ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка (1 класс) на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности "Любопытный Совёнок" | 153 КБ |
Статья по материалам курсового исследования | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» (ГБПОУ)
Согласовано
Заместитель директора по ВР
«___» __________ 2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Любопытный совёнок»
Направление: Общеинтеллектуальное
Вид: Познавательная деятельность
Возрастная группа: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Челябинск, 2017 год
Пояснительная записка
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Программа внеурочной деятельности, составленная согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, «Любопытный совёнок» реализует познавательное направление в интеллектуальном развитии детей возраста 7-8 лет и рассчитана на 34 занятия в течении учебного года по два часа в неделю.
Актуальность программы определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников, пришедших в первый класс, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
Реализация данной программы позволит учащимся развивать познавательные интересы, творческое мышление, формировать и развивать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности. Учащиеся смогут ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Содержание соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников. Данная программа направлена на развитие логического мышления школьников, формирование умения нестандартно мыслить, решение задач повышенной трудности, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. 2 Цель: формирование общеинтеллектуальных умений и учебной мотивации; развитие мыслительных и психических процессов.
Формы занятий: - По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; - По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; - По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Виды деятельности: игровая, познавательная. Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий и воспитывающий.
В итоге изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования результатов:
Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в решении учебной задачи.
3
Личностные результаты:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир;
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Предметные результаты:
сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие.
Учебно-тематическое планирование
№п\п | Содержание программы (Темы занятий) | Количество часов | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | ||
Всего | Теория | Практика | Формы занятий | ||
Раздел №1 | Познавательные процессы | 10 | 1 | 9 | |
1 | Детективы, за работу! | 1 | Тренинг | ||
2 | Фокусы-покусы | 1 | Творческая мастерская | ||
3 | Взялись за руки слова. | 1 | Игровая эстафета | ||
4 | Художник – на обеде. Мы – за него! | 1 | Тренинг | ||
5 | Собери сокровища. | 1 | Игра-путешествие | ||
6 | Без чего не обойтись? | 1 | Интеллектуальный марафон | ||
7 | Мир интересностей. Найди свою. | 1 | Интеллектуальная эстафеста | ||
8 | В стране Вымышляндии. | 1 | Продуктивная игра | ||
9 | Сначала думай – потом говори! | 1 | Интеллектуальные соревнования | ||
10 | Сначала думай – потом говори! (ч.2) | 1 | Интеллектуальные соревнования | ||
Раздел №2 | Исследовательские умения | 10 | 1 | 9 | |
11 | Какие бывают вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы | 1 | Познавательная беседа | ||
12 | Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный. | 1 | Тренинг | ||
13 | Воображаемые и оценочные вопросы | 1 | Продуктивная игра | ||
14 | Учимся работать с исследовательским фартуком. | 1 | Тренинг | ||
15 | Методы исследования. | 1 | Познавательная беседа | ||
16 | Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса. | 1 | Продуктивная игра | ||
17 | Метод шести думательных шляп. Кластер. | 1 | Тренинг | ||
18 | Учимся работать с научно-познавательной литературой. | 1 | Творческий проект | ||
19 | Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок». | 1 | Познавательная беседа | ||
20 | Учимся строить схемы. | 1 | Продуктивная игра | ||
Раздел №3 | Самостоятельная исследовательская практика | 10 | 1 | 9 | |
21 | Мини-курс «Загадки «философского камня». | 1 | Занимательная лекция | ||
22 | Мини-курс «Чудеса человеческого тела». | 1 | Занимательная лекция | ||
23 | Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления» | 1 | Занимательная лекция | ||
24 | Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь» | 1 | Практикум | ||
25 | Мини-курс «Древнейшие изобретения человека» | 1 | Практикум | ||
26 | Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | Презентация продуктов деятельности | ||
27 | Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | Презентация продуктов деятельности | ||
28 | Подготовка к защите исследовательской работы. | 1 | Тренинг | ||
29 | Презентация результатов исследования на «Школе исследователя». | 1 | Презентация продуктов деятельности | ||
30 | Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» | 1 | Познавательная беседа | ||
Раздел №4 | Наблюдения, опыты и эксперименты | 4 | 0 | 4 | |
31 | Опыт « Кто сильнее?» | 1 | Познаватеная беседа, опыт | ||
32 | Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента. | 1 | Исследовательская лаборатория | ||
33 | Эксперимент по смешиванию красок. | 1 | Творческая мастерская | ||
34 | Резервный урок. | 1 | Тестирование | ||
Итого | 34 | 3 | 31 |
Содержание изучаемого курса:
Раздел I «Познавательные процессы» .
Занятие 1. Тема: Детективы, за работу!
Цель: увеличивать объём внимания и развивать быстроту реакции;
Содержание: Найди пропажу. Притворись шпионом. Развивай быстроту реакции (работа с числами). Живая картина. Игра «Что изменилось в круге?».
Форма занятия: тренинг
Занятие 2. Тема: Фокусы-покусы.
Цель: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; развивать восприятие; определять чувства и настроения других.
Содержание: Корректурная проба. Зайчики из пальчиков. Волшебный дизайнер. Фокусы-покусы (аппликация). Приключения в лабиринте. Игра «Кляксы».
Форма занятия: творческая мастерская
Занятие 3. Тема: Взялись за руки слова.
Цель: развивать слуховую, смысловую память.
9
Содержание: Корректурная проба. Воспроизведение 10 слов, 10 пар слов. Воспроизведение рассказа. Бабушка испекла… Один взгляд, и ключ найден! Игра «Составим сказку». Игра «Запомни своё место».
Форма занятия: игровая эстафета
Занятие 4. Тема: Художник – на обеде. Мы – за него!
Цель: развивать образное мышление, внутренний план действий на образном материале.
Содержание: Корректурная проба. Поиграем в волшебные спички. Нарисуй по клеткам. Художник – на обеде. Мы – за него! Помоги кубику найти кубик. Игра «Возьми и передай».
Форма занятия: тренинг
Занятие 5. Тема: Собери сокровища.
Цель: развивать внимания, памяти, мышления, творчества учащихся;
Содержание: Корректурная проба. Собери сокровища.
Форма занятия: игра-путешестие
Занятие 6. Тема: Без чего не обойтись?
Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности на вербальном материале.
Содержание: Корректурная проба. Бег ассоциаций. Собери рюкзак в дорогу. Найди подходящее слово. Каверзные задачки для догадливых героев. Буквы, стройся в ряд! Игра «Части тела».
Форма занятия: интеллектуальный марафон
Занятие 7. Тема: Мир интересностей. Найди свою.
Цель: развивать умение переходить от конкретного к абстрактному; развивать гибкость мышления, воображение.
Содержание: Корректурная проба. Буквы-закорючки скрючились и спрятались. Попробуй их прочитать. Секретный шифр. Задача для знатоков. Умельцы-словоделы за работой. Ребусы. Игра «Разговор обезьяны и крокодила».
Форма занятия: интеллектуальная эстафета
Занятие 8. Тема: В стране Вымышляндии.
Цель: развивать способность фантазировать, креативно мыслить.
Содержание: развитие логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики рук, внимания, усидчивости, самостоятельности, через игру-путешествие. Развитие фантазии, используя творческие задания. Игры «Найди нужный номер», «Определи и назови», «Угадай название улицы».
Форма занятия: продуктивная игра
Занятие 9, 10. Тема: Сначала думай – потом говори!
Цель: развивать смысловую догадку; развивать саморегуляцию и самоконтроль.
Содержание: Спаси слова от Буквоежек! Освободи слова из темницы. Королевское внимание. Повторяем с умом. Капризное эхо. Можешь ли ты делать два дела сразу? Игра «Запретный номер».
