авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
методическая разработка по физкультуре (1 класс) по теме
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Статья 51 «Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. А так же на основании Постановления от 29 декабря 2010 г. N 189 САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях " и обязательного введения в реализацию ФГОС в первых классах в 2011 – 2012 учебном году.
Программа интегрирует три раздела, которые в своей совокупности выполняют главную цель: сохранение, защита и укрепление здоровья младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №10»
Мастерская "Будь здоров!""
Программа организации внеурочной деятельности
для учащихся 1 классов
Авторская педагогическая разработка
комбинаторного типа
Автор разработки:
Ладутько Оксана Константиновна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Усолье – Сибирское
2011 год
Содержание программы
- Пояснительная записка……………………………………………
- Цель и задачи педагога на первом году обучения…………………………
- Содержание программы……………………………………………………
- Описание модулей программы……………………………………………
- Первый год обучения…………………………………………………………
- Учебно – тематическое планирование………………………………………
- Методическое обеспечение реализации программы……………………………
- Список литературы………………………………………………………
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Статья 51 «Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. А так же на основании Постановления от 29 декабря 2010 г. N 189 САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях " и обязательного введения в реализацию ФГОС в первых классах в 2011 – 2012 учебном году.
В концепции модернизации Российского образования одной из главных задач стоит сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.
Данная программа через систему специальных игр и упражнений поможет развить визуальную, аудиальную и кинестетическую систему восприятия учащихся и повысить качество обучения.
Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития в учебном процессе может только здоровый ребёнок.
Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Вызывает серьезную озабоченность и тревогу тот факт, что многие учащиеся с ранних лет жизни имеют серьезные предпосылки или хронические формы заболеваний. Ухудшение здоровья детей связано с экономическими трудностями, с ростом социальных проблем и ухудшением состояния среды обитания. Способствующим фактором является также уменьшение двигательной активности подростков, сокращение занятий физкультурой и спортом. Это обстоятельство диктует необходимость проектирования и внедрения новых технологий здоровьесбережения на основе данных современной спортивно-педагогической науки, передового практического опыта.
В младшем школьном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Если 15 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребёнке.
Авторская педагогическая разработка «Мастерская «Развиваемся, играя» приблизиться к этой животрепещущей проблеме.
Программа интегрирует три раздела, которые в своей совокупности выполняют главную цель: сохранение, защита и укрепление здоровья младшего школьника.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
- проявлять интерес к спорту и оздоровлению организма;
- участвовать в спортивных соревнованиях классного и школьного уровня;
- принимать участие в проведение дней здоровья, семейных спортивных мероприятий;
Программа основывается на принципах природосообразности, коллективности, диалогичности, принципе патриотической направленности.
В этой программе представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.
В последние несколько лет приоритетное место в образовательном процессе стали занимать здоровьесберегающие технологии. Они обеспечивают сохранение здоровья учащихся в учебной деятельности. Спортивно – оздоровительная внеурочная деятельность осуществляется через занятия в спортивных секциях, хореографических кружках, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, школьных спортивных турнирах, оздоровительных акциях.
В программе отражена спортивно – оздоровительная работа по разделам: «Ритмика», «Движение – это жизнь», «Плавание».
Раздел «Ритмика» разработан на основе методических рекомендаций Бочкарёвой Н. И.
«Ритмика и хореография», методического пособия «Уроки ритмики» Лариной Л. М., методических рекомендаций «Ритмика» Лифиц И. В.
В наш век ритмика становится дополнительным резервом по удовлетворению младших школьников дефицита двигательной активности, источником их здоровья и физического развития. В процессе занятий у учащихся развиваются художественное воображение, творческие способности, зрительная память.
Актуальность и новизна разработанного модуля заключаются в том, что материал является непременным компонентом эстетического воспитания детей, гармонично вписывается в спортивно - оздоровительный блок внеурочной деятельности и определяет теоретическую идею здорового образа жизни.
Раздел «Движение – это жизнь» отражает главную цель – физическое развитие детей через подвижную игру. В программе нашли своё отражение подвижные, спортивные и специально оздоровительные игры. В правильно организованной игре:
- формируется свобода движений (мышечная работа);
- возбуждаются сердце и дыхание (удовольствие движением);
- закаляется под влиянием холода кожа (игры и прогулки на открытом воздухе).
Разумное использование всех разновидностей игр станет инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, повышения психо – эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма. И, в конечном счёте, сохранит и укрепит здоровье школьника.
Особенность и новизна раздела «Плавание» состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально – волевые качества формируются в ходе правильно организованных занятий плаванием и при проведении мини – соревнований.
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.
