаза на нее

Мне раскрыла война.

                      Б.Дубровин.

-  Обратите внимание, что это стихотворение подходит читать пониженным и ровным голосом, высокий – не подойдет для этих  строк.

  • Правильная осанка при чтении вслух: голову держать прямо, а книгу   перед собой, чтобы звук не уходил вниз и не летел вверх (показ).

Когда упав на поле боя –

И не в стихах, а наяву, -

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

                                 И.Уткин.

Речевое мастерство – это показатель культуры учителя и учащихся.

Очень важный инструмент чтеца – это дикция, то есть отчетливое, ясное произношение звуков и слов.

  • Учись четко произносить окончания слов.

                           Произноси четко п ,б, р, прочитай строки ясно выделяя эти звуки.  

Прошедшим фронт, нам день зачтется за год,

В пыли дорог зачтется каждый след.

И корпией на наши раны лягут

Воспоминания юношеских лет.

                                 Н. Рыленков.

  • Учись выражать голосом чувства. Проследи, как меняется твой голос.

Прочитай   торжественно,  грустно, зло.

…Я  говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

                          О. Берггольц.  

 - Действительно, торжественно и зло не получится прочитать, т. к. в стихах заложена печаль, грусть…

    Вот некоторые приемы работы над выразительным чтением стихотворений о войне. Причем мы прочитали стихи поэтов военной поры и стихи тех авторов, которые писали  уже в послевоенное время (И.Уткин,  Н. Рыленков, Б.Дубровин).  Для детей выходят новые сборники произведений о Великой Отечественной войне. С ними  обязательно надо знакомить наших учащихся.

    Таким образом, всю работу над выразительным чтением художественного произведения можно объединить в кластер  (показ).

   

 C:\Users\Пионер\Desktop\вампрноглшд\IMG_0006.jpg

  1. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателя  с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

 - Вашему  вниманию я представляю работу по произведению Ольги Берггольц «Баллада о ленинградской матери», данное произведение  посвящено августу 1941 года, когда Ленинград  объявлен в опасности.  

 

Берггольц Ольга

ПЕСНЯ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ МАТЕРИ

        

Двадцатое августа 1941 года.
Ленинград объявлен в опасности.

Вставал рассвет балтийский
ясный,
когда воззвали рупора:
— Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград! —
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала:
— Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его.
Иди, мой младший, мой любимый,
зови с собой своих друзей.
Да не падет на дом родимый
бесчестье плена и плетей!
Нет, мы не встанем на колени!
Не опозорить, не попрать
тот город, где Владимир Ленин
учил терпеть и побеждать.
Нет, осиянный ратной славой,
великий город победит,
мстя за Париж, и за Варшаву,
и за твою судьбу, Мадрид.

...На бранный труд, на бой, на муки,
во имя права своего,
уходит сын, целуя руки,
благословившие его.

И, хищникам пророча горе,
гранаты трогая кольцо,—
у городских ворот в дозоре
седая мать троих бойцов.

20 августа 1941

 - Определите авторскую позицию, свое отношение и задачу чтения.  Авторская позиция:  Автор сочувствует  матери, сожалеет, что мать должна отдать последнего сына на защиту Родины.

Наше отношение к героям: Нам жаль мать, мы переживаем за нее, и понимаем,  как ей больно.

Задача чтения: Сообщить слушателям о состоянии бедной матери и пробудить к ней сочувствие,  передать весь трагизм войны.  

- Данное стихотворение созвучно с  идеей плаката «Родина – мать зовет!» Почему? Да, изображена седая мать, с поднятой рукой. Дух ее не сломлен, она верит в победу, победу любой ценой.

4. Моделирование

 - Я предлагаю разделиться на 2 группы и самостоятельно     разработать  систему заданий  в режиме продемонстрированной педагогической технологии. (Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

Например,  Что нужно сделать, чтобы понять и выразить чувства?

  • Перечитай внимательно текст и найди слова, выражающие чувства героя и автора.
  • Подумай, что пережил герой; вообрази себя на его месте и попытайся пережить события вместе с ним.
  • Реши, как ты относишься к героям и событиям.
  • Попытайся прочитать текст, передавая свое отношение к герою, событиям, картинам. Не забудь про дыхание, голос, дикцию.

Работа   по памятке:

«Учимся понимать художественное произведение»

  • Понять текст (о чем в нем говорится)
  • Представить героев, картины, нарисованные  поэтом или писателем, увидеть их;
  • Понять чувства героев и автора произведения.
  • Осознать свои чувства, свое отношение к героям и событиям.
  1. Рефлексия 

 (Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей).  

Итак, обучение выразительному чтению в начальной школе мы рассматриваем как компонент читательской деятельности младших школьников и активный метод подготовки вдумчивого читателя, способного к углубленному восприятию произведений разных жанров.

Читать и говорить выразительно – это значит владеть «инструментами» чтеца, понимать задачу своего чтения – научиться понимать  о чем читаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...