Форма занятия: интеллектуальное соревнование
Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.
Раздел II «Исследовательские умения» .
Занятие 1. Тема: Какие бывают вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопрос
Цель: познакомить с видами вопросов: описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный
Содержание: Что такое вопрос. Виды вопросов. Установление соответствия вопросительных слов к видам вопросов. Учимся задавать разные вопросы.
Форма занятия: познавательная беседа, тренинг
Занятие 2. Тема: Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.
Цель: научить задавать описательный, каузальный и субъективный вопросы
Содержание: игра «Какой предмет спрятан?», игра «Угадай сказочный персонаж», игра «Надпись на футболке».
Форма занятия: тренинг
Занятие 3. Тема: Воображаемые и оценочные вопросы.
Цель: научить задавать воображаемые и оценочные вопросы.
Содержание: игра «Фантазеры».
Форма занятия: продуктивная игра
Занятие 4. Тема: Учимся работать с исследовательским фартуком.
Цель: помочь ребенку развить свои исследовательские умения: определять терминологию связанную с научным открытием, выделять ключевые слова, направляющие исследование, ставить исследовательские вопросы, классифицировать информацию.
Содержание: знакомство с «исследовательским фартуком», его карманами. Методика работы с фартуком. Исследование объекта с помощью исследовательского фартука.
Форма занятия: тренинг
Занятие 5. Тема: Методы исследования.
Цель: формировать представление о методах исследования, развитие креативности, исследовательских умений.
Содержание: Способы познания окружающего мира. Презентация « Как мы познаем мир». Познавательная беседа по организации исследования «Как составить план работы». Игра «Цветное дерево».
Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра
Занятие 6. Тема: Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.
Цель: формировать представление о методах анкетирования и опроса.
Содержание: Методы анкетирования и опроса. Практикум по группам «Учимся анкетировать», «учимся проводить опрос». Как обработать и представить результаты.
Форма занятия: продуктивная игра
Форма подведения итогов реализации модуля: «Папка исследователя».
Занятие 7. Тема: Метод шести думательных шляп. Кластер.
Цель: совершенствовать умения владеть основными методами исследования.
Содержание: Знакомство с методом шести думательных шляп. Использование метода. Проведение мини-исследования с помощью метода шести думательных шляп. Знакомство с кластером. Составление кластеров.
Форма занятия: тренинг
Занятие 8. Тема: Учимся работать с научно-познавательной литературой.
Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.
Содержание: Знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной литературы. Классификация научно-познавательной литературы по областям человеческого знания. Работа в группах: составление библиотеки юного натуралиста; составление каталога знатока математики, составление перечня литературы для юного техника.
Форма занятия: творческий проект
Занятие 9. Тема: Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок».
Цель: научить различать схемы
Содержание: понятие «схема текста». Знакомство с видами схем.
Форма занятия: познавательная беседа.
Занятие 10. Тема: Учимся строить схемы.
Цель: научить строить схемы
Содержание: Составление схем текста. Конструирование текста по схемам.
Форма занятия: продуктивная игра
Форма подведения итогов реализации модуля: «Папка исследователя».
Раздел III «Самостоятельная исследовательская практика».
Занятие 1. Тема: Мини-курс «Загадки «философского камня».
Цель: развитие познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин.
Содержание занятия: Мир веществ. Свойства веществ: газы, жидкости, твёрдые вещества, плазма. Опыт по выращиванию кристаллов.
Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.
Занятие 2. Тема: Мини-курс «Чудеса человеческого тела».
Цель: развитие познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин.
Содержание занятия: Возможности головного мозга. Яблоко, которое нельзя съесть. Конструирование пищеварительной системы из подручного материала.
Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.
Занятие 3. Тема: Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления»
Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.
Содержание занятия: Решение проблемной ситуации. Как считали в Древней Греции. Понятие о счётных системах счисления. Использование счётных систем в жизни человека. Практикум: перевод из десятичной системы счисления в другие.
Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.
Занятие 4. Тема: Мини-курс «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук.
Содержание занятия: Фразеологизмы и их значение в русском языке. Употребление фразеологизмов в русских народных сказках. Практикум – замена фразеологизмов словом или словосочетанием в современном русском языке.
Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.
Занятие 5. Тема: Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»
Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук.
Содержание занятия: Колесо, лодка, телега, лук и стрелы как первые изобретения человека. Материалы, внешний вид, назначение. Практикум – изготовление моделей орудий труда человека.
Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.
Занятие 6. Тема: Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.
Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).
Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа Папки по индивидуальным исследованиям. Презентация промежуточных результатов исследования.
Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 7. Тема: Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.
Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).
Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.
Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 8. Тема: Подготовка к защите исследовательской работы.
Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)
Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Секреты великих ораторов.
Форма занятия: тренинг.
Занятие 9. Тема: Презентация результатов исследования на «Школе исследователя».
Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)
Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции.
Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Занятие 10. Тема: Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант»
Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)
Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции.
Форма занятия: презентация продуктов деятельности.
Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования.
Раздел IV «Наблюдения, опыты и эксперименты».
Занятие 1. Тема: Опыт « Кто сильнее?».
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.
Содержание: Беседа об анатомии и свойствах мышц. Составление плана проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Нахождение научного обоснования опыта.
Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 2. Тема: Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в протоколе эксперимента.
Содержание: Беседа об источниках света. Подготовка оборудования для проведения опыта. Знакомство с алгоритмом заполнения протокола эксперимента. Повторение правил техники безопасности при проведении эксперимента. Проведение практического опыта с параллельным заполнением протокола эксперимента. Зарисовка эксперимента. Отчёт о проделанном эксперимента. Подведение итогов, выводы.
Форма занятия: исследовательская лаборатория, познавательная беседа.
Занятие 3. Тема: Эксперимент по смешиванию красок.
Цель: развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в протоколе эксперимента.
Содержание: Беседа о свойствах красок, оттенков, названий. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Отчёт о проделанном опыте. Подведение итогов, выводы.
Форма занятия: творческая мастерская, познавательная беседа.
Занятие 4. Резервный урок
Форма подведения итогов реализации модуля: тестирование.
Мониторинговая карта освоения результатов.
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки |
Личностные:
| Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников. Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия. | Наблюдение выходной тест Тест «Изучение саморегуляции» | 1 год обучения сентябрь |
Метапредментные:
| Формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, воображения и логического мышления. Формирование способности проявлять самодеятельность, самореализацию, самоконтроль, самооценку. Расширение кругозора учащихся в различных областях знаний. | Промежуточный тест «Лишний предмет» ТУРМШ автор теста В.П. Арсланьян | январь |
Предметные:
| Обобщение по некоторому признаку, находить закономерность. Описывание простой порядок действий для достижения заданной цели. Проводить аналогию между разными предметами. Выполнение логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ. | Итоговый тест Тест на скорость протекания мыслительных процессов. | Май |
Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор,
проектор,
экран и др.
Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.
Организация и оснащение методического кабинета.
Оснащение читального зала библиотеки.
Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
Оборудование рабочего места педагога.
Учебно-методический комплекс.
