Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:
1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова
2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан
3. Программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова
4. Программы «Природа и люди» З.А. Клепинина
5. Программа «Твоя Вселенная» Е.П. Левитан
6. Программы «Введение в историю» Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
Программы рекомендованы Управлением общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации г. Москва «Просвещение» 2006 год. С использованием пособий:
1. «Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 класс» Е.М. Елизарова.
2. «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии» В.А. Суворова.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы побудить интерес к познанию нового, развивать любознательность ребенка, организовать работу с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustoy.docx | 81.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа
Клуб
Программа дополнительного образования
для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ
Пыренко Галина Тимофеевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 14
г. Тайшета
2011 г.
Если вы жаждете приключений и стремитесь к исследованию неведомого, стремитесь туда, где вы могли бы не только задавать новые и оригинальные вопросы, но и пытаться самостоятельно искать на них ответы, — присоединяйтесь к тем, кто плавает под флагом науки.
Ричард X. Флеминг
Пояснительная записка
Мир полон чудес. Они окружают каждого из нас с первых минут появления на свет, поскольку сама жизнь — высшее чудо, один шанс из миллиарда миллиардов, выпавший на долю каждого живущего. Древнескандинавское предание гласит: «Так же трудно живому существу родиться человеком, как черепахе, всплывающей со дна раз в тысячу лет, просунуть шею в ярмо, носимое ветром по поверхности океана».
В детстве нам все кажется загадочным и таинственным. Удивление вызывает и встающая над рекой радуга, и тикающие на стене часы, и огонь на кончике спички. Но, подрастая, мы уже не будем пытаться разломать радиоприемник, надеясь обнаружить там дядю, передающего последние известия. Знания, накопленные цивилизацией за многие тысячелетия, казалось бы, надежно защитили современного человека от всего, что вызывало суеверный ужас у его далекого предка. Никто из нас уже не боится солнечного затмения, не кидается прочь от грохочущего на киноэкране паровоза. Открыты тысячи законов, подробно и убедительно объясняющие многие явления природы. Многие, но далеко не все. Похоже, природа затеяла с человеком странную игру — каждая разгаданная тайна замещается двумя, тремя, десятью новыми, еще более сложными для понимания.
Можно долго перечислять таинственные и загадочные явления, с которыми сталкиваются люди. Одни факты, считают исследователи, можно объяснить уже сегодня. Другие, балансирующие на стыке религии, мифа и науки, обрастают многочисленными версиями, а третьи — вообще не укладываются в сознании. Или это талантливая мистификация, или их разгадка будет доступна человеку в далеком будущем
Человечеству уже известно многое из того, как устроены животный и растительный миры. Вопрос в том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и самой природе. То есть выступать не против нее, а сообща с ней, стараясь во всех своих действиях учитывать, как это отразится на окружающем нас мире. И если мы не способны найти ответ сами, может быть, стоит посоветоваться с природой?
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и замысловатых загадок. С незапамятных времен людям было свойственно любопытство и стремление проникнуть в тайны. Вопросы – основное средство обучения. Это верно не только для маленького ребенка с его бесконечными «почему?», но и для школьника. Обучение представляет собой двусторонний процесс, и самые лучшие вопросы – те, которые способствуют взаимному обмену между спрашивающим и отвечающим, обогащая их обоих. Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникает очень много вопросов «Что?», «Где?», «Когда» и «Почему?», на уроках и во внеурочное время. Ответить на эти вопросы помогут занятия клуба «Мудрая Сова».
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:
- Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова
- Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан
- Программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова
- Программы «Природа и люди» З.А. Клепинина
- Программа «Твоя Вселенная» Е.П. Левитан
- Программы «Введение в историю» Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
Программы рекомендованы Управлением общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации г. Москва «Просвещение» 2006 год. С использованием пособий:
- «Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 класс» Е.М. Елизарова.
- «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии» В.А. Суворова.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы побудить интерес к познанию нового, развивать любознательность ребенка, организовать работу с одаренными детьми.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края, расширение кругозора об окружающем мире
- Формирование личностных качеств - любознательности ребят, увлеченности процессом познания, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
- Воспитание нового экологического сознания, умения видеть в самом обычном необычное и удивительное.
- Обучение оформлению результатов своей деятельности.
Данная программа разработана для усиления действующих в настоящее время программ по окружающему миру для 4 летней школы, используется как необходимый дополнительный материал, где в процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической культуры. Обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на 34 часа ежегодно во 2-4 классах. Продолжительность занятий от 40 до 60 минут.
