Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
статья

Зубченко Ирина Васильевна

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №7»

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

                      Учитель начальных классов Зубченко И.В.

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения профессионального стандарта педагога

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?  

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием «сердце».

И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать: всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.

Начнем с себя, с конкретного исполнителя - учителя. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».

 В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. К.Д. Ушинский

Вдумываясь в указанную тему, хочется отметить, что вся деятельность педагога, не может ограничиваться только определенными рамками, которые диктует новый документ «Профессиональный стандарт педагога». В работе учителя обязательно находится место и для педагогического творчества, выходящего за рамки предписанных правил.

Но чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь достаточно времени для проявления педагогического творчества. Поэтому время становится для учителя ключевым понятием в быстро меняющемся современном мире.

В современных условиях образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионализма педагога. Поэтому он должен обладать высокой квалификацией и соответствующими личными качествами. В настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, ответственность в принятии решений, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям.

В соответствии с современными реалиями, профессиональный стандарт педагога наполняется новыми компетенциями, способными помочь учителю при решении возникающих проблем:

- работа с одаренными детьми;

- преподавание русского языка ученикам, для которых он родным не является;

- осуществление  деятельности в рамках инклюзивных образовательных программ;

- работа с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- взаимодействие с зависимыми, девиантными, социально уязвимыми школьниками, в поведении которых отмечаются серьезные отклонения.

В структуре педагогического стандарта определены основные трудовые функции учителя по 3м направлениям: обучение, воспитательная деятельность и развивающая деятельность.

То есть, в преподавательской деятельности учитель должен:

- демонстрировать знания по предмету и программе;

- уметь планировать и проводить уроки, анализировать их;

- владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности;

- применять специальные подходы для включения в процесс всех детей;

- давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля;

- владеть компетенциями ИКТ.

При осуществлении воспитательного процесса педагог должен:

- владеть формами  и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности;

- эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности;

- ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения;

- уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их;

- моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка;

- выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.);

- владеть методами и формами организации походов, экскурсий;

- использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей;

- оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления;

- устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам;

- осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность;

- поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка;

- сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей;

- анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу;

- защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации;

- поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.

В области развития школьников педагог должен обладать:

- готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения (у преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем);

- способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития;

- готовностью взаимодействовать с другими специалистами;

- способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы;

- умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.);

- способностью составлять индивидуальные программы развития;

- специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы, умением отслеживать динамику;

- способностью защитить детей, которых не принимает коллектив;

- знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников;

- умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный);

- способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия.

Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. И напротив,  «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться», - писал Л.Н. Толстой (1828-1910).

 Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее. Здесь я хочу предложить несколько способов самомотивирования.

1. Всегда настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.

2. Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени ощущаешь себя хозяином своего положения, тем выше мотивированность и удовлетворенность.

3. Определять приоритеты своих целей, которые для человека в разное время могут выстраиваться в разную по значимости шкалу. Умение ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает его преуспевающим в жизни.

4. Аналитически относиться к кризисам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.

5. Доводить начатое, задуманное до конца. Не отступать от желаемого,  запланированного.

6. Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность. Помнить: каждый человек обладает уникальностью, исключительностью.

С точки зрения современных социологов компетентность – это структура, которая делится на четыре ступени, необходимые для полноценного существования личности в нашем мире. Сюда входят:

- способности познавать что-то новое;

- делать что-либо на основе полученных знаний;

- действовать в группе;

- уметь действовать или жить независимо от других людей и обстоятельств.

Каждая личность должна иметь подобные социальные навыки, ведь они позволяют вести определенный образ жизни, работать и получать от этого удовольствие.

В целом личности (в том числе и личности педагога) присущи пять основных видов компетенции.

Первый из них – политический. Необязательно глубоко разбираться в политике и следить за всеми новостями. Это возможность работать в группе, участвовать в принятии коллективных решений, думать о благе других, а не только о себе.

Вторая компетентность – это ораторское искусство и грамотная письменная речь.

Третья заключается в поддержании культурного равновесия. Это выражается в проявлении толерантности, корректности по отношению к другим людям, их мнениям и истории и так далее.

Под номером четыре находится компетентность в познании всего нового, что готовит нам этот мир.

Ну, и последняя степень социально компетентного человека – саморазвитие, к которому он непременно должен стремиться.

Для каждого человека компетенция и компетентность имеют различный смысл. Компетентность чаще всего проявляется в личных особенностях, в частной жизнедеятельности. Компетенция – это понятие, которое воспринимается в рабочем контексте, имеет профессиональную основу. Но самым важным является сопоставление этих двух понятий. В таком случае любой человек сможет проявить и свои таланты, данные природой, и навыки, приобретенные в процессе познания мира.

Нередко профессиональная или рабочая компетентность пересекается с жизненным опытом, и если в нем тот или иной человек компетентен, то решить любую задачу становится просто и доступно. Тот, кто умеет учиться и развиваться, в первую очередь, компетентен в жизни, следовательно, познать любую науку ему будет не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, выходит, что компетентность - это жизненная наука, познать которую можно, приобретая опыт. 

Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои  взгляды и позиции. Если  обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.

Но любовь к профессии и детям – это не единственное что должно вдохновлять педагога. Однажды Владимиру Высоцкому  в одном из интервью задали вопрос: « Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?». Как вы думаете,  что он ответил? Его слова были таковы: «Я подарил бы ему еще одну жизнь».

Любовь к жизни - это источник вдохновения. Многие педагоги всю свою жизнь посвящают работе, гордясь и страдая от этого одновременно. Да, учитель профессия круглосуточная, но если не уметь отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы, то что же в нас будет интересно детям? Если учитель не умеет радоваться жизни, как он разовьет в детях это важнейшее свойство? Если учитель мало думает, смеется, чувствует, играет, творит, как же он научит этому детей?

         Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Желаю вам успехов в овладении профессиональным стандартом педагога!

Будьте профессионально компетентны и смело проявляйте свое педагогическое творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».

О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....

Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...

Повышение уровня профессионализма педагога, как условие и средство обеспечения качества образования

Доклад на тему «Повышение уровня профессионализма педагога, как условие и средство обеспечения качества образования»Профессионализм педагогов в сегодняшней системе образования играет решаю...