ПК 4.4 Педагогические разработки
учебно-методический материал по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.6 КБ |
интеллектуальная мастерская "Это моя ВКР!" | 295.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА В ТЕХНИКЕ «КВИЛЛИНГ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(по материалам курсового исследования)
Маркова Екатерина Владимировна
Научный руководитель- Чернышева С.А., преподаватель кафедры музыкально-эстетических дисциплин высшей квалификационной категории
Быть творческим человеком – значит осознавать удивительное. Оставить в комнате не подходящую по стилю мебель, если она нам нравится. Носить странное пальто, если оно делает нас счастливее. Перестать стараться быть кем-то, а не самим собой.
Дж. Кэмерон
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в последнее время в России возрождается интерес к народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Квиллинг, как один из видов современного декоративно-прикладного искусства, очень интересен, но недостаточно известен в России. Еще его называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Несмотря на свою необычность и кажущуюся сложность, он вполне доступен для школьников начальных классов. [5]
На наш взгляд, в начальной школе остро стоит вопрос о методическом обеспечении. Педагоги, организующие внеурочные занятия, как правило, самостоятельно решают проблему создания средств обучения. Мы, будущие учителя начальных классов с углубленным изучением технологии, должны не только привлекать учащихся к продуктивной деятельности, стимулировать их инициативу и самостоятельности, развивать индивидуальные интересы, склонности и способности, но и уметь разрабатывать методическую продукцию.
Результатами освоения основной профессиональной образовательной программы сегодня являются общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО № 535 от 5.11.2009. При освоении специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» одними из профессиональных компетенций являются: разработка учебно-методических материалов (П.К.4.1.) и участие в исследовательской и проектной деятельности (П.К.4.5.) Создав проектную задачу по разработке новых средств обучения, мы не только сформируем вышеуказанные профессиональные компетенции, но и общие, такие, как ОК 2 (организовывать собственную деятельность), ОК 3 (принимать решения в нестандартных ситуациях), ОК 4 (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач), ОК 5 (использовать ИКТ), ОК 6 (работать в коллективе и команде).
Проблемой разработки средств обучения занимались такие ученые-педагоги ,как К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов и т.д.
Детям, а особенно девочкам, необходимо заниматься каким-либо видом декоративно-прикладного творчества, который помогает развивать логику, воображение, творческие способности ребенка и конечно мелкую моторику рук. Работа с бумагой тренирует усидчивость, терпение и прививает чувство вкуса
Таким образом, умение создавать методическое пособие для студентов - это главное требование ФГОС- одна из общих профессиональных компетенций. [4]
C учетом актуальности данной темы, мы выделили проблему: какова оптимальная структура и содержание комплекта по освоению техники квиллинга для начальной школы.
Нами была определена цель курсового исследования - создать методический комплект по технике «квиллинг» для начальной школы, состоящий из: программы кружковой работы, методических рекомендаций, коллекции готовых работ.
В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи:
1) изучить научно-методическую, историческую , специальную литературу по теме исследования
2) выбрать и систематизировать материал в виде тематического планирования занятий по квиллингу
3) разработать учебно-методический комплект по квиллингу «Основы квиллинга» для начальных классов
4) создать коллекцию практических творческих работ в технике квиллинг.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
- изучение и анализ литературы,
- систематизация,
- обобщение,
- классификация.
Согласно специфике нашего проекта, он состоит из одной главы. В первом параграфе мы описали историю возникновения филиграни и его виды. Подробно описали каждый вид джутовой, казаковской и бумажной филиграни. Во втором параграфе мы рассмотрели технологию и приемы изготовления деталей. Анализируя которые, можно сделать вывод, что вариативность и художественное разнообразие приемов техники «квиллинг» предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного кружкового занятия, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным и познавательным.
В третьем параграфе мы разработали методические рекомендации к выполнению работ. В них мы указали правила работы с инструментами, особенно колющимися предметами ( шило, ножницы, и специальным инструментом для квиллинга), клеем, и т.д. Как нужно работать с картиной, которую ребенок собирается выполнить в данной технике. В четвертом параграфе мы составили тематическое планирование на период преддипломной практики. Выявили актуальность, цели и задачи данного кружка. За основу проведения кружка мы взяли цветы. Из огромного количества цветов, мы выбрали самые интересные и незамысловатые. Подробно этот кружок мы описали в методическом комплекте « Основы квиллинга». Направленность данного комплекта- сборник заданий для изучения техники квиллинг, предназначенный для преподавателей начальной школы на уроках технологии и кружках.
В выпускном квалификационном исследовании мы собираемся формировать самостоятельность на кружке средствами «квиллинг»
Список литературы
- 1 Анистратова, А. А. Поделки из бумаги /А. А. Анистратова, Н. И. Гришина.- М.: Новосибирск: Оникс, 2007.- 63с.
- Джанет, У. Цветы из бумажных лент : У. Джанет. – М.: «Кантэнт», 2009.- 50 с.
- Докучаева, Н. В. Школа волшебства. Мастерим бумажный мир : Н. В. Докучаева. - М.:Просвещение, 2000.-245с.
- Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. [Текст]: кн. для учителя / В. И. Колякина. - М.: Издательский центр "Владос", 2002.-67с.
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : кн. для учителя / Н. И. Запрудский. – М.: «Сэр-Вит», 2004.-456с.
- Комарова, Т. А. Детское творчество : кн. для учителя / Т. А. Комарова. М.: Просвещение, 2005.-183с.
- Комарова, Т. А. Коллективное творчество детей : кн. для учителя / Т. А. Комарова. – М.: Просвещение, 1998.-257с.
- Левина, М. М. Процесс обучения на уроке : кн. для учителя / М. М. Левина. - М.: Просвещение, 1978.-256с.
- Маслов, С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения / С. И. Маслов // Начальная школа.- .1996.-№8.- С.16-22.
- Пищикова, Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике : кн. для учителя / Н. Г. Пищикова.- М.: Скрипторий, 2000.-47с.
- Проснякова, Т. А. Творческая мастерская : кн. для учителя / Т. А. Проснякова.-М.: Просвещение, 2000.-243с.
- Токорева, М.В. Чудесная мастерская : кн. для учителя / М.В. Токорева. - М.: Линда - Пресс, 1997.-72с.
- Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги : Д. Чиотти. – М.: Мир книги, 2009.-96с.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
ПРОЕКТ
«ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МИРЕ»
РЕАЛИЗОВАН В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
СТУДЕНТОК 45 ГРУППЫ
МАКАРОВОЙ ТАТЬЯНЫ
МАРКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ
НА БАЗЕ ЧПК №1 Г.ЧЕЛЯБИНСКА
В 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
АНИЩЕНКО И. Л.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Обоснование актуальности проекта
Реализация ФГОС СПО специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» привела к необходимости разрабатывать и осваивать новые виды педагогической практики студентов, соответствующие новым видам профессиональной деятельности педагогов системы начального общего образования. Внеурочная практика считается производственной и входит в состав профессионального модуля ПМ 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» в объеме 72 часа.
Студенты 34 группы получают дополнительную подготовку в области технологии, поэтому логично было организовать применение полученных знаний, умений и формирующихся компетенций в ходе новой внеурочной практики.
Содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по знакомству с выразительными возможностями бумаги, ткани и мягкого материала для лепки – пластелином.
Разделы проекта:
Ребята на занятиях работают то с бумагой, то с пластилином, то с тканью. Каждый раздел проекта заканчивается проектной работой и организацией выставки. На данных занятиях ведутся: беседы о профессии людей, о бережном отношении к материалам, готовым изделиям, о трудолюбии.
Работа учащихся в этом направлении и отработка приемов работы со специальным материалом способствует: развитию у них пространственной ориентации, развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь создает условия успешности в учебном процессе.
Однако, на наш взгляд, в современных условиях существует противоречие между уровнем требований к профессиональной компетентности выпускников в организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточной методической обеспеченностью педагогической практики студентов. Противоречие позволяет сформулировать проблему методического обеспечения педагогической практики к условиям освоения ФГОС. Проблема помогла нам определить тему проектной работы в период практики: «Проект «Моя любимая игрушка» для организации внеурочной деятельности учащихся 2-х и 3-х классов».
2. Система управления реализацией проекта
Проект разработан и реализован в ходе написания выпускной квалификационной работы студентками 45 группы ЧПК № l Макаровой Татьяной и Марковой Екатериной. Общее руководство проектом – Анищенко И.Л.,
3. Условия реализации проекта
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей студентов формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а так же методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данного проекта помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что повысит их уровень образованности.