Обучение по данному курсу можно проводить в одном классе или на параллели нескольких классов, или с обучающимися параллели других школ. Программа может быть реализована как на занятиях клуба, так и на факультативных занятиях.
Если на уроке окружающего мира обучающиеся получают основы знаний, то во внеурочное время они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки растениевода, исследователя, эколога. В системе дополнительного образования существенно расширяются возможности выбора направлений деятельности школьников, а значит, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.
Формы организации деятельности обучающихся разнообразны – это клубные занятия, практические работы, интеллектуальные игры, конкурсы. К каждому заседанию клуба дети получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно. Задания самые разнообразные: ответить на вопросы по заданной теме, сочинить сказку, стихотворение, отгадать, найти, узнать, нарисовать, сделать, выучить, подготовить интересное сообщение. Ребята все время в поиске, в творческой работе. Они ищут ответ на хорошее слово "почему?", ибо с него начинается всякое открытие. Заседания клуба обязательно заканчиваются подведением итогов, награждением, вручением новых заданий.
Каждый раз серьезно и терпеливо удовлетворяя любопытство ребенка, мы тем самым подталкиваем его все к новым и новым "почему?", давая ему понять, что вполне одобряем эту цепную реакцию вопросов.
Программный материал построен в соответствии с возрастными особенностями. При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес обучающихся, дать возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе поисковой и исследовательской деятельности ребят, т.к. детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Занятия в кружке позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка, дать возможность одаренным детям раскрыть свой потенциал.
Каждый год имеет свою тематику:
1 год обучения - «Знакомые незнакомцы» подразумевает знакомство с конкретными животными своего края, учит любить их, побуждает знать о них как можно больше, учит делать маленькие открытия. Дети часто не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. Данный курс научит видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними, помочь осознать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!
2 год обучения – «Самые, самые». Каждый день в течение многих веков на нашей планете, в разных ее уголках, создавалось что-то новое. Когда же созданное или достигнутое оказывалось наилучшим, то его называли рекордом. Всех рекордов, установленных человечеством, просто не сосчитать. Древние люди, впервые сумевшие одолеть мамонта, развести огонь, смастерить копье, даже не подозревали, что эти достижения и были первыми рекордами на планете. Таких достижений, зачастую давно забытых, великое множество. Однако есть такие, о которых люди помнят до сих пор. Порой рекорд, установленный в далекой древности, как, например, загадочные египетские пирамиды или Великая Китайская стена, протянувшаяся на многие тысячи километров, поражает и сейчас. Каждая эпоха оставила нам память о себе в виде удивительных, выдающихся достижений. Именно об этих рекордах пойдет речь во второй год обучения
3 год обучения - «Необъяснимо, но факт» вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. Тема года посвящена тайнам древних цивилизаций, необычным явлениям природы, загадкам человеческой психики и многому другому, что будоражит сознание человека, вызывая и по сей день научные споры, о результатах научных исследований этих загадок и явлений и попытках их объяснить.
Изучаемые темы делятся на 3 блока.
- Люди. Блок посвящен самой важной теме – анатомии, физиологии и гигиене человека, а так же о самых выдающихся достижениях и рекордах человечества, о самых богатых, умных, сильных людях и о многом - многом другом
- Животные и растения. Этот блок познакомит с загадочным миром животных и растений, об их взаимосвязи и приспособлениях друг к другу, к необычным условиям и климату, пригласит отправиться в кругосветную экспедицию, открыть необыкновенные свойства самых обыкновенных растений и животных.
- Вещи и явления. Данный блок расскажет об удивительных творениях, созданных природой и человеком: каньонах и пещерах, водопадах и гейзерах, льдах и горах, пирамидах и садах, обычаях древних индейцев и таинственных лабиринтах.
Каждое занятие строится с учетом ведущих направлений:
- Кто это, что это?
- Где и когда?
- Отчего и почему?
Категория «кто и что» относится к свойствам и признакам, включает в себя роль отдельных людей, животных, растений, явлений и вещей.
В категорию «где и когда» входит все, что имеет отношение к расположению или распределению признаков и свойств в пространстве, привязывает событие к временной шкале или указывает на то, каким образом признаки и свойства (а также их распределение) изменяются во времени.
Информация, необходимая для ответа на вопросы типа «что», «кто», «где» и «когда», является описательной, то есть представляет собой род знания, накопленного систематическими наблюдениями и измерениями, а затем сконцентрированного в картах, книгах и электронных носителях.
Вопросы же, попадающие в категорию «отчего и почему», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определение целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Данные вопросы могут создавать трудности не только для отвечающего, но и для спрашивающего. Наука как раз и занимается отысканием ответов прежде всего на вопросы именно такого типа. Стремление человека узнать и понять себя и свой мир старо, как само человечество. Многому мы научились, много ответов нашли, но, как это всегда бывает с хорошими ответами, каждый раз они рождают новые вопросы.
Блочное построение материала позволит полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
Учащиеся будут знать:
- связь между человеком и природой;
- экологическую ситуацию;
- исчезающие растения и животные своей местности;
- правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
- работать со справочной литературой;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- оформлять результаты своей деятельности.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
- любознательность;
- усидчивость;
- коммуникабельность;
- организованность;
- ответственность.
Содержание программы
I год обучения (34 часа).
Знакомые незнакомцы
Программный материал делится на три блока: люди, растения и животные, вещи и явления, а так же введение и заключение.
Введение 1 час.
Обзор основных тем курса.
Люди 4 часа.
Я и моя семья. Бабушки и дедушки. Родословная семьи. Твое имя.
Практическая работа: составление родословной семьи; презентация семьи.
Растения и животные 18 часов.
Хозяин леса – медведь. Лесной красавиц – лось. Сердитый недотрога – еж. Подземный житель – крот. Тигр – самая большая кошка на земле. Цветочная почемучка. Насекомые. Лекарственные растения. Растения дома и огорода. В грибном государстве. Загадочные растения. Цветы – часы. Справочное бюро «Причуды природы».
Практическая работа: составление таблицы съедобных и несъедобных грибов; составление таблицы для определения времени по растениям; рассматривание образцов растений в гербариях, рассматривание овощей и фруктов и их муляжей; зарисовки и аппликации растений и животных, составление таблицы «Лекарственные растения»
Вещи и явления 10 часов.
Сладкие вещи. Предметы удовольствия. Жизнь замечательных вещей. Что такое шаровая молния? Часовая почемучка. Откуда к нам пришли тетрадь и рубашка? Что такое сон и сновидение? Что такое «месяцеслов»? Откуда к нам пришли некоторые сказочные герои? Весенняя почемучка.
Практическая работа: Сочинение «Падает капелька и думает»
Заключение 1 час
Итоговое занятие. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по курсу.
Учащиеся к концу I года обучения должны знать:
- Основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний
- Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.
- Названия растений и животных края, их особенности и отличительные признаки
Уметь:
- Работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями
- Составлять родословную, рассказать о своей семье.
- Отличать растения и животных края по внешнему виду и описанию.
Распределение учебного материала
Первый год обучения
Знакомые незнакомцы
№ урока | Тема урока | Цель | Практическая деятельность | Литература |
Вводное занятие. | Познакомить с программой работы клуба. | |||
Люди 4 часа | ||||
Что такое Я и моя семья? | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет. Устные ответы. | Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет | ||
3 -4 | Кто такие мои бабушка и дедушка? Что такое родословная? | Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. | Устные ответы. Схема родословной своей семьи | |
5. | Что обозначает моё имя? | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Устные ответы. | Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио | |
Животные и растения 18 часов | ||||
6. | Игра «Поле чудес» | Способствовать развитию у обучающихся интереса к изучению животных | Игра | «Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 класс» Е.М. Елизарова. |
7. | Кого называют хозяином леса ? | Воспитывать любовь к природе, прививать основы экологической культуры, изучать особенности жизни и поведения животных, развивать познавательный интерес. | Сообщение учеников, загадки, поговорки, книги, аппликация | |
8. | Почему лося называют лесным красавцем? | Оригами «Лось» | ||
9. | Кто такой сердитый недотрога ? | Оригами «Еж» | ||
10. | Отчего крота называют подземным жителем? | Оригами «Крот» | ||
11. | Почему тигра называют самой большой кошкой на земле? | Оригами «Тигр» | ||
12 | Кто живёт в лесу? | Расширить кругозор о насекомых | Игра «Угадай по описанию» | «И учёба, и игра: природоведение» Т.И.Тарабарина |
