Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
статья на тему

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всестороннего психолого-медико-педагогического изучения личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_167_trifonova.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Проектироваие индивидуальной образовательной траектории обучабщихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

Адольф Дистерверг

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности  дети с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, для проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.

Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.

Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены следующие возможности:

  1. Определять смысл изучения дисциплин.
  2. Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
  3. Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
  4. Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
  5. Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
  6. Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.

В начальной школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Для того чтобы инклюзивное  обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно  определить  режим  нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях,  проведение физкультурных пауз).

Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на  адаптации  ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание  окружающих  толерантности и эмпатии  как ценностных основ инклюзивного образования.

Учитель, работающий с детьми с ОВЗ должен стать  координатором по организации  системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу. Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:

  1. Слайд Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается  на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
  2.  В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
  3.  С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя  и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения детей с ОВЗ:

1) дистанционное обучение

2) творческие конкурсы, фестивали;

3) кружки, студии, предусматривающие развитие дефицитных функций детей.

В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.

Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Главная цель – это научить школьников учиться.

Своё выступление я хотела бы закончить словами Сократа.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.

Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....

Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях школы полного дня

В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютер. Именно в школе полного дня педагоги выполняют тьютерское сопровождение обучающихся....

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.

Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута.Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.Общий алгорит...

Использование онлайн-платформ для обеспечения индивидуальной образовательной траектории обучающихся

В данной статье представлен обзор онлайн- платформ для создания индивидуальной образовательной траектории обущающихся, организации дистанционного обучения....

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»

Построение ИОМ обучающегося  и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе....

«Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся начальной школы позволяет создать условия для эффективного обучения и развития каждого ребенка. Он может развивать свои способности и ин...