В настоящее время проектная деятельность является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности. Работа студентов над проектом адекватно моделями успешного поведения в современной жизни, предполагающей инициативу, предприимчивость, и ответственность за начатое дело и вовлечение в него людей. Проектная деятельность позволяет:
- Формировать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- Формировать навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- Развивать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
На этапе планирования проекта под руководством учителя студенты выбирают вид
На этапе осуществления проекта учащиеся выполняют все технологические операции под руководством выпускниц.
Этап завершения проекта проводится в форме презентации своего изделия.
4. Материально-технические, информационные ресурсы:
- демонстрационный материал;
- технологическая карта;
- методическая литература.
5. Планируемые результаты проекта:
В качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев:
- анализ объекта деятельности;
- анализ процесса деятельности.
Естественно обе группы связаны между собой и позволяют охарактеризовать полученные результаты. Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности проекта ведется на каждого ученика, при этом учитывается личность и способности конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности, вовремя выявить недочеты и корректировать образовательный процесс. При обучении анализу и самоанализу работы детей не сравниваются, а при выполнении заданий поощряются любые успехи.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу, выставку работ, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для создания фотоальбома лучших работ.
К концу проекта учащиеся научатся:
- изготавливать игрушки из бумаги, пластилина, ткани;
- создавать проектную работу как индивидуально так и по группам;
- защищать свою работу, используя различные средства.
К концу проекта учащиеся получат возможность:
- показать готовые игрушки отдельно и в композиции;
- поучаствовать в конкурсах, выставках.
Планируемый результат первого уровня:
Приобретение школьниками социальных знаний из бесед:
- о корректном поведении на занятиях художественного творчества;
- о взаимопомощи: сделал сам, помоги соседу;
- о истории возникновения игрушки, ее использования, особенности современных игрушек.
Планируемые результаты второго уровня:
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через:
- обсуждения и защиту проектной работы;
- участие в выставке работ на уровне класса и школы;
- создание игрушек своими руками для семьи и другим людям.
Результаты-эффекты:
1) позитивные изменения в формировании и развитии предметных (по технологии) и метапредметных действий школьников, в их поведении на внеурочных занятиях, в их отношении к школе, к трудовой деятельности;
2) формирование и развитие общих и профессиональных компетенций, предусмотренных данной практикой, у студентов колледжа; закрепление у них знаний об особенностях развития психики младших школьников, освоение методов и приемов развивающей внеурочной деятельности; освоение технологии проектирования, реализации проекта в деятельности практиканта.
Результаты-продукты: разработки внеурочных занятий, мультимедийных презентаций, технологических карт, образцов изделий по теме проекта.
Итогом реализации проекта является выставка «Игрушка своими руками», как местные (на базе школы), так и районные. Игрушки – сувениры используются в качестве подарка для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформление класса и дома для проведения Нового года и Рождества.
7. Результаты реализации проекта: применение студентами на практике знаний и умений по психологии, педагогике, технологии, методике организации внеурочной деятельности; освоение студентами и учащимися 2-х и 3-х классов различных видов сборки изделий и их декорирования; педагогический и технологический опыт организации внеурочной деятельности с учащимися 2-х и 3-х классов.
Качество практической подготовки студентов 34 группы: по итогам внеурочной практики 92% студентов группы получили оценку «хорошо» и «отлично».
8. Перспективы дальнейшего развития проекта:
Студенты 34 группы получили первоначальный опыт реализации проекта в практической педагогической деятельности. Дальнейшее развитие проекта связано с разработкой собственной программы внеурочной деятельности с коллективом младших школьников и её последующей апробацией в индивидуальной практической деятельности студентов.
9. Представление результатов проектной деятельности:
на отчете по итогам внеурочной практики за 1 семестр; на 2-х выставках работ учащихся: в колледже и в школе; на конференции по проектным технологиям в НОО.
10. Информационное обеспечение проекта
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –М.: «Просвещение»,2011
- Дайн Г.Л. Игрушка в культуре России. – Хотьково.: Сергиев Посад,2010
- Литвиненко В.М. Игрушки из ничего. – С-П.: «Кристалл»,2009
- Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Русич.: Смоленск, 2009
- Тойбнер А. Прикольные поделки из цветной бумаги. – «Академия развития», 2007
- Тойбнер А. Фигурки и игрушки из бумаги, ткани и горшочков. – «Академия развития», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...