13. | Как вы думаете, подорожник – лекарственное растение? | Познакомить с лекарственными растениями | Составление кроссвордов, таблицы «Лекарственные растения» | Газета «Начальная школа» № 29 2001 |
14. | Справочное бюро «Причуды природы» | Расширение кругозора об окружающей природе. | Сообщения учащихся | И.А. Акимушкин «Причуды природы» |
15. | Обобщение знаний о диких животных | Обобщить знания детей о диких животных | Занятие - соревнование «Наши друзья – лесные звери» | «Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 класс» Е.М. Елизарова. |
16. | Цветочная почемучка | Развитие познавательного интереса к изучению природы, расширение кругозора об окружающем мире | Аппликация – конкурс на лучший букет | Газета «Начальная школа» № 29 2001 |
17. | Что вы знаете о растениях дома и огорода? | Познакомить с родиной некоторых комнатных и огородных растений | Коллективное панно | Энциклопедия «Я познаю мир» |
18. | Что это – грибное государство? | Познакомить с некоторыми видами грибов. Охрана здоровья | Таблица съедобных и несъедобных грибов | Энциклопедия «Я познаю мир» |
19 | Что растёт в лесу? | Развивать познавательный интерес к окружающим объектам живой и неживой природы. | Зарисовки детей Викторина «Цветы и травы» | «И учёба, и игра: природоведение» Т.И.Тарабарина |
20. | Какие загадки скрывают растения? | Открыть необыкновенные свойства самых «обыкновенных» растений | Зарисовки учащихся | Энциклопедия «Я познаю мир. Загадочные растения» |
21. | Что вы знаете о насекомых? | Развивать познавательный интерес к окружающим объектам живой | Сообщения учащихся | «И учёба, и игра: природоведение» Т.И.Тарабарина |
22 | Справочное бюро «Причуды природы» | Расширение кругозора об окружающей природе. | Сообщения учащихся | И.А. Акимушкин «Причуды природы» |
23. | Экологический КВН «Дом, где мы живем» | Обобщение и контроль знаний учащихся | КВН «Дом где мы живем» | «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии» В.А. Суворова |
Вещи и явления 10 часов | ||||
24. | Что такое сладкие вещи? | Познакомить с историей знакомых и привычных всем нам вещей | Сообщения детей, зарисовки | Энциклопедия «Я познаю мир. История вещей» |
25 | Откуда взялись предметы удовольствия? | |||
26 | Какова жизнь замечательных вещей? | |||
27 | Что такое шаровая молния? | Познакомить с понятием «шаровая молния», и необычными последствиями удара шаровой молнии | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» Стр. 126 | |
28 | Часовая почемучка | Познакомить с видами часов, историей их изобретения | Зарисовки учащихся | Газета «Начальная школа» № 29 2001 |
29 | Откуда к нам пришли тетрадь и рубашка? | Познакомить с историей знакомых и привычных всем нам вещей | Сообщения детей, зарисовки | Энциклопедия «Я познаю мир. История вещей» |
30 | Что такое сон и сновидение? | Дать понятие «сон и сновидение», о результатах исследований ученых в области сновидений и попытках их объяснить | Сообщения детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр. 329 |
31 | Что такое «месяцеслов»? | Познакомить с приметами погоды, народным календарем. | Энциклопедия «Я познаю мир. Приметы и суеверия» стр. 293 | |
32 | Откуда к нам пришли некоторые сказочные герои? | Дать представление о том, откуда к нам пришли некоторые сказочные герои | Зарисовки сказочных героев | Энциклопедия «Я познаю мир. Нечистая сила» стр. 89 |
33. | Весенняя почемучка | Конкурс рисунков . Сочинение «Падает капелька и думает» | Газета «Начальная школа» № 29 2001 | |
34 | Итоговое занятие | Подвести итоги года. Обобщение и повторение изученного материала в течение года | Урок - путешествие |
Примечание: на каждом занятии ребенок оформляет страницу в своем альбоме. В конце года получится книга, в которой будут отражены все изученные темы.
Содержание программы
2 год обучения (34 часа).
Самые, самые…
Программный материал делится на три блока: люди, растения и животные, вещи и явления, а так же введение и заключение.
Введение 1 час.
Обзор основных тем курса.
Животные и растения 12 часов
Ботанические сенсации. Что это – «зелёные диковинки»? Историческая почемучка. Что такое растения - хищники, ядовитые растения? Где растут цветы – часы? Кто такие загадочные животные? Какие бывают птицы? Какая птичка самая болтливая? Каких животных называют хищниками? Кого называют крылатым чудом? Шестиногие и восьминогие. Какие истории рассказывает заяц? Справочное бюро «Причуды природы».
Практическая работа: Рисунки динозавров, составление временной ленты, доклады об исчезнувших животных; Составление таблицы «Ядовитые растения»; Составление таблицы для определения времени по растениям; Оригами и аппликации.