Цель раздела: формирование правильной осанки, привитие гигиенических навыков, закаливание организма, что обеспечивает его повышенную сопротивляемость различным простудным заболеваниям.
Данная программа реализуется в первых классах школы при организации внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с младшими школьниками (в расчёте 2 часа в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками (например, соревнования, походы, дни здоровья, экскурсии).
Описание разделов программы
Раздел I «Ритмика»
Задачи:
- Формирование танцевальных знаний на основе овладения программным материалом.
- Развитие чувства ритма, фантазии.
- Сохранение правильной осанки, укрепление мышечного корсета
- Развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.
В процессе двигательной деятельности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его возможностями, учатся ориентироваться в пространственной среде.
Раздел II «Движение – это жизнь»
Задачи:
- Познание окружающей действительности через движения, которые приносят учащемуся «мышечную радость».
- Развитие физических качеств младшего школьника и двигательных способностей.
- Обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям во время проведения различных видов игр.
Игра способствует развитию опорно – двигательного аппарата, повышению адаптационных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам разного характера.
Раздел III «Плавание»
Задачи:
- Развитие двигательной активности младших школьников.
- Формирование у детей культурного отношения к своему здоровью.
- Развитие личностных качеств ученика.
- Обучение навыкам здорового образа жизни.
Отличительной чертой этого раздела является то, что большое внимание уделено игровому фактору.
Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне. Делать более эффективными подготовительные упражнения, выделять предрасположенность к определённому способу плавания.
Материал блока «Ритмика» рассчитан на 1 год начального обучения:
Дети 7 – 8 лет. Количество часов - 18 часов;
Задачи блока «Ритмика» 1 года обучения:
- Укреплять отдельные группы мышц, развивать подвижность суставов.
- Совершенствовать бег, прыжки, виды ходьбы: острый шаг, бодрый шаг, широкий шаг.
- Помочь детям овладеть тремя приёмами движений: плавным, пружинным, маховым.
- Развивать приёмы перестроения коллектива.
Музыкально – ритмические умения станут фундаментом для дальнейшей работы над музыкальностью и выразительностью движений
Умения:
- Строиться в колонну по одному и по два;
- выполнять полуприседания, танцевальный шаг, притопы, хлопки;
- иметь общее представление о танце;
- различать характер музыки.
Основные разделы программы
на 1 год обучения
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеудиторных активных занятий |
I | Ритмика | 18 | 1 | 17 |
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Упражнения на развитие групп мышц, укрепление подвижности суставов | 6 | 6 | ||
Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве | 5 | 5 | ||
Игры | 6 | 6 |
Материал раздела «Движение – это жизнь» рассчитан на 1 год обучения.
Дети 7 – 8 лет. Количество часов - 17 часов;
Задачи блока «Движение день за днём» 1 года обучения:
Основные разделы программы
на 1 год обучения
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеудиторных активных занятий |
I | Движение день за днём | 17 | 17 | |
1. | Дни здоровья: | |||
Осень | 1 | 1 | ||
Зима | 1 | 1 | ||
Зима | 1 | 1 | ||
Весна | 1 | 1 | ||
Итого: | 4 | 4 | ||
2. | Праздники и спортивные соревнования | |||
Мойдодыр! | 1 | 1 | ||
Вперёд, мальчишки! | 1 | 1 | ||
Папа, мама, я – здоровая семья! | 1 | 1 | ||
Итого: | 3 | 3 | ||
3. | Подвижные игры | |||
Игры малой подвижности | 3 | 3 | ||
Игры с предметами | 3 | 3 | ||
Командные игры | 2 | 2 | ||
Комплекс упражнений по спортивно-оздоровительным мероприятиям. | 2 | 2 | ||
Итого: | 10 | 10 | ||
Итого: | 17 | 17 |
Материал раздела «Плавание» рассчитан на 1 год обучения.
Первый год обучения – дети 7 – 8 лет. Количество часов - 33 часа;
Задачи блока «Плавание» 1 года обучения:
- Обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств.
- Обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам.
- Освоение комплексного плавания.
Занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше, где выполняются знакомые общеразвивающие упражнения, проходит знакомство с теми элементами техники движений, которые затем выполняются в воде.
Основная часть занятия проходит непосредственно в воде.
Заключительная часть занятия направлена на снижение физического и эмоционального напряжения. Спокойное плавание сопровождается дыхательными упражнениями.
Основные разделы программы на 1 год обучения
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеудиторных активных занятий | |
I | Плавание | 33 | 33 | ||
1. | Вхождение в воду | ||||
По трапу бассейна | 1 | 1 | |||
Соскоком вниз ногами с бортика | 2 | 2 | |||
Итого: | 3 | 3 | |||
2. | Передвижение по дну бассейна | ||||
Ходьба | 2 | 2 | |||
Бег | 2 | 2 | |||
Прыжки вверх и вперёд с грибковым движением рук | 3 | 3 | |||
Итого: | 7 | 7 | |||
3. | Упражнения на всплывание и лёжа на груди | ||||
Поплавок | 2 | 2 | |||
Звезда | 2 | 2 | |||
Медуза | 2 | 2 | |||
Стрела | 2 | 2 | |||
Итого: | 8 | 8 | |||
4. | Кроль на груди | ||||
Движения руками | 2 | 2 | |||
Движения ногами | 2 | 2 | |||
Согласование движений руками, ногами и дыхания | 3 | 3 | |||
Скольжение на груди с последующим подключением ног, рук, дыхания | 3 | 3 | |||
Итого: | 10 | 10 | |||
5. | Кроль на спине | 2 2 | |||
Скольжение рук вдоль туловища | 2 | 2 | |||
С подключением работы ногами и гребка одной рукой | 3 | 3 | |||
Итого: | 5 | 5 |
Критерии оценивания результатов внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
Предполагаемые результаты реализации программы оцениваются с использованием новых критериев.
Результаты первого уровня:
Школьники приобретают социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни, усвоение знаний о пользе оздоровления, о спортивных праздниках и навыках гигиены.
Результаты второго уровня:
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня:
Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия, проявление личностной активности в проведении мероприятий спортивно – оздоровительной направленности.
Список литературы:
- Бабенков Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. – М: Астрель, 2003
- Балакирев Н. И. Валеологизация образовательного процесса. – Новокузнец, 1999
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор. – М: Просвещение,2010
- Доронова Т. Н. Из ДОУ – в школу. - М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007
- Ж. Начальная школа за 2007 – 2008 гг.
- Кубышкин В. П. Учите школьников плавать. – СПб, 2004
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М: ВАКО, 2005
- Патрикеев А. Ю. Подвижные игры 1 – 4 класс. – М: ВАКО, 2007
- Педролетти, Мишель. Основы плавания. - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006 г.
Методическое обеспечение
реализации программы
1 класс
В 1-2 четвертях обучающимся предлагаем игры, в которых не требуется разделение на команды, т. к. данных умений первоклассники не имеют.
Салочки «Чай-чай-выручай!»
Салочки «Чай-чай-выручай!» - очень веселая игра для небольшой компании, в которой все смогут показать, какие они быстрые и ловкие. Учит взаимовыручке, прививает умение жить в коллективе. Описание игры. Правила игры Игроки определяют границы игровой зоны, за нельзя забегать. Тот, кого осалили, должен остановиться и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат. Выручить может любой из участников, просто дотронувшись до осаленного. Салка может передать свою роль другому только, когда догонит всех участников и их при этом никто не выручит. |
Хвост дракона
Хвост дракона - веселая и подвижная игра, развивающая внимание, реакцию и ловкость. В нее играют, в основном, в закрытом помещении — в большой комнате, в спортзале. Описание игры Правила игры Игроки строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего, образуя дракона. Первый игрок - «голова» пытается поймать последнего-«хвост», при этом остальные не должны расцепляться. Когда первый игрок поймает последнего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию. Игра начинается сначала. Примечание Выше ноги от земли
Шапка-невидимка
Удочка
Самый гибкий
Снежные салки
Жмурки
|
В 3 - 4 четверти можно вводить подвижные игры, которые требуют соблюдение определённых правил, игры – эстафеты. В таких играх дети должны уметь самостоятельно разделиться на команды, научиться играть в мини – коллективе, строго соблюдая игровые правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»
«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...
Разработка внеурочного мероприятия по математике в 1 классе
Данный материал включает в себя презентацию с логическими заданиями по математике для 1 класса и технологическую карту внеурочного мероприятия....
Разработка внеурочного мероприятия для 1 класса на тему: «Лесные пожары».
Методическа разработка внеурочного мероприятия в начальной школе, чрезвычайная ситуация природного характера "Пожар в лесу"....

Разработка внеурочного занятия по нравственно-патриотическому направлению
Ознакомление учащихся с изменениями в природе, в жизни животных, птиц и людей с приходом зимы в родном краю....

Разработка внеурочного занятия "Без друзей меня чуть-чуть"
Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.Школьникам предлагаются характеристики различных уровней раз...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Разработка предметной недели «Здоров будешь – всё добудешь».
Разработка предметной недели «Здоров будешь – всё добудешь»....