«ФГОС НОО, как методологическая основа проектирования содержания образовательного процесса в начальной школе»
статья на тему

Цыганова Наталья Николаевна

В  соответствии с требованием «Закона об образовании» (статья 7) установлен ФГОС начального образования  и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_fgos.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФГОС НОО как методологическая основа проектирования содержания образовательного процесса в начальной школе»   
         В  соответствии с требованием «Закона об образовании» (статья 7) установлен ФГОС начального образования  и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Новый ФГОС введен в действие Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ.ФГОС начального общего образования  должен обеспечивать, как единство образовательного пространства Российской Федерации, так и преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 Структура стандартов включает три группы требований.

Первая группа требований - Результаты освоения начальной         основной образовательной программы: целевые установки, компетенции выпускника начальной школы, определяемые личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
       Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
       Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
      Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
      Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Вторая группа требований – Структура основной образовательной программы начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
       Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:
- пояснительную записку; 
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 
- базисный учебный план образовательного учреждения; 
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 
-  рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов; 
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы, создание индивидуального образовательного маршрута:
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Третья группа требований- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования-требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
       Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.
      Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий и выполнение ряда условий :

  1. разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
  2. приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
  3. приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  4. определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  5. разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
  6. заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;
  7. определение оптимальных для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  8. разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  9. осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  10. обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Отличительная особенность ФГОС-  деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Отличие от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

     Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

    Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

    Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

   В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

    В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

     Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

      Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное).

    Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

  Режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) образовательное учреждение определяет самостоятельно.

      Продолжительность уроков в начальной школе:

- в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);

- во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

      Продолжительность учебного года:

- в 1 классе – 33 учебные недели;

- во 2-4 классах – 34 учебные недели.

     Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

    Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"

Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"

Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»

Построение ИОМ обучающегося  и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе

Интегрированный урок (чтение+рисование) по теме "Стихи русских поэтов-классиков. И.З. Суриков. «Зима». Изображение зимнего пейзажа в технике...