"Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленным ФГОС НОО".
статья
Выступление на ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_professionalnoy_kompetentnosti_pedagoga.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Выступление на ШМО.
«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО».
Учитель высшей квалификационной категории
Сорокина Н.В.
22 ноября 2022 г.
В настоящее время одним из важных направлений формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачей образовательного учреждения при введении ФГОС как совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы.
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определённых задач профессиональной и в непрофессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.
Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально - активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются
- Низкий уровень интереса к своей профессии;
- Невладение пед. технологиями;
- Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;
- Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;
- Безразличие к инновациям;
- Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.
Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих - либо полномочий, прав.
Проще говоря:
- Компетенции – это требования
- Компетентность – это проявление этих требований
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах.
Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов в педагогической деятельности – это динамичный процесс, включающий в себя следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условий; идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности; творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления своих профессиональных ролей и функций.
В своём содержании личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов означает «подтягивание» самого себя до требований избранной профессии. Оно включает личностный опыт преодоления трудностей и препятствий и самостоятельное достижение успешных результатов профессионального роста. Ядро этого процесса можно представить как синтез, органическое единство профессиональной идентичности, профессиональной компетентности и готовности к преобразующей деятельности.
Образовательная деятельность требует от специалиста широких и глубоких познаний в разнообразных областях. Особенно это актуально для учителя начальной школы, преподающего школьникам целый ряд различных научных дисциплин. Следовательно, его общие познания должны вращаться в области языкознания, литературы, математики, естествознания, истории, изобразительного искусство, музыки. При этом имеется в виду не только владение содержанием учебной дисциплины, но и обширный кругозор, позволяющий проводить глубокий анализ разнообразных сторон окружающей действительности. Так, учителю необходимы знания о культурно-исторических объектах и традициях своего города, региона, он должен ориентироваться в культурно-исторических особенностях народов, населяющих регион, быть в курсе культурных событий.
Таким образом, следует выделить три показателя профессиональных компетенций учителя по общекультурному критерию:
- общая образованность и эрудированность;
- актуализация информированности в области культурных новинок;
- сформированная культура речи.
По окончанию начальной школы у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, готовность к сотрудничеству в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования. Достижение указанных результатов обеспечивает, по мнению разработчиков ФГОС НОО нового поколения, возможность продолжения образования на следующих ступенях системы образования.
Успешное проведение урока, достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяется согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки учителя к уроку. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями программы, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в продумывании и составлении технологической карты урока, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. При отборе содержания урока необходимо учитывать требования программы по предмету учебного плана ОУ, обратить особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность, чтобы не перегружать урок и обеспечить оптимальную активацию познавательной деятельности обучающихся.
Необходимо также определить методы и приёмы работы самого учителя на уроке, сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы обучающихся на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и информационно-технические средства обучения.
Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.
Таким образом, высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших, собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во многом субъективными факторами. В современной жизни всё большее значение уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно учитывать разные аспекты: возрастной, образовательный, профессиональный потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую готовность к непрерывному образованию, семейное благополучие, психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального роста, возможности социального партнёрства образовательного учреждения и др. Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их взаимообусловленность способствует профессиональному совершенству личности, что в свою очередь является фактором повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в свете перехода на ФГОС НОО второго поколения
Из практики работы по ФГОС НОО...
Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.
Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах....
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...