Люди10 часов.
Какие у нас в семье традиции? За что люблю, что бы изменил? Моя школа – мой дом. За что люблю, что бы изменил? Мой двор, моя улица. Кто такой вундеркинд? Какие способности человека считают неординарными? Что такое медицинский курьез? Может ли человек стать гигантом? Для чего предназначен мозг?
Практическая работа: Оформление альбома; тест на выявление способностей памяти.
Вещи и явления 10 часов
Как камни служат человеку? Какие камни называют «космическими пришельцами»? Что у тебя, рыцарь, на щите? Что такое нумизматика? Как появились города? Мифы – это правда? Что такое цунами? Что нужно для рождения урагана? Идут ли цветные снега? Есть ли на Земле таинственные места, где всегда неспокойно?
Практическая работа: Изготовление герба своей семьи; Рассматривание коллекции монет.
Заключение 1 час
Итоговое занятие. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по курсу.
Учащиеся к концу II года обучения должны знать:
- Основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний
- Семья и школа, их место в жизни ребенка и место ребенка в семье, классе, школе
- Как ведется счет времени в истории
- Символику Российского государства, своей школы и города
уметь:
- Называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края
- Самостоятельно выполнять творческие задания
- Связно и логично отвечать на вопросы
- Пересказывать содержание прочитанного материала
иметь представление:
- О сверхъестественных возможностях человека
- О «нумизматике» и «геральдике»
- О хищных и ядовитых растениях
- О водной, воздушной и земной стихиях.
Распределение учебного материала
Второй год обучения
Самые, самые…
№ урока | Тема урока | Цель | Практическая деятельность | Литература |
Введение 1 час. | ||||
Вводное занятие | Познакомить с программой работы клуба. | игра | Программный материал клуба «Мудрая Сова» | |
Животные и растения 12 часов | ||||
Ботанические сенсации. Что это – «зелёные диковинки»? | Познакомить с открытием некоторых «зеленых диковинок» | Зарисовки детей | И.А. Акимушкин «Причуды природы» | |
Историческая почемучка | Познакомить с развитием жизни на земле, некоторыми видами динозавров. | Рисунки динозавров, составление временной ленты, доклады об исчезнувших животных | Газета «Начальная школа» № 29 2001 | |
Что такое растения - хищники, ядовитые растения? | Познакомить с ядовитыми растениями и растениями – хищниками? | Составление таблицы «Ядовитые растения» | «И учёба, и игра: природоведение» Т.И.Тарабарина | |
Где растут цветы – часы? | Показать учащимся, как с помощью часов можно определять время. | Составление таблицы для определения времени по растениям | Набор открыток «Цветы - часы» | |
Кто такие загадочные животные? | Расширить кругозор о насекомых | Коллективное панно | Энциклопедия «Я познаю мир. Загадочные животные» | |
Какие бывают птицы? | Расширить кругозор о разнообразии птиц? | Составление кроссвордов, Игра «Бывает или нет» стр.125 («И учёба, и игра: природоведение» Т.И.Тарабарина) | ||
Какая птичка самая болтливая? | оригами | Энциклопедия «Я познаю мир. Животные в доме» стр. 151 | ||
Каких животных называют хищниками? | Расширить кругозор о животных – хищниках. | оригами | Энциклопедия «Я познаю мир. Загадочные животные» | |
Кого называют крылатым чудом? | Расширить кругозор о разнообразии бабочек | Оригами «Бабочки» | Справочник - определитель «От земли до неба» Плешаков А.А ; Энциклопедия «Я познаю мир. Насекомые» стр. 100 - 126 | |
Игра «Эрудит» Тема : «Шестиногие и восьминогие» | Обобщить знания обучающихся о насекомых. | оригами | «И учёба, и игра: природоведение» Т.И.Тарабарина стр.150 | |
Какие истории рассказывает заяц? | Расширить кругозор о зайце | оригами | Энциклопедия «Я познаю мир. Животные в доме» Стр 330 | |
Справочное бюро «Причуды природы» | Расширение кругозора об окружающей природе. | Сообщения обучающихся, оригами | И.А. Акимушкин «Причуды природы» стр.207 | |
Люди 10 часов | ||||
Какие у нас в семье традиции? | Привитие любви к своей семье, школе, городу. Воспитание патриотических качеств | Оформление альбома | ||
За что люблю, что бы изменил? Моя школа – мой дом. | Оформление альбома | |||
За что люблю, что бы изменил? Мой двор, моя улица. | Оформление альбома | |||
