ПК 4.4 Педагогические разработки
учебно-методический материал по теме

Маркова Екатерина Владимировна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА В ТЕХНИКЕ «КВИЛЛИНГ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(по материалам курсового исследования)

Маркова Екатерина Владимировна

Научный руководитель- Чернышева С.А., преподаватель кафедры музыкально-эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Быть творческим человеком – значит осознавать удивительное. Оставить в комнате не подходящую по стилю мебель, если она нам нравится. Носить странное пальто, если оно делает нас счастливее. Перестать стараться быть кем-то, а не самим собой.

Дж. Кэмерон

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что  в последнее время в России возрождается интерес к народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Квиллинг, как один из видов современного декоративно-прикладного искусства, очень интересен, но недостаточно известен в России. Еще его называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Несмотря на свою необычность и кажущуюся сложность, он вполне доступен для школьников начальных классов. [5]

На наш взгляд, в начальной школе остро стоит вопрос о методическом обеспечении. Педагоги, организующие внеурочные занятия, как правило, самостоятельно решают проблему создания средств обучения. Мы, будущие учителя начальных классов с углубленным изучением технологии, должны не только привлекать учащихся к продуктивной деятельности, стимулировать их инициативу и самостоятельности, развивать индивидуальные интересы, склонности и способности, но и уметь разрабатывать методическую продукцию.

Результатами освоения основной профессиональной образовательной программы сегодня являются общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО № 535 от 5.11.2009. При освоении специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» одними из профессиональных компетенций являются: разработка учебно-методических материалов (П.К.4.1.) и участие в исследовательской и проектной деятельности (П.К.4.5.) Создав проектную задачу по разработке новых средств обучения, мы не только сформируем вышеуказанные профессиональные компетенции, но и общие, такие, как ОК 2 (организовывать собственную деятельность), ОК 3 (принимать решения в нестандартных ситуациях), ОК 4 (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач), ОК 5 (использовать ИКТ), ОК 6 (работать в коллективе и команде).

Проблемой разработки средств обучения занимались такие ученые-педагоги ,как К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов и т.д.

Детям, а особенно девочкам, необходимо заниматься каким-либо видом декоративно-прикладного творчества, который помогает развивать логику, воображение, творческие способности ребенка и конечно мелкую моторику рук. Работа с бумагой тренирует усидчивость, терпение и прививает чувство вкуса

Таким образом, умение создавать методическое пособие для студентов - это главное требование ФГОС- одна из общих профессиональных компетенций. [4]

C учетом актуальности данной темы, мы выделили проблему: какова оптимальная структура и содержание комплекта по освоению техники квиллинга для начальной школы.

Нами была определена цель курсового исследования - создать методический комплект по технике «квиллинг» для начальной школы, состоящий из: программы кружковой работы, методических рекомендаций, коллекции готовых работ.

В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи:

1) изучить         научно-методическую, историческую , специальную литературу по теме исследования

2) выбрать и систематизировать материал в виде тематического планирования занятий по  квиллингу

3) разработать учебно-методический комплект по квиллингу «Основы квиллинга» для начальных классов

4) создать коллекцию практических творческих работ в технике квиллинг.

 В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

 - изучение и анализ литературы,

- систематизация,

- обобщение,

- классификация.

Согласно специфике нашего проекта, он состоит из одной главы. В первом  параграфе мы описали историю возникновения филиграни и его виды. Подробно описали каждый вид джутовой, казаковской и бумажной филиграни. Во втором параграфе мы рассмотрели технологию и приемы изготовления деталей. Анализируя которые, можно сделать вывод, что вариативность и художественное разнообразие приемов техники «квиллинг» предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного кружкового занятия, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным и познавательным.

