Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Вольская Ольга Анатольевна

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации. Данное занятие соответствует требованиям к внеурочной деятельности по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rast_irk_obl_volskaya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока/занятия

Предмет

«Тропинки родного края»

Класс

1

Тип урока/занятия

Урок решения практических задач

Технология построения урока/занятия

Проблемно-диалогическая

Тема

Растения Иркутской области

Цель

Создание условий для проявления познавательной активности ученика; получения представления о  растениях Иркутской области

Основные термины, понятия

Карта Иркутской области, Красная книга Иркутской области, хвойные и мелколиственные леса.

Планируемый (ожидаемый) результат:    Желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации; применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

Предметные умения

Личностные УУД: 

- проявлять интерес к учебному материалу;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

 - определять правила работы в группе.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности  занятия;

- принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей;

- искать способ решения учебной задачи, осуществляя пробы.

Познавательные УУД:

общеучебные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; логические – уметь строить рассуждения в форме простых суждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общении и взаимодействии.

Организация пространства:  дети распределены на 4 группы по 7 человек.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Журналы «Сибирячок», 2000 -2008 г,

Технические средства обучения:

Компьютер, медиа проектор  

Интернет: http://issuu.com/irkipedia/docs 

http://baikalpress.ru/sm/2008/14/006003.html

http://bogard.isu.ru/cbd/redbook/show_all_plants.htm

Дидактические задачи этапов  занятия

Этапы   занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на занятии: создание положительного  отношения и благоприятного настроя на предстоящую работу. Выработка осознанного вхождения ученика в пространство учебной деятельности на занятии.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-проявлять готовность начать учебную деятельность;

 -осуществлять самоконтроль.

коммуникативные:

-излагать свое мнение, аргументируя его.

1.Приветствие учащихся.

2.Проверка готовности.

 

– Проверим готовность к нашему занятию!

- Почему это важно?

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего рабочего места.

Актуализация знаний

Предметные:               - правильно называть

звуки леса

Метапредметные (УУД): познавательные:

- умение сравнивать, классифицировать.

регулятивные:               -умение

Слайд 2.

Задаёт вопросы ученикам, даёт прослушать аудиозапись (звук шума листвы и голосов птиц).

- Ребята закройте, глаза, прослушайте аудиозапись.

Слушают аудиозапись  

 

контролировать правильность ответов своих одноклассников

коммуникативные:

-слушать и понимать речь одноклассников

 - Что вы услышали? Чьи звуки?

- Подумайте, где можно услышать эти звуки? (в лесу)

- Кто из вас был в лесу?

Осознанно отвечают на поставленные вопросы

Постановка  учебной проблемы

Предметные:

- составление карты Иркутской области.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свои предположения;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

 Слайд 3.

1. Распределение задач по группам.

Игра «Собери мозаику»

 - Сегодня мы будем говорить о растениях, которые обитают в той области, которую вы соберёте из «пазл».

- Работаем по группам! Кто быстрее?

- Что у вас получилось?

(карта Иркутской области)

 

Принимают учебную задачу.

Работают в группах.

Составляют мозаику.

Высказывают свои предположения.

 

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: 

- определять и формулировать цель своей деятельности

 – А много ли растений вы знаете, которые растут только в Иркутской области?

 - Поставьте себе цель сегодняшнего занятия.

- Что же нам на занятии  предстоит выяснить?

- Для чего всё это нам нужно знать?

Сталкиваются с незнанием многих растений.

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Открытие нового знания

Предметные:

- знать отличительные особенности растительного мира Иркутской области.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

- формирование уважительного отношения к мнению другого.

1.Выдвижение гипотезы.

- Посмотрите на физическую карту Иркутской области, какой растительный мир Иркутской области? Какие у вас есть предположения, мысли?

2.Формулирование вывода               Слайд 4

- Из  вышесказанного можно сделать вывод, что растительный мир Иркутской области

Слушают, рассматривают карту Иркутской области.

Осознанно отвечают на поставленные вопросы.

Открытие нового знания

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

 познавательные:

- овладеть умениями поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

очень разнообразен и отличен от растительного мира западных областей России.

 3.Первичное закрепление.

- Я сейчас буду загадывать загадки, а вы говорить отгадки и рассказывать об отгаданном растении.