Кто такой вундеркинд? | Расширение кругозора об удивительных возможностях детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Самые, самые» Стр 384 | ||
Какие способности человека считают неординарными? | Расширение кругозора об удивительных возможностях человека (сила, выносливость, скорость) | Энциклопедия «Я познаю мир. Самые, самые» Стр 357 | ||
Какие способности человека считают неординарными? | Расширение кругозора об удивительных возможностях (математические способности, память) | Тест: на выявление способности памяти | Энциклопедия «Я познаю мир. Самые, самые» Стр 386 | |
Какие способности человека считают неординарными? | Расширение кругозора об удивительных возможностях (путешественники, транспорт) | Энциклопедия «Я познаю мир. Самые, самые» Стр 379 | ||
Что такое медицинский курьез? | Расширение кругозора о достижениях в области медицины; забавные истории в медицине | Энциклопедия «Я познаю мир. Самые, самые» Стр 277 | ||
Может ли человек стать гигантом? | Дать представления об особенностях существования человека | Энциклопедия «Я познаю мир. Тайны человека» стр 77 | ||
Для чего предназначен мозг? | Энциклопедия «Я познаю мир. Тайны человека» стр. 257 | |||
Вещи и явления 10 часов | ||||
Как камни служат человеку? | Дать понятие о свойствах камней и минералах, о том, где они добываются и как служат человеку | Энциклопедия «Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы» стр. 265 | ||
Какие камни называют «космическими пришельцами»? | Энциклопедия «Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы» стр. 325 | |||
Что у тебя, рыцарь, на щите? | Дать понятие «геральдика» | Изготовление герба своей семьи | Энциклопедия «Я познаю мир. История вещей» стр. 473 ; Энциклопедия «Я познаю мир. История» Стр. 328 | |
Что такое нумизматика? | Дать понятие «нумизматика». | Рассматривание коллекции монет | Энциклопедия «Я познаю мир. История» стр. 299 | |
Как появились города? | Дать представление об образовании первых городов на Руси | Энциклопедия «Я познаю мир. История» стр. 137 | ||
Мифы – это правда? | Дать понятие «миф» | Энциклопедия «Я познаю мир. Природные катастрофы» Стр. 44 | ||
Что такое цунами? | Дать сведения об историях водной, воздушной и земной стихиях. | Энциклопедия «Я познаю мир. Природные катастрофы» Стр. 312, 297 | ||
Что нужно для рождения урагана? | Энциклопедия «Я познаю мир. Природные катастрофы» Стр. 177 | |||
Идут ли цветные снега? | Энциклопедия «Я познаю мир. Природные катастрофы» Стр. 348 - 356 | |||
Есть ли на Земле таинственные места, где всегда неспокойно? | Объяснить диковинные явления в природе (Бермудский треугольник, камни - самокаты, багровый туман, свет ниоткуда) | Энциклопедия «Я познаю мир. Природные катастрофы» Стр.407 | ||
Заключение 1 час | ||||
Итоговое занятие | Подвести итоги года. Обобщение и повторение изученного материала в течение года | Урок - путешествие |
Содержание программы
3 год обучения (34 часа).
Необъяснимо, но факт…
Программный материал делится на три блока: люди, растения и животные, вещи и явления, а так же введение и заключение.
Введение 1 час.
Обзор основных тем курса.
Люди 10 часов
Мой город. Из истории образования города. Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. Неужели мы свалились с неба? В чём загадки исчезнувших цивилизаций? Что такое интуиция? Кто видел йети? Инопланетяне такие же, как мы? Какими были первые люди на земле? Кто стал прообразом Богатырей русских? Откуда к нам пришли русалки и драконы?
Животные и растения 9 часов
О чем мурлычет кошка? Как животные помогают друг другу? Кого назначить царём рептилий? Где встречали озёрных чудовищ? Кто ты, змей морской? Кто ты, Несси? Какие рекорды поставил растительный мир? Легко ли быть растением? Откуда берутся названия растений?
Вещи и явления 13 часов
Что считать чудом света? Почему пуста Великая пирамида? Есть ли в России чудеса света? Откуда на небе Близнецы? Как Персей спас Андромеду? Можно ли укротить вулкан? Почему на Солнце пятна? Как создаются мультфильмы? Где растёт золотая трава? Откуда к нам пришли веера, фонарики и ширмы? Какой алмаз самый знаменитый? Живой ли жемчуг? Как камни служат человеку?
