Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Зимулькина Надежда Александровна

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3_kl_.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Инсарская  средняя общеобразовательная школа № 1»

ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________ Маврушкина Е.Н.

протокол  № ________

«29» августа 2017 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР  

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

____________Чудаева Е.В.

«30» августа  2017 г.

«Утверждаю»

директор

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________ Гулькина Е.В.

«31» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

на 2017-2018 учебный год

Класс:  3"б"

Разработчик программы:

Зимулькина Н.А.,

учитель начальных классов

г. Инсар

2017

                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение предмета «Окружающий мир» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.

Рабочая учебная программа по окружающему миру для 3 «Б» класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  № ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Окружающий мир» (автор: А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011  г.).

Преподавание ведется по учебнику:  Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник в 2 частях: 3 класс – М.: Просвещение, 2016 и последующие издания.

На изучение предмета «Окружающий мир» в рабочей программе берется 70 учебных часов 2 часа в неделю.

                   

                      Цель и задачи  учебного предмета «Окружающий мир»

Цель программы — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Основные задачи курса:

- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека доброта, терпимость, ответственность.

- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков, компетентностей, способов деятельности:

наблюдать; сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать; запоминать, усваивать, размышлять; воспроизводить знания; обозначать, схематизировать; работать с текстом; строить монологические высказывания по теме; искать нужную информацию в учебнике; устанавливать причинно-следственные связи; использовать различные источники для добывания знаний; вырабатывать критерии для оценки своей работы и напарника.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук; в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

    Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

    Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах.

Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

           

                 

           Личностные, метапредметные и предметные результаты                          

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

         Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

         При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни.

        

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

                                                 Содержание учебного предмета

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д. Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Проект: «Богатства, отданные людям» 

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

 Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, претыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы - потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы, Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,  обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического — труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, - ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предубеждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопроводе утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и  ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государев тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами..

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые -люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого.

Распределение учебных часов по четвертям

        

Курс рассчитан на 70 ч, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Количество часов в 1-й четверти – 16 ч.  

Количество часов во 2-й четверти – 15 ч.

Количество часов в 3-й четверти – 22 ч.

Количество часов в 4-й четверти – 17 ч.

Отличительные особенности тематического планирования  

В примерную учебную программу по окружающему миру автора Плешакова А. А внесены следующие изменения и дополнения:

 -  в структуру и содержание разделов:

- в темы раздела 1, 2, 5 внесен материал, связанный  с регионально-национальным компонентом Республики Мордовия.

Тематическое планирование

Разделы

Наименование разделов и тем

Часы учебного

времени

Авторская программа

Рабочая  программа

1

Как устроен мир. РНК

6

6

2

Эта удивительная природа.

РНК

18

18

3

Мы и наше здоровье

10

10

4

Наша безопасность

7

7

5

Чему учит экономика. РНК

12

12

6

Путешествие по городам и странам

13

13

7

Повторение

4

4

Итого

70

70

                                       

Практическая часть программы

Практическая работа/Экскурсия

Кол-во

часов

1

четверть

1. Проект «Богатства, отданные людям»

Экскурсия в краеведческий музей - РНК

1

2.  Практическая работа №1: «Умение определять наличие крахмала в продуктах»

1

3.  Практическая работа №2 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

1

4.  Экскурсия. Наблюдение за водоемами родного края - РНК

1

5.  Практическая работа №3:  «Состав почвы»

1

6.   Практическая работа № 4: «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»    

1

2

четверть

1.Проект «Разнообразие природы родного края» - РНК

1

2.  Практическая работа №5: «Измерение роста и массы тела»

1

3. Практическая работа №6 «Кожа человека. Первая помощь при небольших повреждениях кожи»

1

4. Проект «Школа кулинаров»

1

5. Практическая работа №7:  «Подсчет ударов пульса»

1

3

четверть

1.Проект «Кто нас защищает»

1

2. Практическая работа №8:  «Устройство бытового фильтра и очистка воды»

1

3.  Практическая работа №9:  «Полезные ископаемые и их свойства»

1

4. Практическая работа №10:  «Культурные растения. Их сравнение»

1

5.  Проект «Экономика родного края» - РНК

1

6.  Практическая работа №11:  «Рассматривание российских монет»

1

4

четверть

1. Экскурсия  «Достопримечательности нашего города»

Тестовая работа.