В третьем параграфе  мы разработали методические рекомендации к выполнению работ. В них мы указали правила работы с инструментами, особенно колющимися предметами ( шило, ножницы, и специальным инструментом для квиллинга), клеем, и т.д. Как нужно работать с картиной, которую ребенок собирается выполнить в данной технике. В четвертом параграфе  мы составили тематическое планирование на период преддипломной практики. Выявили актуальность, цели и задачи данного кружка. За основу проведения кружка мы взяли цветы. Из огромного количества цветов, мы выбрали самые интересные и незамысловатые. Подробно этот кружок мы описали в методическом комплекте « Основы квиллинга». Направленность данного комплекта- сборник заданий для изучения техники квиллинг, предназначенный для преподавателей начальной школы на уроках технологии и кружках.

В выпускном квалификационном исследовании мы собираемся формировать самостоятельность на кружке средствами «квиллинг»

Список литературы

  1. 1 Анистратова,  А. А. Поделки из бумаги /А. А. Анистратова, Н. И. Гришина.- М.: Новосибирск: Оникс, 2007.- 63с.
  2. Джанет, У. Цветы из бумажных лент : У. Джанет. – М.: «Кантэнт», 2009.- 50 с.
  3. Докучаева, Н. В. Школа волшебства. Мастерим бумажный мир : Н. В. Докучаева. - М.:Просвещение, 2000.-245с.
  4. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. [Текст]: кн. для учителя / В. И. Колякина.  - М.: Издательский центр "Владос", 2002.-67с.
  5. Запрудский,  Н. И. Современные школьные технологии : кн. для учителя / Н. И. Запрудский. – М.: «Сэр-Вит»,  2004.-456с.
  6. Комарова,  Т. А.  Детское творчество : кн. для учителя / Т. А. Комарова. М.: Просвещение, 2005.-183с.
  7. Комарова, Т. А. Коллективное творчество детей : кн. для учителя / Т. А. Комарова. – М.: Просвещение, 1998.-257с.
  8. Левина, М. М. Процесс обучения на уроке : кн. для учителя / М. М. Левина. - М.: Просвещение, 1978.-256с.
  9. Маслов, С.И.  Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения / С. И.  Маслов // Начальная школа.- .1996.-№8.- С.16-22.
  10.  Пищикова,  Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике : кн. для  учителя / Н. Г. Пищикова.- М.: Скрипторий, 2000.-47с.
  11.  Проснякова,  Т. А. Творческая мастерская : кн. для учителя / Т. А.   Проснякова.-М.: Просвещение, 2000.-243с.
  12.  Токорева, М.В. Чудесная мастерская : кн. для учителя / М.В. Токорева. - М.: Линда - Пресс, 1997.-72с.
  13.  Чиотти,  Д. Оригинальные поделки из бумаги : Д. Чиотти. – М.: Мир книги, 2009.-96с.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

ПРОЕКТ

«ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МИРЕ»

РЕАЛИЗОВАН В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

СТУДЕНТОК 45 ГРУППЫ

МАКАРОВОЙ ТАТЬЯНЫ

МАРКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ

НА БАЗЕ ЧПК №1 Г.ЧЕЛЯБИНСКА

В 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

АНИЩЕНКО И. Л.

http://4.bp.blogspot.com/-GSQGTbMgzoE/VCcPNHjSwyI/AAAAAAAAGSo/J20pN9F3T00/s1600/izobrazhenie_060.jpg

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

         Название проекта: «Природные материалы в экологическом мире»

        Тип проекта: Информационно - творческий

        Сведения об авторе: Анищенко Ирина Леонидовна – заместитель

        Учебная дисциплина (ПМ, МДК): Внеурочное занятие

        Учебные дисциплины близкие к изучаемому вопросу (ПМ, МДК):

        ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, ПМ

Участники проекта:. студенты ЧПК №1 31 группы. В реализации проектной деятельности участвуют: учителя, методисты, студенты,

С     Сроки реализации проекта: апрель 2017 учебного года.

Цель проекта (для студентов 31 группы): создание условий для успешного освоения общих и профессиональных компетенций, предусмотренных программой производственной практики по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах».

Цель проекта (для студентов,проводящих): вести со студентами дискуссию на тему «ЗА и ПРОТИВ загрязнения воздуха – бумага и фетр»; раскрыть потенциальные творческие способности каждого студента через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками изделия, собирая в единую композицию.

Задачи проекта (для студентов,проводящих):

  1. Провести дискуссию
  2. Создать конечный продукт- плакат.
  3. Провести внеурочное занятие.

Задачи проекта (для учащихся):

  1. Развивать природные задатки и способности, помогающие достигнуть успеха не только в декоративно-прикладном творчестве, но и в других областях деятельности ребенка;
  2. Научить приемам исполнительского мастерства, помочь детям освоить основные правила изготовления изделий из разных материалов и их применения в жизни;
  3. Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  4. Научить правильно использовать термины, формировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  5. Формировать умения осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;
  6. Развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности и формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  7. Развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Аннотация к проекту:

Проект «Природные материалы в экологическом мире» в 2017 учебном году является составной частью рабочей программы внеурочной практики студентов педагогического колледжа, разработанной на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах. Проект ориентирован на студентов 3-х курсов и предполагает последовательное освоение ими технологии изготовления и работы с такими техниками, как «Квиллинг» и «Объёмный фетр» и создания творческих продуктов из разных материалов.

Проект рассчитан для студентов 3-х классов, увлекающихся декоративно-прикладным творчеством. Занятие прошло во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятия была 45 минут.

.

Материал

Техника

Бумага

Квиллинг

Фетр

        1. Обоснование актуальности проекта

Реализация ФГОС СПО специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» привела к необходимости разрабатывать и осваивать новые виды педагогической практики студентов, соответствующие новым видам профессиональной деятельности педагогов системы начального общего образования. Внеурочная практика считается производственной и входит в состав профессионального модуля ПМ 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» в объеме 72 часа.

Студенты 34 группы получают дополнительную подготовку в области технологии, поэтому логично было организовать применение полученных знаний, умений и формирующихся компетенций в ходе новой внеурочной практики.

Содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по знакомству с выразительными возможностями бумаги, ткани и мягкого материала для лепки – пластелином.

Разделы проекта:

Ребята на занятиях работают то с бумагой, то с пластилином, то с тканью.         Каждый раздел проекта заканчивается проектной работой и организацией выставки. На данных занятиях ведутся: беседы о профессии людей, о бережном отношении к материалам, готовым изделиям, о трудолюбии.

Работа учащихся в этом направлении и отработка приемов работы со специальным материалом способствует: развитию у них пространственной ориентации, развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь создает условия успешности в учебном процессе.

Однако, на наш взгляд, в современных условиях существует противоречие между уровнем требований к профессиональной компетентности выпускников в организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточной методической обеспеченностью педагогической практики студентов. Противоречие позволяет сформулировать проблему методического обеспечения педагогической практики к условиям освоения ФГОС.  Проблема помогла нам определить тему проектной работы в период практики: «Проект «Моя любимая игрушка» для организации внеурочной деятельности учащихся 2-х и 3-х классов».

        2. Система управления реализацией проекта

Проект разработан и реализован в ходе написания выпускной квалификационной работы студентками 45 группы ЧПК № l Макаровой Татьяной и Марковой Екатериной. Общее руководство проектом – Анищенко И.Л.,

        3. Условия реализации проекта

Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей студентов формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а так же методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данного проекта помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что повысит их уровень образованности.

В настоящее время проектная деятельность является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности. Работа студентов над проектом адекватно моделями успешного поведения в современной жизни, предполагающей инициативу, предприимчивость, и ответственность за начатое дело и вовлечение в него людей. Проектная деятельность позволяет:

  1. Формировать коммуникативные навыки (партнерское общение);
  2. Формировать навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
  3. Развивать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

На этапе планирования проекта под руководством учителя студенты выбирают вид

На этапе осуществления проекта учащиеся выполняют все технологические операции под руководством выпускниц.