Для педагога | Для учащихся |
Обязательная | |
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.). Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897]. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения). Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г. | Разработки занятий «Школы исследователя», Сборник познавательных опытов и экспериментов Банк презентаций для проведения мини-курсов. Сборник игр и упражнений для проведения тренингов. Макет портфолио обучающегося. Макет «Папки исследователя». Рекомендации для оформления исследовательских работ. |
Дополнительная | |
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону.2008г. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. | Памятки для проведения наблюдений и экспериментов. Банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий. |
Интернет ресурсы | |
«Жидкие» фокусы /l_01_00/l_01_10k.shtml Занимательные опыты на кухне /l_01_00/l_01_10m.shtml Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми /l_01_00/l_01_10d.shtml | Занимательные научные опыты для детей /l_01_00/l_01_10o.shtml Познавательные опыты для детей /l_01_00/l_01_10g.shtml Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /l_01_00/l_01_10f.shtml |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по материалам курсового исследования)
Бардяева Анастасия Дмиттриевна
Научный руководитель – Горячёва С.Л., преподаватель кафедры естествознания
высшей квалификационной категории
В современном обществе любой страны, в том числе и российском, быстро нарастает разнообразие экономического, экологического развития отдельных регионов и областей, яркое выявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях вырастает необходимость населения, в особенности подрастающего поколения, знания своего края, его истории и культурных традиций, природы, хозяйства, ресурсов, экологической ситуации, планов развития социально-экономических и культурных.
Нельзя переоценить огромное значение малой родины для воспитания младших школьников как места, где они живут, учатся и непосредственно общаются с природой, воздействуя на неё.
Русский советский писатель К Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». [5, c. 17]
Человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Современное общество с его плановой системой организации производства создает реальные возможности для комплексного решения задач защиты природы, окружающей человека среды. Формировать такую убежденность и готовность реализовать ее в жизни необходимо уже с юных лет, на школьной парте и даже раньше — в игровых комнатах и живых уголках детских садов. Ведь доброе отношение к природе начинается с общения детей с растительным и животным миром. Особую радость доставляет детям уход за маленькими животными. Защищая их, они переживают при этом возвышенное чувство доброго покровительства по отношению к слабому, беспомощному. Много добрых минут приносят детям наблюдения за насекомыми, бабочками, кузнечиками, жучками, муравьями, бережное отношение к ним. увство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира. С удовольствием и ощущением полезности своего труда школьники ухаживают за деревьями и цветами на клумбах, работают на школьном участке осенью. Собственный труд по уходу за растениями и животными повышает действенность экологического воспитания детей, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира. С удовольствием и ощущением полезности своего труда школьники ухаживают за деревьями и цветами на клумбах, работают на школьном участке осенью. Собственный труд по уходу за растениями и животными повышает действенность экологического воспитания детей, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Таким образом, воспитывая всесторонне развитую личность в современных условиях необходимо считать экологическое воспитание одним из ведущих и значимых направлений в учебно – воспитательном процессе.
В связи с этим перед начальной школой встали задачи, направленные на воспитание у школьников новых ценностных ориентаций, связанных с восприятием окружающей действительности, её оценкой, с деятельностью и поведением человека в природе и обществе.
Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе.
Реализации этих задач способствуют многие учебные предметы, но наибольшие возможности представляет собой предмет такой, как «Окружающий мир». Он предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на мир, пониманию его материальности и познаваемости, способствованию развитию личности ребёнка.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира родного края не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Цель исследования: изучить виды экскурсий и их особенности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «экскурсия» в современной психолого-педагогической литературе;
2) изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в процесс естественнонаучного обучения младших школьников;
3) проанализировать современную научную литературу по теме исследования;
4) выявить образовательное и воспитательное значение курса «Окружающий мир»;
5) раскрыть особенности организации различных видов экскурсий в начальной школе на уроках «Окружающего мира».
Методы исследования:
- анализ литературных источников по проблеме исследования;
- развитие и формирование исследовательских навыков;
- обобщение и отбор необходимой информации.
В курсовой работе мы планируем изучить более подробно методические аспекты организации, подготовки и проведения экскурсии в начальной школе на уроке «Окружающего мира», основываясь на изучении теоретической части в главе I.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «Педагогика» учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др. – 3-е издание – Москва: Школа-Пресс, 2000 г.
- Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.
- Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2003г., №8.
- Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 2007 г.
- Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2011 г.
- Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 2010 г.
- Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов - М.: Педагогическое общество России, 2008 г.
- Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. /Начальная школа, 2004г., №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...