Педагогические измерения метапредметных результатов в контексте разработки внутренней системы оценки качества образования (начальная школа)
материал

Яруллина Ольга Николаевна

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.  

Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.  Но в учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» отсутствует. Значит,  формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить в других предметных областях начальной школы.

Ведь интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_izmenreniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Педагогические измерения метапредметных результатов в контексте разработки внутренней системы оценки качества образования (начальная школа)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.  

Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Но в учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» отсутствует. Значит,  формирование ИКТ-компетентности учащихся должно проходить в других предметных областях начальной школы. Ведь интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. 

Решение: Построение распределенной модели преподавания учебного предмета и мониторинг ИКТ-компетентности обучающихся.

На первом этапе был проведен анализ примерных программ по предметам, учебного плана лицея и рабочих программ учителей начальной школы. По результатам анализа составили сетевой план-график изучения содержания предметов в течение года. Для составления сетевого графика в программе Excel была построена единая для всех таблица. В эту таблицу учителя вписывали  подлежащие изучению в течение года темы в той последовательности и с теми сроками, которые предусмотрены в их рабочих программах.  

На втором этапе мы проанализировали содержание рабочих программ в соответствии с кодификатором ИКТ – компетентности выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС, разработанным педагогами школы №630, и внесли в сетевые графики из кодификатора понятия и системы понятий, формируемые на конкретном уроке.

Вот так выглядят проанализированные нами сетевые графики изучения математики во 2 классе.

Затем  сетевые планы-графики объединили в технологическую карту.

Мы обнаружили, что понятия из ИКТ в большей или меньшей степени входят в содержание практически всех предметных областей учебного плана начальной школы. Наибольшим, по нашему мнению потенциалом для формирования ИКТ-компетентности выпускников начальной школы обладают такие предметы, как математика, окружающий мир и технология.

В качестве примера приведу фрагмент технологической карты изучения математики в третьем классе.

В результате анализа технологических карт мы наметили пути согласования содержания учебных предметов и ИКТ, которые включают в себя:  

  • Формирование общих метапредметных методов поиска информации и работы с информацией
  • Выполнение проектов и презентаций с помощью средств ИКТ
  • Серии интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
  • Согласование понятийного аппарата
  • Контроль метапредметных знаний учащихся по формированию УУД.
  • Разработка заданий для комплексных работ по формированию УУД.

Проанализировав технологические карты, мы выявили, что элементы ИКТ – грамотности начинают формироваться у учащихся начальной школы уже с первого класса.    

Начальная школа – это первые шаги ребёнка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить своё дальнейшее образование.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребёнок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации.

Русский язык: Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.

Математика и информатика: Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Работа с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, сравнение геометрических объектов.

Окружающий мир: Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов. Поиск дополнительной информации. Использование компьютера при работе с картой, добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Технология: Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Изобразительное искусство: Знакомство с простыми графическим редактором изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, музыкальных произведений.

Литературное чтение: Работа с мультимедиа сообщениями. Конструирование небольших сообщений ( добавление иллюстраций, видео и аудио фрагментов ). Презентация. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы.

На пятом этапе был составлен кодификатор содержания предметной области “Информатика и ИКТ”.

Следующий этап – это построение шкалы оценивания.

1 шаг – определение числовых эталонов учебной программы

2 шаг – определение коэффициентов соответствия числовых эталонов первичному эталону.

3 шаг – построение шкалы оценок.

На следующем этапе мы разработали модели теста. Составили варианты средства измерения.

Провели тестирование и получили тестовую матрицу.

Затем мы проанализировали статистические данные:

- исследование качества тестовых заданий

- исследование ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности испытуемых

И на последнем этапе проанализировали статистические данные.

Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

- способствует выявлению «западающих» тем;

- выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;

- заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;

- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;

- повышает само качество ЗУН учащихся.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. 

Таким образом, мониторинг результатов образования позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также помогает скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Внутренний мониторинг метапредметных результатов обучения в школе необходимо проводить в системе, где каждый участник образовательной деятельности знает цель, выполняет чётко определённую роль и действует по плану. Только в этом случае будет достигнут положительный результат.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

«Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...

ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

«ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования».

laquo;Необходимо, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны...

Внутренний контроль в системе оценки качества образования обучающихся в начальной школе

Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного ...