Рабочая программа интеллектуального клуба "Почемучка"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pochemuchka.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует от ребенка умения принимать информацию, анализировать ее, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства.
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ОУ и ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся.
Развитие логического мышления имеет прочные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна.
Обучение и воспитание в программе рассматривается как единое целое. Изучение данного курса тесно связано как с предметами научно-математического направления, так и с областями гуманитарного цикла. Программа адресована детям младшего школьного возраста. Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к образовательной и исследовательской деятельности.
Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера, чем акцентируется внимание на развитии познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, компьютерный класс, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Цели курса:
Образовательные
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
- Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
- Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире.
- Осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
- Воспитание коммуникативно-активной, коммуникативно-грамотной личности.
- Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека, умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи:
- Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
- Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
- Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
- Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
- Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Реализация программы.
Программа предназначена для школьников 1 общеобразовательного класса и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (итого – 33 часа в год). Продолжительность занятий 30 мин. Место проведения – в классе, на природе, в библиотеке, в музее.
Формы занятий:
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- тренинги;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, литературных произведений.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: групповая работа, конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Содержание программы.
- Введение (1 час)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
- Тайны за горизонтом (5часов)
Что такое семь чудес света? Атлантида – сказка или реальность? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?
Какой остров самый большой в мире? Как древние люди находили путь?
Практические работы с картой.
3. Жили-были динозавры... и не только они (4 часа)
Существовали ли драконы на самом деле? Крокодилы.
Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?
Экскурсия в краеведческий музей.
- Загадки растений (7 часов)
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)
Зачем деревьям кора? Где растут орехи? Почему крапива жжется?
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Поделки из природных материалов.
- Эти удивительные животные (5 часов)
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Потомки волка.
Мягкие лапки, а в лапках – царапки. Разумные дельфины.
Издание книжек - малышек о животных.
6. Планета насекомых (4 часа)
Разнообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.
Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой?
Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекции; составление кроссворда.
7. Загадки под водой и под землей (6 часов)
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Морские цветы. Как передвигается осьминог?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Загадочный мир пещер.
Практическая работа: составление альбома «Этот удивительный мир!»
8. Заключение (1 час)
Что мы узнали и чему научились за год. Конкурс эрудитов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика | Дата проведения |
I полугодие (16 часов) | ||||||
1 | Введение (1час) | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. | 1 | 1 | - | |
2 | Тайны за горизонтом (5 часов) | Что такое семь чудес света? | 1 | 1 | - | |
3 | Атлантида – сказка или реальность? | 1 | 1 | - | ||
4 | Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Какой остров самый большой в мире? | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Как древние люди находили путь? | 1 | 1 | - | ||
7 | Жили-были динозавры... и не только они (4 часа) | Существовали ли драконы на самом деле? Крокодилы. | 1 | 1 | - | |
8 | Какое животное первым появилось на суше? | 1 | 1 | - | ||
9 | Как черепахи дышат под водой? | 1 | 1 | - | ||
10 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | - | 1 | ||
11 | Загадки растений (7 часов) | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. | 1 | 1 | - | |
12 | Растения - путешественники? | 1 | 1 | - | ||
13 | Зачем деревьям кора? | 1 | 1 | - | ||
14 | Где растут орехи? | 1 | 1 | - | ||
15 | Поделки из природных материалов. | 1 | - | 1 | ||
16 | Почему крапива жжется? | 1 | 1 | - | ||
II полугодие (17 часов) | ||||||
17 | Загадки растений | Лекарственные растения: их важней-шие свойства, правила сбора, охрана. | 1 | 1 | - | |
18 | Эти удивительные животные (5 часов) | «Речные лошади». | 1 | 1 | - | |
19 | Потомки волка. | 1 | 1 | - | ||
20 | Мягкие лапки, а в лапках – царапки. | 1 | 1 | - | ||
21 | Разумные дельфины. | 1 | 1 | - | ||
22 | Издание книжек – малышек о животных. | 1 | - | 1 | ||
23 | Планета насекомых (4 часа) | Разнообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Как пауки плетут свою паутину? | 1 | 1 | - | ||
25 | Что происходит с пчелами зимой? | 1 | 1 | - | ||
26 | Составление кроссворда «Насекомые» | 1 | - | 1 | ||
27 | Загадки под водой и под землей (6 часов) | Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? | 1 | 1 | - | |
28 | Морские цветы. | 1 | 1 | - | ||
29 | Как передвигается осьминог? | 1 | 1 | - | ||
30 | Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? | 1 | 1 | - | ||
31 | Загадочный мир пещер. | 1 | 1 | - | ||
32 | Составление альбома «Этот удивительный мир!» | 1 | - | 1 | ||
33 | Заключение (1 час) | Конкурс эрудитов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | 26 | 7 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательных задач, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Итоги занятий могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников, а также в форме коллективных творческих дел по созданию книжек-малышек, составлению кроссвордов по теме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Список литературы
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». - М: «Педагогика», 1990.
- Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». - М., 1998.
- Акимушкин И. Мир животных. - М., 1971.
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль, 1998.
- Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. - М., 1989.
- Горощенко В.П. Природа и люди. - М., 1976.
- Григорьев А. Г. Секретные заложники. - Томск, 1996.
- Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. - Л., 1987.
- Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! - Новосибирск, 1972.
- Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль, 1996.
- Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. - Ярославль, 1998.
- Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. - Ярославль, 1998.
- Они должны жить. Млекопитающие. - М., 1984
- Они должны жить. Птицы. - М., 1984.
- Осокин Е. В. Северная книга. - Томск, 1993.
- Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. - М., 1995.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
- Сабунаев В. Занимательная зоология. - Л., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интеллектуального клуба «Школа Гениев»
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности, расчитана на учащихся 1-4 классов и составлена на 4 года обучения. Цель программы: развитие интеллектуально- творческого потенциала учащихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа интеллектуального клуба «Школа Гениев»
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности, расчитана на учащихся 1-4 классов и составлена на 4 года обучения. Цель программы: развитие интеллектуально- творческого потенциала учащихся...
3 класс Рабочие программы Интеллектуальные нарушения 1 вариант
Рабочие программы включают пояснительную записку с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 уч.год с датами...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа по внеурочной деятельности....
Рабочая программа "" Интеллектуальные Витаминки "
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся...