«Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»
консультация (1 класс)
О трудностях адаптации будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
startovaya_diagnostika.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников связаны с проблемой готовности будущих первоклассников. Ребёнок в школе сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 30-35 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая не каждому под силу.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе. А некоторые дети, когда у них не получается выполнить то, или иное требование учителя, начинают симулировать различные заболевания, тем самым привлекая к себе внимание, желание получить поддержку.
Поэтому работу по формированию коллектива и адаптации детей к школе мы начинаем проводить за год до их обучения в школе. В сентябре-октябре месяце начинаются подготовительные занятия в школе, целью которых является первичное знакомство со школой, детьми, чтобы избежать дальнейших стрессовых ситуаций. Как правило, не все дети с легкостью вливаются в новый коллектив, новую среду. Поэтому первые занятия построены именно таким образом, чтобы познакомить детей и со школьным зданием, и с учебными кабинетами, и с будущими одноклассниками. Зачастую дети приходят из одного д/сада и тогда им легче осваиваться на новом для них месте. После знакомства детей начинаются первые занятия, на которых мы учим детей ориентироваться в пространстве, строить простейшие геометрические фигуры из счетных палочек, группировать предметы по форме, цвету, размеру, самостоятельно конструировать предметы и делать это по шаблону, развиваем наглядно-образное мышление, развиваем устную речь, слуховую и зрительную память, учим строить предложения, отвечать на вопросы и т.д, но все это идет в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью детей в этом возрасте является игра. Сам процесс обучения начинается в первом классе. Обычно адаптационный период практически заканчивается до поступления в школу.
После таких занятий мы проводим с детьми индивидуальную работу, по результатам которой мы даем родителям определенные рекомендации. Бывает и такое, что ребенок очень смышленый, развит во всех областях, но мы даем рекомендацию повременить с поступлением в школу, т.к. ребенок не готов психологически к обучению.
В последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника стала психологическая готовность ребенка к обучению. Но иногда мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно.
Приходя в школу, необходимо чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.
В нашей школе впервые проводилась стартовая диагностика первоклассников. Предлагаемые в этой методике критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального обучения. Диагностика проводится с целью дальнейшей корректировки занятий с учащимися.
- Срок проведения диагностики (стартовая – 1 месяц обучения, 2 этап – конец первого полугодия, 3 этап – конец учебного года)
- После проведения стартовой диагностики результаты были занесены в следующею таблицу (таблица 1). В которой цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный –низкий).
Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. А также для планирования индивидуальных образовательных траекторий. Что такое ИОП?
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Для коррекции стартовой готовности детей со средним уровнем инструментальной и личностной готовности порой хватает стимулов во время проведения урока.
Для повышения личностной готовности школьников используются:
- Оценка, словесная похвала;
- Запись благодарности в дневник;
- Групповая работа;
- Назначение консультантом;
- Выставка лучших работ.
Помимо поощрения, которое благотворно влияет на личностную готовность, в сводной таблице видно, какой ребенок в какой области отстает. Это позволяет скорректировать образовательный процесс.
Подбирая индивидуальную образовательную траекторию можно скорректировать те пробелы, которые имеются на этот момент у ребенка.
Данная диагностика позволяет более точно узнать об особенностях класса, об особенностях каждого ребенка.
Последующие диагностические исследования нацелены на освоение учебной деятельности учеником, а именно:
- учебно-познавательная мотивация;
- принятие и решение учебной задачи, и учебные действия, с помощью которых эта задача может быть решена;
- оценка и самооценка;
- контроль и самоконтроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.
Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....
Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях школы полного дня
В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютер. Именно в школе полного дня педагоги выполняют тьютерское сопровождение обучающихся....
Развитие индивидуальных образовательных траекторий учащихся средствами ИКТ Сетевые конкурсы
Новые ФГОС для начальной школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, ставят во главу угла не знания, а умение учащихся находить информацию и использовать её для реш...
Индивидуальная образовательная траектория.
Индивидуальная образовательная троектория (ИОТ) учащегося. Статья....
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговор...