ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Гесть Арина Евгеньевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_v_stanovlenii_lichnosti.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Гесть Арина

г. Челябинск

Роль самооценки в становлении личности человека.

        Современные психологи дают следующее понятие самооценке; самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и качеств, места среди других людей.

        От самооценки зависят взаимоотношения человека с другими людьми, его отношение к успехам и неудачам.

        Самооценка начинает свое формирование еще в раннем детстве, и тесно связана с дальнейшим развитием личности. Развивается самооценка под влиянием различных социальных факторов, важнейшим из которых, в раннем детстве является семья. Таким образом, можно выделить два типа самооценки: в благоприятной психологической атмосфере, где родители любят, ценят и поддерживают успехи своего ребенка, формируется позитивная самооценка, адекватная оценка самого себя и своих действий. Соответственно в семье, где ребенок сталкивается с пренебрежительным отношением, или же с неадекватной оценкой родителями своих действий и достижений, то у ребенка складывается негативная самооценка, то есть, неадекватная оценка самого себя.

        В дальнейшем у ребенка формируется уровень притязаний, т.е. уровень трудностей целей, которые он ставит перед собой и определяющее, какие достижения ребенок будет воспринимать, как неудачу, а какие, как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью. Для благоприятного развития личности необходим рост, то есть, уровень притязаний должен немного «опережать» самооценку. Соответственно, в случае, когда уровень притязаний совпадает с самооценкой, у личности пропадает интерес и необходимость в личностном росте, что неблагоприятно влияет на ее развитие.

        Также важно отметить, что на основе уровня притязаний формируются такие типы самооценки, как адекватная и неадекватная. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности и неадекватной в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. На этой основе, адекватная самооценка может быть завышенной, если человек существенно завышает свои актуальные возможности, и заниженной, если занижает их.

Таким образом, если человек с завышенной самооценкой ставит перед собой слишком сложные для достижения цели, то неминуемо сталкивается с неудачей. Такие неприятности очень болезненны, и чтобы избежать их, человеку необходимо либо занизить свой уровень притязаний, либо обесценить свою неудачу, доказывая самому себе, что в данной неудаче нет его вины.

         При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком простые для достижения цели, тем самым мешая собственному развитию.

        Как уже было отмечено ранее, для успешного становления личности, человеку необходим постоянный рост, возможность саморазвития и творения самого себя. Именно это обеспечивает поведенческий аспект «Я-концепция». Это система осознаваемых и неосознаваемых установок по отношению к самому себе, она выражает реальное Я, то есть, именно то, кем человек и является в настоящее время и идеальное Я, то каким бы человек хотел быть и видеть себя.

        Для личности наиболее важна величина расхождения между «реальным» и «идеальным» Я. В идеале, Я – идеальное должно опережать Я – реальное, настолько, чтобы показать личности, как и куда она должна развиваться. Если же расхождение можно Я - реальным и Я – идеальным слишком велико, то человек будет переживать невозможность достижения своего идеала, что приведет к внутреннему конфликту.

        Также как и самооценка «Я – концепция» начинает свое формирование еще в детстве, складываясь под влиянием представлений о ребенке и отношения к нему. В дальнейшем, на «Я – концепцию» начинает накладываться жизненный опыт, успехи и неудачи в деятельности.

        Таким образом, для успешного становления личности, человеку необходимо знать и адекватно оценивать собственные возможности и умения, что и происходит благодаря самооценке и поведенческих аспектов, основывающихся на ней.

Список используемой литературы

1. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ./ И. В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан - М.,1999. – 464 с.

2. Ногалес , К. Урок 3. Личность в психологии / К. Ногалес // 4brain. - URL: https://4brain.ru/psy/psihologija-lichnosti.php (дата доступа: 12.04.2017).

3. Значение самооценки в развитии личности /http://www.toppsychologia.ru/infops-775-1.html (дата доступа: 12.04.2017)

4. Самооценка // Википедия - свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0 (дата доступа: 12.04.2017).

5. Я – концепция http://azps.ru/handbook/ja/jako289.html (дата доступа: 12.04.2017)

6. Я – концепция, составляющие Я – концепции / http://www.hr-portal.ru/article/ya-koncepciya-sostavlyayushchie-ya-koncepcii (дата обращения: 12.04.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...