А) деревья:

- Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)             Слайд 5

- Никто не пугает, а вся дрожит.                                                        (Осина)            Слайд 6

- Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (Лиственница)  Слайд 7

- У какого дерева плоды растут на макушках ветвей?  (Кедр)            Слайд 8

 Физминутка.  Слайд 9

- Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли

Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).

Б) цветы:

- Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает

(подснежник) Слайд 10                

Высказывают свое мнение

Отгадывают загадку.

Рассказывают о данном растении.

Повторяют движения за учителем.

Открытие нового знания

 

- Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

 Цветок душистый,  нежный                                              Из кисти белоснежной

(ландыш)       Слайд 11

- Как называется это растение? 

(купальница)    Слайд 12

- Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами?  (шиповник)      Слайд 13

В) Ягоды

- Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло. (брусника)      
 Слайд 14

- Как называется ягода, созревающая  в конце июня начале июля, с дивным чарующим ароматом?

(земляника)       Слайд 15

- Какая ягода снега не боится?

(клюква)             Слайд 16

- Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами

(черника)         Слайд 17

- Какую лесную ягоду любит медведь?  (малина)          Слайд 18

4. Знакомство с проектом Красной Книги Иркутской области.            Слайд 19

Отгадывают загадку.

Рассказывают о данном растении.

Открытие нового знания

-Прочитайте предложение на слайде Как вы его понимаете?

(Земля – наш общий дом, и мы должны его беречь и охранять!)

                            Слайд 20                                                             - Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов для включения в Красную книгу Иркутской области утвердил губернатор Дмитрий Мезенцев. В список включено 408 видов растений и животных.

- Красная книга Иркутской области будет издана до конца 2010 года. Ее тираж составит 1 тыс. экземпляров, также она будет выпущена на компакт-дисках.

Читают предложение.

Отвечают на вопросы учителя.

Применение нового знания

Предметные:

- уметь различать растения Иркутской области от других.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

работать в группе, осуществлять взаимоконтроль, оказывать помощь друг другу

Исследовательская работа                                                  -  Сейчас мы будем работать группами  и решать экологические задачи.

Выполнение разноуровневых заданий. Учитель раздает конверты с карточками разной сложности

(картинки различных растений).

- Найдите и уберите лишнее растение.

-  Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

Каждая группа учеников выбирает свой уровень задания.

Выполняют работу: выбирают растения Иркутской области.

 

Физминутка - Игра:                             «Это делают любители природы?»                                         - Если согласны - хлопайте, если нет – топайте! - Любители природы:

-  Разоряют птичьи гнёзда? (нет)

- Вывешивают скворечники и кормушки? (да)

- Рвут цветы охапками? (нет)

- Сажают деревья? (да)

- Оберегают родники? (да)

- Собирают берёзовый сок? (нет)

- Ломают ветки деревьев? (нет)

- Разоряют муравейники? (нет)

- Жгут прошлогоднюю траву? (нет)                                         - Убирают за собой мусор? (Да)

Слушают учителя.

Отвечают жестами на вопросы

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?                    - На все ли задачи удалось найти правильный ответ?    

Работа в парах                        - Ребята, подведем итог нашего занятия. Расскажите друг другу о приобретённых на занятии знаниях. Для этого воспользуйтесь фразами, которые записаны на   слайде    21                                                                                                        – Я узнал …

- Я удивился …

- Я запомнил …

- Оцените свою работу, показав смайлик.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Рассказывают другу другу о приобретённых на занятии знаниях.

Отвечают на вопрос учителя   смайликами.

Список используемой литературы

  1. Адольф Т.А. и др. Заповедными тропами. М.: Просвещение, 1993.
  2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 5.
  3. Жукова Т.И. Часы занимательной экологии. М.: Просвещение, 1993
  4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
  5. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005.
  6. Новосёлова Т.М., Павловская Т.А. «Тропинки родного края». Авторская комплексная образовательная программа. – Иркутск, 2009.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд, испр. и доп. – Самара, 2007.
  8. Сборник «Сибирячок» №1, 2  2007. Иркутск: Вост -Сиб книжное изд-во, 2009.
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сборник нормативных и методических материалов. Ч.1. 3-е изд., перераб. и допол. / автор-составитель Чистякова Л.А.- Иркутск: ИИПКРО, 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе  " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...

Разработка занятия по внеурочной деятельности: Кабан – дикий родственник домашней свиньи.

·         Расширить знания детей о кабане, его повадках,  образе жизни, внешнем виде.·         Воспитывать лю...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс

Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка  занятия по внеурочной деятельности  (кружок «В мире слов»)...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....