В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока. Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм. Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Структура технологической карты включает: - название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю: - реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к. учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Пример технологической карты ФИО: Катаргина Ольга Николаевна Район, ОУ: Красногвардейский, ГБОУ СОШ № 188 Предмет: математика Класс: 2 -А Урок № 42
Тема: Приемы вычисления вида 36 – 2; 36 - 20 | Тип: открытия нового знания (ОНЗ). | Цель урока: создание условий для ознакомления с новыми приемами вычисления вида 36 – 2; 36 - 20 | Задачи: образовательные - Знакомить с приемами вычислений вида 36 – 2; 36 – 20
развивающие: - Развивать логическое мышление и внимание
воспитательные - Воспитывать интерес к математике
| Планируемые результаты | Предметные: - Уметь решать выражения вида 36-2, 36-20
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения, решать текстовые задачи
- Применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях.
| Метапредметные: Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. Познавательные: извлекать необходимую информацию. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.
| Личностные: Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | Методы: проблемно-деятельный | Межпредметные связи: окружающий мир | Ресурсы урока: рабочая программа, учебник М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» 1ч., мультимедиа, карточки | Ход урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Организационный момент: - Организационный момент:
Урок математики мы начинаем, Еще одну тайну сегодня узнаем. Не отвлекайся, внимателен будь! За новыми знаниями отправимся в путь. - А сейчас улыбнулись друг другу и тихо сели.
- Ребята, что вы ждёте от урока математики? - Посмотрим, чьи ожидания оправдаются. - Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление, интерес. - Откройте тетради, запишите дату и классная работа.
|
Свободные высказывания детей.
Работа в тетрадях. | Актуализация необходимых знаний | 1.Устный счёт - Урок, как всегда начнём с разминки. - Чему равна сумма чисел 7 и 5? ( 12 ) - На сколько 10 больше 9. ( 1 ) - Число 6 увеличить на 8. ( 14 ) - Уменьшаемое - 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3) - Посмотрите на получившийся ряд. - Найдите закономерность? - Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. - На какие группы можно разделить все числа? - Чем отличаются однозначные числа от двузначных? - Назовите наименьшее однозначное число. - Назовите наибольшее двузначное число. - Найдите рациональным способом сумму однозначных чисел 7, 1, 5, 3. - Какое число получилось? - Вы успешно справились с этим заданием, молодцы! А сей час я хочу проверить, хорошо ли вы умеете производить вычисления в пределах 10. (День – ночь) 5 + 3 – 6 – 1 +4 +3 – 8 = 0 Что вы знаете о числе 0 ?
|
Записывают результаты вычислений в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя
| Мотивация познавательной деятельности | Что записано на доске? 30 + 50 42 + 2 90 – 40 62 + 20 50 + 3 32 - 2 а + в 32 - 20 - прочитайте выражения разными способами - Найдите во втором столбике выражения, со способом решения которых мы знакомились на па прошлом уроке. Объясните, как к 42 прибавить два. - А а как к 62 прибавить 20? - Какое правило надо помнить? Найдите значения этих выражений. Как вычисляли? 2. Проверка домашнего задания. Сколько времени вы потратили на решение 20 примеров на данный прием вычислений.
3. - Посмотрите на оставшиеся выражения. Знаете ли вы как выполнять вычитание в этих случаях? - Кто уже догадался чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Слайд) - Попробуйте определить цель нашего урока, к которой мы сегодня будем стремиться. - Как вы думаете, какие вычислительные приемы нам надо было повторить, чтобы быстрее достичь нашей цели? (Слайд) - Прием сложения в пределах 10
- Прием вычитания в пределах 10.
- Прибавление однозначного числа к круглому числу.
- Прием сложения круглых чисел.
- Прием вычитания круглых чисел.
- Прием разложения на разрядные слагаемые.
1 -уровень | 2 -уровень | 3 -уровень | Найди значения выражений | Вставь числа, посчитай | Вставь нужные числа | 36 = 30 + * 71 = 70 + * 27 = 20 + * 49 = 40 + * | 43 = ** + * 58 = ** + * 87 = ** + * | 40 + 7 = * + 40 50 + 3 < 50 + * |
- самопроверка.
Итак, ребята, мы повторили различные приёмы вычислений. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить материал урока.
|
Отвечают на вопросы учителя. Читают выражения разными способами.
Объясняют прием вычисления. Вспоминают правило.
Проверяют выполнение домашнего задания.
Пытаются сформулировать тему урока и определить цели.
Определяют какой вычислительный прием еще не повторили.
Выполняют разноуровневое задание. | Организация познавательной деятельности | IV . « Открытие» учащимися нового знания - Наша задача, опираясь на знания, которые у нас имеются, найти значения данных выражений 36 - 2, 36 - 20.
1.Практическая работа в парах при помощи графических моделей. - Наша задача, опираясь на знания, которые у нас имеются, найти значения выражений: 36 - 2, 36 - 20. 2. Выступление пар Объяснение Число 36 выложили с помощью 3треугольников и 6 кружков убрали из 6 кружков 2 кружка , получилось 4 кружков . К 3 десяткам прибавили 4 единицы получилось 34. Из 3 десятков вычли 2 десятка, получился 1 десяток . К 1 десятку прибавили 6 единиц, получилось 16. Вывод : Единицы вычитаем из единиц. Десятки вычитаем из десятков. - Какое правило вы использовали при вычислении значений выражений 36 +2, 36 + 20
- Проверим наш вывод по учебнику.
3). VI . Первичное закрепление изученного материала.
- 1) Работа по учебнику
- № 1, с. 59 – устно.
- Выполняется устно с проговариванием.
Заменяю Получаю Удобнее 2). № 4 1-ый столбик на доске с комментированием 3) Работа в группах. Решение примеров. 4.) Решение задачи № 2, стр. 59
|
Работают в парах.
Объясняют прием вычисления 36 – 2, 36 – 20. Делают выводы.
Работают по учебнику.
Выполняют по учебнику задание № 1., с. 59 с проговариванием
1 ученик выполняет работу с комментированием у доски, остальные в тетрадях. Работают в группах. Находят значение выражений. При правильном выполнении всех заданий получают изображение комнатного растения, определяют его название. Определяют какая схема подходит к условию данной задачи. Самостоятельно записывают решение задачи выражением.
| Рефлексия деятельности | - - С какими приёмами сложения познакомились на уроке?
- - Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?
- - Оцените свою работу на уроке.
- - Выберите соответствующий смайлик:
- - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
- - Вы считаете, что поняли новые приёмы сложения, но вам ещё нужна помощь.
- - Вы считаете, что на уроке было трудно.
- - Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы замечательно потрудились.
- - Все молодцы!
- (выставление отметок за работу на уроке )
|
Дети анализируют свою работу на уроке. |
|