Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
статья
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7»
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Учитель начальных классов Зубченко И.В.
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения профессионального стандарта педагога
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?
Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.
Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.
Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.
И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием «сердце».
И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать: всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.
Начнем с себя, с конкретного исполнителя - учителя. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. К.Д. Ушинский
Вдумываясь в указанную тему, хочется отметить, что вся деятельность педагога, не может ограничиваться только определенными рамками, которые диктует новый документ «Профессиональный стандарт педагога». В работе учителя обязательно находится место и для педагогического творчества, выходящего за рамки предписанных правил.
Но чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь достаточно времени для проявления педагогического творчества. Поэтому время становится для учителя ключевым понятием в быстро меняющемся современном мире.
В современных условиях образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионализма педагога. Поэтому он должен обладать высокой квалификацией и соответствующими личными качествами. В настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, ответственность в принятии решений, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям.
В соответствии с современными реалиями, профессиональный стандарт педагога наполняется новыми компетенциями, способными помочь учителю при решении возникающих проблем:
- работа с одаренными детьми;
- преподавание русского языка ученикам, для которых он родным не является;
- осуществление деятельности в рамках инклюзивных образовательных программ;
- работа с детьми, имеющими нарушения в развитии;
- взаимодействие с зависимыми, девиантными, социально уязвимыми школьниками, в поведении которых отмечаются серьезные отклонения.
В структуре педагогического стандарта определены основные трудовые функции учителя по 3м направлениям: обучение, воспитательная деятельность и развивающая деятельность.
То есть, в преподавательской деятельности учитель должен:
- демонстрировать знания по предмету и программе;
- уметь планировать и проводить уроки, анализировать их;
- владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности;
- применять специальные подходы для включения в процесс всех детей;
- давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля;
- владеть компетенциями ИКТ.
При осуществлении воспитательного процесса педагог должен:
- владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности;
- эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности;
- ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения;
- уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их;
- моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка;
- выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.);
- владеть методами и формами организации походов, экскурсий;
- использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей;
- оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления;
- устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам;
- осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность;
- поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка;
- сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей;
- анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации;
- поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
В области развития школьников педагог должен обладать:
- готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения (у преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем);
- способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития;
- готовностью взаимодействовать с другими специалистами;
- способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы;
- умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.);
- способностью составлять индивидуальные программы развития;
- специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы, умением отслеживать динамику;
- способностью защитить детей, которых не принимает коллектив;
- знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников;
- умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный);
- способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия.
Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. И напротив, «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться», - писал Л.Н. Толстой (1828-1910).
Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее. Здесь я хочу предложить несколько способов самомотивирования.
1. Всегда настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.
2. Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени ощущаешь себя хозяином своего положения, тем выше мотивированность и удовлетворенность.
3. Определять приоритеты своих целей, которые для человека в разное время могут выстраиваться в разную по значимости шкалу. Умение ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает его преуспевающим в жизни.
4. Аналитически относиться к кризисам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.
5. Доводить начатое, задуманное до конца. Не отступать от желаемого, запланированного.
6. Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность. Помнить: каждый человек обладает уникальностью, исключительностью.
С точки зрения современных социологов компетентность – это структура, которая делится на четыре ступени, необходимые для полноценного существования личности в нашем мире. Сюда входят:
- способности познавать что-то новое;
- делать что-либо на основе полученных знаний;
- действовать в группе;
- уметь действовать или жить независимо от других людей и обстоятельств.
Каждая личность должна иметь подобные социальные навыки, ведь они позволяют вести определенный образ жизни, работать и получать от этого удовольствие.
В целом личности (в том числе и личности педагога) присущи пять основных видов компетенции.
Первый из них – политический. Необязательно глубоко разбираться в политике и следить за всеми новостями. Это возможность работать в группе, участвовать в принятии коллективных решений, думать о благе других, а не только о себе.
Вторая компетентность – это ораторское искусство и грамотная письменная речь.
Третья заключается в поддержании культурного равновесия. Это выражается в проявлении толерантности, корректности по отношению к другим людям, их мнениям и истории и так далее.
Под номером четыре находится компетентность в познании всего нового, что готовит нам этот мир.
Ну, и последняя степень социально компетентного человека – саморазвитие, к которому он непременно должен стремиться.
Для каждого человека компетенция и компетентность имеют различный смысл. Компетентность чаще всего проявляется в личных особенностях, в частной жизнедеятельности. Компетенция – это понятие, которое воспринимается в рабочем контексте, имеет профессиональную основу. Но самым важным является сопоставление этих двух понятий. В таком случае любой человек сможет проявить и свои таланты, данные природой, и навыки, приобретенные в процессе познания мира.
Нередко профессиональная или рабочая компетентность пересекается с жизненным опытом, и если в нем тот или иной человек компетентен, то решить любую задачу становится просто и доступно. Тот, кто умеет учиться и развиваться, в первую очередь, компетентен в жизни, следовательно, познать любую науку ему будет не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, выходит, что компетентность - это жизненная наука, познать которую можно, приобретая опыт.
Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои взгляды и позиции. Если обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.
Но любовь к профессии и детям – это не единственное что должно вдохновлять педагога. Однажды Владимиру Высоцкому в одном из интервью задали вопрос: « Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?». Как вы думаете, что он ответил? Его слова были таковы: «Я подарил бы ему еще одну жизнь».
Любовь к жизни - это источник вдохновения. Многие педагоги всю свою жизнь посвящают работе, гордясь и страдая от этого одновременно. Да, учитель профессия круглосуточная, но если не уметь отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы, то что же в нас будет интересно детям? Если учитель не умеет радоваться жизни, как он разовьет в детях это важнейшее свойство? Если учитель мало думает, смеется, чувствует, играет, творит, как же он научит этому детей?
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Желаю вам успехов в овладении профессиональным стандартом педагога!
Будьте профессионально компетентны и смело проявляйте свое педагогическое творчество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
В статье говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....
Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов...
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....
«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».
О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....
Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...
Повышение уровня профессионализма педагога, как условие и средство обеспечения качества образования
Доклад на тему «Повышение уровня профессионализма педагога, как условие и средство обеспечения качества образования»Профессионализм педагогов в сегодняшней системе образования играет решаю...