1

1


Календарно-тематическое планирование 70 ч

Тема урока

Количество

      часов

Дата

проведения

        1 четверть

план

факт                      

         Как устроен мир

6

1

 1. Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.

1

04.09

2

2.Человек. Ступеньки познания.

1

05.09

3

3. Проект «Богатства, отданные людям»

Экскурсия в краеведческий музей - РНК

1

11.09

4

4.Общество.

1

12.09

5

5.Что такое экология

1

18.09

6

6.Природа в опасности. Охрана природы.

1

19.09

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп;   знать/ понимать классификацию природы.

Эта удивительная природа 

18

7

1.Тела, вещества, частицы.

1

25.09

8

2.Разнообразие веществ.

Практическая работа №1: «Умение определять наличие крахмала        в продуктах»

1

26.09

9

3.Воздух и его охрана. Свойства воздуха

1

02.10

10

4.Вода и жизнь. Свойства воды.

Практическая работа №2 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

1

03.10

11

5.Превращения и круговорот  воды в природе. Три состояния воды

1

09.10

12

6.Берегите воду!

Экскурсия. Наблюдение за водоемами родного края - РНК

1

10.10

13

7. Что такое почва?

Практическая работа №3:  «Состав почвы»

1

16.10

14

8. Разнообразие растений.

1

17.10

15

9. Солнце, растения и мы с вами.

1

23.10

16

10. Размножение и развитие растений.

 Практическая работа № 4: «Рассматривание плодов и семян  растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

1

     24.10

17

2 четверть

11. Охрана растений.

1

07.11

18

12. Разнообразие животных.

1

13.11

19

13. Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края» - РНК

1

14.11

20

14. Размножение и развитие животных.

1

20.11

21

15. Охрана животных.

1

21.11

22

16. В царстве грибов.

1

27.11

23

17. Великий круговорот жизни.

1

28.11

24

18. Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов.

1

04.12

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества; приводить примеры; знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота; уметь правильно пользоваться этими веществами, знать состав и свойства воздуха, уметь определять основные свойства воздуха и воды; знать о значении воды для живых существ; уметь очищать воду с помощью фильтра; знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды; уметь увязывать круговорот воды с её свойствами,  уметь отличать растения одной группы от другой, знать основную классификацию растений; подготавливать сообщения.

 Мы и наше здоровье 

10

25

1.Организм человека.

Практическая работа №5: «Измерение роста и массы тела»

1

05.12

26

2. Органы чувств.

1

11.12

27

3. Надёжная защита организма.

Практическая работа №6 «Кожа человека. Первая помощь при  небольших повреждениях кожи»

1

12.12

28

4. Опора тела и движение. Осанка

1

18.12

29

5. Наше питание. Органы пищеварения

Проект «Школа кулинаров»

1

19.12

30

6. Дыхание и кровообращение

Практическая работа №7:  «Подсчет ударов пульса»

1

25.12

31

7. Умей предупреждать болезни

1

26.12

3 четверть

32

8. Здоровый образ жизни.

1

33

9. Проверим себя и оценим свои достижения

1

34

10. Презентация проектов «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

знать внутреннее строение организма человека; уметь показывать внутренние органы на модели человека;

знать органы чувств и их значение для человека; уметь беречь органы чувств; знать строение тела человека; уметь показывать основные кости скелета; знать правила посадки за столом и выполнять их;

знать органы пищеварительной системы; уметь соблюдать правила питания, устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; знать органы дыхания и выделения; уметь заботиться о своём здоровье; знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

Наша безопасность                                                                             7

35

1.Огонь, вода и газ.

1

36

2. Чтобы путь был счастливым.

1

37

3. Дорожные знаки.

1

38

4. Проект «Кто нас защищает»

1

39

5. Опасные места.

1

40

6. Природа и наша безопасность.

1

41

7. Экологическая безопасность.

Практическая работа №8:  «Устройство бытового фильтра и очистка воды»

1

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами, уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; знать опасные места для человека, уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко; знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой; знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

Чему учит экономика                                                                      12

42

1.Для чего нужна экономика?

1

43

2.  Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

44

3. Полезные ископаемые.

Практическая работа №9:  «Полезные ископаемые и их свойства»

1

45

4. Растениеводство.

Практическая работа №10:  «Культурные растения. Их сравнение»

1

46

5. Животноводство.

1

47

6. Какая бывает промышленность?

1

48

7. Проект «Экономика родного края» - РНК

1

49

8. Что такое деньги?

Практическая работа №11:  «Рассматривание российских монет»

1

50

9. Государственный бюджет.

1

51

10. Семейный бюджет.

1

52,

53

11-12. Экономика и экология.

2

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики; знать основные составляющие экономики,

основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека; уметь отличать культурные растения от дикорастущих, уметь различать культурные растения; знать особенности разведения и содержания домашних животных; знать отрасли промышленности, уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности, определять роль денег в экономике; знать современные российские монеты, уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

4 четверть

Путешествие по городам и странам                                               17

54-

56

1-2-3. Золотое кольцо России.

3

57

4. «Музей путешествий»

1

58

5. Наши ближайшие соседи.

1

59

6. На севере Европы.

1

60

7. Что такое Бенилюкс?

1

61

8. В центре Европы.

1

62,

63

9-10. Путешествие по Франции и Великобритании.

2

64

11. На юге Европы.

1

65

12. По знаменитым местам мира.

1

66

13. Экскурсия «Достопримечательности нашего города»

1

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте; знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте,  государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой; описывать достопримечательности

Повторение

4

67

1. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест

1

68-70

2. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

3

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ИХ ЭЛЕМЕНТЫ):

  • ИКТ  
  • игровая технология
  • проектная технология
  • учебно-исследовательская технология
  • проблемно-диалоговая технология
  • обучение в сотрудничестве

ТИПЫ УРОКОВ

  • урок усвоения новых знаний  
  • урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  
  • урок применения метапредметных и предметных знаний
  • урок обобщения и систематизации предметных знаний 
  • урок повторения предметных знаний
  • контрольный урок
  • коррекционный урок  
  • комбинированный урок
  • учебная экскурсия   

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: 

текущий, ВПР, мониторинги, итоговый.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения):

-  разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);

- обучение самостоятельной работе (работа с учебником, с дополнительной литературой);

- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задания;

- творческие задания (сочинения, изложения и др).

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В классе обучаются 2 ребёнка с ОВЗ. Рекомендовано: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе 7.1 (программа коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК).

Для успешного обучения выбираются задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения детьми. Дифференцируется помощь, необходимая учащимся (организующая, стимулирующая, обучающая).

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Изучение региональных особенностей учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти - творческие задания на основе наблюдений за родной природой, экономикой, экскурсии по городу.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:

Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме  наглядных презентаций при изучении материала, для контроля знаний,  что обусловлено:

  • улучшением  наглядности изучаемого материала,
  • увеличением количества предлагаемой информации,
  • уменьшением времени подачи материала

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Компьютер.        

2. Мультимедиа проектор.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Примерная программа по окружающему миру / авт. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2011 и последующие издания.
  3. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. - М.: Просвещение, 2016.
  4. Крылова О. Н. Окружающий мир: итоговая аттестация. 3 класс. – М.: ЭКЗАМЕН, 2015
  5. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. - М.:ВАКО, 2015.
  6. Логинова О.Б., Яковлева С.Г.  Мои достижения.  Итоговые комплексные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2015.
  7. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Интернет-ресурсы:

1.  http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

5. http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];

6. http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

7. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

8. http://www.uchportal.ru[Учительский портал];

9. http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];

10. http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

11. http://nachalka.info/[Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия]



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...