Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
![]() | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»
В.В. Карпова – учитель начальных классов
(Слайд 1) Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
(Слайд 2) Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.
(Слайд 3) Для реализации обозначенной задачи разработана Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, учитывающая особенности таких детей: ослабленность нервной системы, быстрая утомляемость, сниженная работоспособность, затруднения в организации произвольной деятельности.
(Слайд 4) Основными направлениями адаптированной программы являются:
- формирование у детей с ЗПР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие;
- овладение учебной деятельностью.
Среди детей с ЗПР встречаются дети, обучение которых в классе невозможно по ряду объективных причин. Именно для них действующим законодательством предусмотрена такая форма обучения как индивидуальное обучение.
(Слайд 5) В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа учащихся, нуждающихся в индивидуальном обучении. Число таких детей в нашей школе на 1 сентября 2015 года составляло 5%, а в 2016 году - 8%.
Образовательная программа для детей, нуждающихся в индивидуальном обучении, разрабатывается педагогами и специалистами ОУ, рассматривается на МО, принимается на педагогическом совете и утверждается директором.
(Слайд 6) Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка в нашем учреждении имеет следующую структуру:
• титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной индивидуальной образовательной программы);
• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
• индивидуальный учебный план;
• содержание программы, включающее в себя три основных блока:
- образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др.
- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления
коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
- воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с
рекомендациями для родителей обучающегося;
• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.
(Слайд 7) При составлении адаптированной индивидуальной образовательной программы по предметам для детей с особыми образовательными потребностями я стараюсь:
- предусмотреть частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося,
- снизить объём и глубину изучаемого материала,
- пересмотреть учебные достижения по каждому предмету,
- чётко формулировать требования к достижениям,
- снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса,
- определить время, необходимое для изучения каждой темы,
- предусмотреть пропедевтические периоды.
(Слайд 8)Учитывая особенности обучении детей с ЗПР, я в своей работе осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений:
- учебный материал преподношу небольшими дозами;
- его усложнение осуществляю постепенно;
- приучаю ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями;
- переключаю с одного вида деятельности на другой, так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются;
- стараюсь разнообразить виды занятий;
- использую на уроках красочный дидактический материал и игровые моменты, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом.
- использую доброжелательный тон и поощрение за малейшие успехи.
(Слайд 9) Эффективное обучение детей с особыми образовательными потребностями возможно только при тесном взаимодействии с родителями.
Необходимо с первых дней обучения установить с родителями добрые взаимоотношения. Каким образом это можно сделать? Педагог должен любить детей и уважать родителей независимо от особенностей ребёнка, качества его учёбы и дисциплинированности, от социального статуса. Учитель должен уважать личность ребёнка, знать его интересы и стремления, уметь вовремя прийти на помощь.
Работу с родителями начинаю в самом начале учебного года (в августе – сентябре). Прошу родителей помимо традиционных сведений рассказать об интересах ребёнка, любимых занятиях, играх, книгах, о домашних обязанностях; интересуюсь, кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка, как ребёнок ведёт себя в общении с посторонними людьми, другими детьми и т.п. С целью предотвращения трудностей в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьёй пытаюсь выявить с помощью родителей положительные черты и недостатки ребёнка.
Затем знакомлю родителей со своим видением воспитания детей, требованиями к процессу воспитания и обучения.
(Слайд 10) Мой педагогический опыт в работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении, показывает, что немаловажное значение для их социализации имеет посещение ими уроков изобразительного искусства, технологии; участие в общешкольных и классных мероприятиях, в конкурсах разного уровня. Поэтому стараюсь максимально привлечь их к этим видам деятельности.
(Слайд 11) Каковы же достоинства и недостатки индивидуального обучения
Главным достоинством индивидуального обучения является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет учесть работоспособность ребёнка, его утомляемость, особенности протекания болезни и психических процессов. Кроме того, это возможность рациональной организации режима.
Вместе с тем, при индивидуальном обучении ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией в дальнейшей учебе.
Вывод: Таким образом, адаптированная образовательная программа, предусмотренная ФГОСом НОО, является основой проектирования индивидуальной программы для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ, имеет четкую структуру и учитывает особенности таких детей. Благодаря комплексной работе педагогов, специалистов образовательного учреждения (логопедов, психологов), родителей удается наиболее точно и грамотно составить индивидуальную программу с учетом особенностей каждого ученика, нуждающегося в индивидуальном обучении. Все меры позволяют успешно решить ряд задач:
- помочь ребенку в преодолении социально-педагогических трудностей и адаптации в коллективе сверстников;
- корректировать отклонения, имеющиеся в развитии и поведении учеников с ОВЗ;
- укрепить положительные нравственные начала личности ребенка, создание положительной Я-концепции;
- привлечь ребенка с ОВЗ к социально-значимой и трудовой деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача начального образования – обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с задержкой психического развития (ФГОС НОО)
Особенности детей с ЗПР: недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания; затруднение в произвольной организации деятельности; ослабление нервной системы (быстрая утомляемость, снижение работоспособности); и другие.
Основные направления Адаптированной программы формирование у детей с ЗПР общей культуры(нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое развитие); овладение учебной деятельностью
Тенденции в индивидуальном обучении
Структура адаптированной индивидуальной программы Адаптированная индивидуальная программа Титульный лист Пояснительная записка Индивидуальный учебный план Содержание программы Мониторинг достижений обучающегося Заключение и рекомендации Образовательный компонент Коррекционный компонент Воспитательный компонент
Что учитывать при составлении адаптированной программы? предусмотреть частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объём и глубину изучаемого материала, пересмотреть учебные достижения по каждому предмету, чётко формулировать требования к достижениям, снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса, определить время, необходимое для изучения каждой темы, предусмотреть пропедевтические периоды .
Индивидуальный подход к каждому ребенку учебный материал преподношу небольшими дозами; постепенно усложняю материал; приучаю ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями; переключаю с одного вида деятельности на другой, так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются; стараюсь разнообразить виды занятий; использую на уроках красочный дидактический материал и игровые моменты использую доброжелательный тон и поощрение за малейшие успехи.
Родители – важнейшие участники образовательного процесса детей с ЗПР УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: любить детей и уважать родителей независимо от особенностей ребёнка, качества его учёбы и дисциплинированности, от социального статуса; уважать личность ребёнка, знать его интересы и стремления, уметь вовремя прийти на помощь. ВАЖНО
Социализация детей с ЗПР, находящихся на индивидуальном обучении - интеграция детей, находящихся на индивидуальном обучении, в общеобразовательный процесс (посещение уроков технологии, изобразительного искусства); - участие в общешкольных и классных мероприятиях (праздничных и тематических линейках, торжественных и внеклассных мероприятиях, экскурсиях и пр.); - участие в конкурсах различного уровня.
Достоинства и недостатки индивидуального обучения «+» «-» возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика; позволяет учесть работоспособность ребёнка, его утомляемость, особенности протекания болезни и психических процессов. при индивидуальном обучении ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией в дальнейшей учебе.
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ Карпова В.В. – учитель начальных классов ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-391820-1390832538.jpg)
Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы
Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-488916-1411973712.jpg)
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-220194-1445359841.jpg)
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-220194-1445359841.jpg)
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с умственной отсталостью 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/26/picture-637517-1432590594.jpg)
«ФГОС НОО, как методологическая основа проектирования содержания образовательного процесса в начальной школе»
В соответствии с требованием «Закона об образовании» (статья 7) установлен ФГОС начального образования и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реа...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-422453-1395483280.jpg)
«Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»
О трудностях адаптации будущих первоклассников....