Этап завершения проекта проводится в форме презентации своего изделия.

4. Материально-технические, информационные ресурсы:

  • демонстрационный материал;
  • технологическая карта;
  • методическая литература.

5. Планируемые результаты проекта:

В качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев:

- анализ объекта деятельности;

- анализ процесса деятельности.

Естественно обе группы связаны между собой и позволяют охарактеризовать полученные результаты. Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности проекта ведется на каждого ученика, при этом учитывается личность и способности конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности, вовремя выявить недочеты и корректировать образовательный процесс. При обучении анализу и самоанализу работы детей не сравниваются, а при выполнении заданий поощряются любые успехи.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу, выставку работ, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для создания фотоальбома лучших работ.

К концу проекта учащиеся научатся:

- изготавливать игрушки из бумаги, пластилина, ткани;

- создавать проектную работу как индивидуально так и по группам;

- защищать свою работу, используя различные средства.

К концу проекта учащиеся получат возможность:

- показать готовые игрушки отдельно и в композиции;

- поучаствовать в конкурсах, выставках.

Планируемый результат первого уровня:

Приобретение школьниками социальных знаний из бесед:

- о корректном поведении на занятиях художественного творчества;

- о взаимопомощи: сделал сам, помоги соседу;

- о истории возникновения игрушки, ее использования, особенности современных игрушек.

Планируемые результаты второго уровня:

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через:

- обсуждения и защиту проектной работы;

- участие в выставке работ на уровне класса и школы;

- создание игрушек своими руками для семьи и другим людям.

Результаты-эффекты:

1) позитивные изменения в формировании и развитии предметных (по технологии) и метапредметных действий школьников, в их поведении на внеурочных занятиях, в их отношении к школе, к трудовой деятельности;

2) формирование и развитие общих и профессиональных компетенций, предусмотренных данной практикой, у студентов колледжа; закрепление у них знаний об особенностях развития психики младших школьников, освоение методов и приемов развивающей внеурочной деятельности; освоение технологии проектирования, реализации проекта в деятельности практиканта.

Результаты-продукты:         разработки внеурочных занятий, мультимедийных презентаций,         технологических        карт, образцов изделий по теме проекта.

Итогом реализации проекта является выставка «Игрушка своими руками», как местные (на базе школы), так и районные. Игрушки – сувениры используются в качестве подарка для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформление класса и дома для проведения Нового года и Рождества.

        7. Результаты реализации проекта: применение студентами на практике знаний и умений по психологии, педагогике, технологии, методике организации внеурочной деятельности; освоение студентами и учащимися 2-х и 3-х классов различных видов сборки изделий и их декорирования; педагогический и технологический опыт организации внеурочной деятельности с учащимися 2-х и 3-х классов.

Качество практической подготовки студентов 34 группы: по итогам внеурочной практики 92% студентов группы получили оценку «хорошо» и «отлично».

8. Перспективы дальнейшего развития проекта:

Студенты 34 группы получили первоначальный опыт реализации проекта в практической педагогической деятельности. Дальнейшее развитие проекта связано с разработкой собственной программы внеурочной деятельности с коллективом младших школьников и её последующей апробацией в индивидуальной практической деятельности студентов.

9. Представление результатов проектной деятельности:

на отчете по итогам внеурочной практики за 1 семестр; на 2-х выставках работ учащихся: в колледже и в школе; на конференции по проектным технологиям в НОО.

10. Информационное обеспечение проекта

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –М.: «Просвещение»,2011
  2. Дайн Г.Л. Игрушка в культуре России. – Хотьково.: Сергиев Посад,2010
  3. Литвиненко В.М. Игрушки из ничего. – С-П.: «Кристалл»,2009
  4. Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Русич.: Смоленск, 2009
  5. Тойбнер А. Прикольные поделки из цветной бумаги. – «Академия развития», 2007
  6. Тойбнер А. Фигурки и игрушки из бумаги, ткани и горшочков. – «Академия развития», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...