Заключение 1 час
Итоговое занятие. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по курсу.
Учащиеся к концу III года обучения должны знать:
- Основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний в текущем году
- Свой населенный пункт, его тип, название; историю возникновения своего города, названия некоторых улиц
- Зодиакальные созвездия
- Правила поведения в природе
иметь представление:
- О древних цивилизациях
- О некоторых суждениях в области необъяснимых фактов
- О загадочных растениях и животных
- О солнечной системе
уметь:
- Рассказать о своем городе, его истории
- Самостоятельно выполнять творческие задания
- Самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на занятии в виде сообщения, рассказа
- Проводить самостоятельные наблюдения в природе
- Пересказывать содержание прочитанного материала
Распределение учебного материала
Третий год обучения
Необъяснимо, но факт…
№ урока | Тема урока | Цель | Практическая деятельность | Литература |
Введение 1 час. | ||||
Вводное занятие | Познакомить с программой работы клуба. | игра | Программный материал клуба «Мудрая Сова» | |
Люди 10 часов | ||||
Мой город. Из истории образования города. | Привитие любви к своей семье, школе, городу. Воспитание патриотических качеств | |||
Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. | ||||
Неужели мы свалились с неба? | Познакомить с тайнами древних цивилизаций, загадками человеческой психики, предположениями о возникновениями человечества. | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» Стр. 371. | |
В чём загадки исчезнувших цивилизаций? | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр. 32 | ||
Что такое интуиция? | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр. 337 | |||
Кто видел йети? | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр. 267 | ||
Инопланетяне такие же, как мы? | Познакомить с фактами и предположениями в области уфологии | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. НЛО» Стр. 109 | |
Какими были первые люди на земле? | Расширить кругозор обучающихся о первых людях на Земле. | Рисунки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. История» Стр. 13 | |
Кто стал прообразом Богатырей русских? | Расширить кругозор обучающихся | Рисунки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. История » Стр. 158 | |
Откуда к нам пришли русалки и драконы? | Рисунки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр. | ||
Животные и растения 9 часов | ||||
О чем мурлычет кошка? | Знакомство с некоторыми породами кошек и их повадками; история одомашнивания кошек | Оригами «Кошки» | «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии» В.А. Суворова | |
Как животные помогают друг другу? | Познакомить с поведением животных, повадками и условиями их обитания. | Рисунки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Поведение животных» Стр. 227. | |
Кого назначить царём рептилий? | Познакомить с происхождением, развитием, жизнью доисторических животных; различными гипотезами, объясняющими тайны вымирания динозавров. | Бумажная пластика | Энциклопедия «Я познаю мир. Динозавры» Стр.253 | |
Где встречали озёрных чудовищ? | Познакомить с предположениями, наблюдениями, фактами существования морских чудовищ, Лох-Несского чудовища. | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр. | |
Кто ты, змей морской? | моделирование | «Шанс для динозавра» А.М.Кондратов, «1001 вопрос об океане и 1001 ответ» Г.В.Дубах.Стр.179-185. | ||
Кто ты, Несси? | ||||
Какие рекорды поставил растительный мир? | Расширение кругозора обучающихся о растениях. | Зарисовки | Энциклопедия «Я познаю мир. Загадочные растения» Стр.259 | |
Легко ли быть растением? | Аппликации | Энциклопедия «Я познаю мир. Загадочные растения» Стр.7-43 | ||
Откуда берутся названия растений? | Оригами | Энциклопедия «Я познаю мир. Загадочные растения» Стр.49 | ||
Вещи и явления 13 часов | ||||
Что считать чудом света? | Знакомство с грандиозными творениями, возведенными людьми с древних времён. | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Чудеса света» Стр.7-24. | |
Почему пуста Великая пирамида? | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» стр.10 | ||
Есть ли в России чудеса света? | Знакомство с чудом на речке Нерль, «Римским виадуком» в Калуге, знаменитыми Столбами, священным Байкалом. | Сообщения детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Чудеса света» Стр. 133-188. | |
Откуда на небе Близнецы? | Дать понятие о зодиакальных созвездий. | Зарисовки детей. | Энциклопедия «Я познаю мир. Космос» Стр.78-109 | |
Как Персей спас Андромеду? | Знакомство с мифами и легендами древней Греции | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Космос». Стр.-53-75. | |
Можно ли укротить вулкан? | Познакомить с наблюдениями, предположениями о жизни вулканов. | Зарисовки детей | Энциклопедия «Я познаю мир. Мир загадочного» Стр. | |
Почему на Солнце пятна? | Расширить представления детей о звездах и планетах, о последних достижениях в области изучения космоса. | Составление таблицы | Энциклопедия «Я познаю мир. Космос». Стр.- 201 - 238 | |
Как создаются мультфильмы? | Рассказать, как снимается мультфильм, люди каких специальностей принимают участие в его создании. | Создание мультфильма | Энциклопедия «Я познаю мир. Кино» Стр.174 | |
