ПК 4.4. Педагогические разработки
материал по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korenkova_anastasiya_45_gruppa.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(по материалам курсового исследования)
Коренькова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель – Мотовилова Н.В., преподаватель МДК 01.10. Изобразительное искусство с методикой преподавания высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования заключена в том, что народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Период школьного детства, в возрасте 7-10 лет, является, как показали исследования педагогов и психологов, наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в воспитании эмоций и чувств детей в творческой деятельности. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его эмоций и чувств [3,с. 84].
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития ребенка, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что предоставляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в воспитании эмоций и чувств детей. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности” [1, с.7].
Чувства и эмоции – это переживаемые человеком личностные отношения к окружающему миру и самому себе.
Знакомство детей с Дымковской росписью на занятиях декоративному рисованию поможет познакомить детей с народными традициями, заложить основы эстетического и нравственного воспитания, и способствовать развитию эмоций и чувств. Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у детей младшего школьного возраста эмоции и чувства, творческую фантазию, эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является [2, с.8].
Говоря о народном искусстве, известный педагог Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействуют развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений [1,с.55].
Поэтому нами была выбрана тема исследования: «Возможности Дымковской росписи в развитии эмоций и чувств детей младшего школьного возраста».
Целью нашего исследования была создание серии методических таблиц и творческих работ по Дымковской росписи, способствующих формированию эмоций и чувств детей младшего школьного возраста.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1.отобрать и изучить литературу по теме исследования;
2.раскрыть тему исследования на основе анализа литературы;
3.разработать методическое пособие и выполнить творческие работы.
При выполнении курсового исследования мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, систематизация, обобщение, сравнение.
В данном исследовании мы рассматривали тему «Возможности Дымковской росписи в развитии эмоций и чувств детей младшего школьного возраста». В главу вошли пять подпунктов.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: синтез, анализ, отбор, сравнение, исторический.
В первом параграфе нашего курсового исследования мы изучили историю дымковской росписи.
Во втором параграфе мы рассмотрели технологические особенности дымковской росписи.
В третьем параграфе мы изучили Общие понятия об эмоциях и чувствах. Возможности их развития у детей младшего школьного возраста.
В четвёртом параграфе нами изучены теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Мы рассмотрели понятие, «внеурочная деятельность» и какие задачи она решает в жизни младшего школьника.
В пятом параграфе рассмотрели роль наглядных пособий в изобразительной деятельности. В данном исследовании мы рассмотрели значимость работы учителя и учащихся с наглядными пособиями.
Подводя итоги проделанного исследования, мы пришли к выводу, что все поставленные цели и задачи были нами выполнены.
В условиях выпускного квалификационного исследования мы планируем выполнение наглядных пособий для уроков изобразительного искусства в начальной школе: создание творческих работ, разработка блока уроков по дымковской росписи, апробацию данного исследования в начальной школе.
Мы уверены, что тема нашего исследования не исчерпана, поэтому нам представляется перспективным дальнейшего изучения возможности дымковской росписи в развитии эмоций и чувств детей младшего школьного возраста.
Курсовое исследование продолжено в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Создание комплекта методических таблиц и творческих композиций по дымковской росписи для развития эмоций и чувств детей младшего школьного возраста».
Список использованной литературы
1. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность», «О-краткое», Под редакцией Н. Н. Менчиковой – Киров, 2010.
2. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с,ил.
3. Общая психология. Максименко С.Д. – М.: 2004 - 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...