Где растёт золотая трава? | Знакомство с историей происхождения ремёсел, открыть древние тайны гончаров и плотников. | Роспись посуды | Энциклопедия «Я познаю мир. История ремёсел». Стр 371, 125 | |
Откуда к нам пришли веера, фонарики и ширмы? | Роспись | Энциклопедия «Я познаю мир. История ремёсел». Стр.391-395 | ||
Какой алмаз самый знаменитый? | Знакомство с историей свойства камней и минералов, о том, где они добываются и как служат человеку. | Зарисовки | Энциклопедия «Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы» Стр.7-26. | |
Живой ли жемчуг? | Энциклопедия «Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы» Стр. 191-208. | |||
Как камни служат человеку? | Энциклопедия «Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы» Стр. 265 - 318 | |||
Заключение 1 час | ||||
Итоговое занятие | Подвести итоги года. Обобщение и повторение изученного материала в течение года | Игра «Что? Где? Когда?» |
Литература
- Орлова Н. «Я познаю мир. Драгоценные камни и минералы» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2003 г.
- Васильева Е.Д. «Я познаю мир. Рыбы» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Ляхов П.Р. «Я познаю мир. Самые, самые…» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2002 г.
- Чудакова Н.В. «Я познаю мир. История» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1999 г.
- Орлова Н. «Я познаю мир. История вещей» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1998 г.
- Багрова Л.А. «Я познаю мир. Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1998 г.
- Багрова Л.А. «Я познаю мир. Страны и народы: Европа» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1999 г.
- Непомнящий Н.Н. «Я познаю мир. Загадочные животные» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Непомнящий Н.Н. «Я познаю мир. НЛО» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2002 г.
- Панамарева Т. «Я познаю мир. Мир загадочного» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Леонович А.А. «Я познаю мир. Тайны природы» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Сергеев Б.Ф. «Я познаю мир. Тайны человека» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Саломко Н. З. «Я познаю мир. Чудеса света» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Зигуненко С.Н. «Я познаю мир. Феномены мира» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2003 г.
- Белоусов Ю.А. «Я познаю мир. Кино» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2000 г.
- Непомнящий Н.Н. «Я познаю мир. Природные катастрофы» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Ачкасова Н.В. «Я познаю мир. Животные в доме» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Маркин В.А. «Я познаю мир. Великие путешествия» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1999 г.
- Понамарев Е. «Я познаю мир. История ремесел» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2000 г.
- Бурмистрова Л.Л. «Я познаю мир. Архитектура» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2003 г.
- Головкин Б.Н. «Я познаю мир. Растения» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2002 г.
- Рубинштейн Н.Р. «Я познаю мир. Рекорды животных» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2002 г.
- Гонтарук Т.И. «Я познаю мир. Космос» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1998 г.
- Непомнящий Н.Н. «Я познаю мир. Загадочные джунгли » Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Баландин Р.К. «Я познаю мир. Приметы и суеверия» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2003 г.
- Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Иваницкий В.В. «Я познаю мир. Птицы» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Прокофьева Е.В. «Я познаю мир. Нечистая сила» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Чижевский А.Е. «Я познаю мир. Экология» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1999 г.
- Тамбиев А.Х. «Я познаю мир. Миграция животных» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Целлариус А.Ю «Я познаю мир. Динозавры» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Наугольных С.В. «Я познаю мир. Палеонтология» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2004 г.
- Маркин В.А.«Я познаю мир. География» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1999 г.
- Ляхов П.А. «Я познаю мир. Насекомые» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 1999 г.
- Черныш И.В. «Я познаю мир. Чудеса природы» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2000 г.
- Преображенский А.Б. «Я познаю мир. История древнего мира» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
- Ляхов П.Р. «Я познаю мир. Животные» Энциклопедия. Москва «Издательство АСТ» 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.
Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...
Авторская педагогическая разработка: Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста
Количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отс...
Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «УЧУСЬ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ»
АПР « Учусь творчески мыслить» - это новый, полностью разработанный и сконструированный автором учебный курс для начальной школы, учитывающий психологические особенности детей этого возрас...