Доклад "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ".
методическая разработка (2 класс) на тему

Галинурова Инна Владимировна

              Когда мы слышим, как ученики разговаривают свободно, гладко, красиво, то восхищаемся их речью и говорим: «Как развита речь. Умница!» Да, логически четкая, образная устная и письменная речь ученика – показатель умственного развития. И успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_galinurova_i.v.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия г.Советский

ДОКЛАД  НА  ТЕМУ:

« РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ.»

                      Составил: учитель начальных

                                                классов

                                          Галинурова И.В.

                       

                   

 

              Когда мы слышим, как ученики разговаривают свободно, гладко, красиво, то восхищаемся их речью и говорим: «Как развита речь. Умница!» Да, логически четкая, образная устная и письменная речь ученика – показатель умственного развития. И успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам .Огромное спасибо логопедам детских садов за таких ребят.( Семенюк Татьяна, Семериков Владислав, Скрипникова Марина, Клименко Александр, Сытаева Полина).

            Успех в работе по развитию речи будет возможен только в том случае, если она (работа) будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе. Важное значение в развитии речи имеет словарная работа. Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, чем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе нужно уделять много внимания, чтобы она велась постоянно. И я стараюсь учить детей видеть трудные по написанию слова в рассказах, стихотворениях: составляем предложения, находим значение слов, разбираем по составу и находим однокоренные слова, трудные слова записываем в индивидуальные словарики по алфавиту. Эти словарики проверяю в неделю раз, иногда дети сами проверяют друг у друга. Во время словарной работы использую «этимологический словарь». В классе есть стенд «Пиши правильно», куда помещаются трудные по написанию слова. Есть «дежурные слова» на доске, которые на виду ребят находятся несколько дней, потом меняются. Эффективным считаю работу над трудными словами по «таблице трудных слов», которую мы сами составили.

            Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения, развивает мышление, речь. Такие ситуации создаю путем внедрения в учебно-воспитательный процесс своих загадок, пословиц, поговорок. Например, на доске пословица. После того, как поработаем над ее значением, закрываю последнюю часть пословицы и даю задание: придумать вторую часть, то есть составить самим. Например, «Любите книгу – источник знаний». Дети составляют: «Любите книгу - будете мудрее», «Любите книгу -  не будет скуки» и т.д.

            Известно, что слово войдет в активный словарь учащихся путем неоднократного употребления его в речи. И здесь помогают игры. «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Счастливый случай», «Пойми меня», а кроссворды помогают закреплять правописание многих правил, развивают речь учащихся. Мои ученики составляют их сами, до начала уроков готовят на доске, а на уроке заполняют.

            На уроке чтения или русского языка вместо физкультминуток с целью развития речи, логического мышления, активизации пробуем писать стихи. Иногда даю просто концовки, даже отдельные буквы, слова.  Дети получают задания домой. Через несколько дней я их собираю, зашиваем, получается сборник: писали о земле, о весне, о животных. Вот некоторые стихи из сборника «Зимняя пора»:

Падает, падает белый снежок.

И покрывает зеленый лужок.

Ребята слепили снежный комок,

Весело встали в широкий кружок.

 

Стали ребята играть в снежок,

С ними играет собака Дружок.

Весело всем, все рады зиме,

Эти зимние дни не забудутся мне.

 

            

Я уверена, что учителя начальных классов проводят для развития речи разнообразные виды работ: составление рассказов по картинке, восстановление деформированного текста, составление предложений и свободное высказывание по материалам наблюдений, ответы на вопросы, свободный диктант, сочинения-миниатюры, изложения с творческими заданиями, сочинения. 

            Сочинения начинают писать первоклассники с конца полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, труде. При подготовке к первым детским сочинениям учителю необходимо помнить несколько моментов. Это устный рассказ по теме сочинения, чтение плана, записанного учителем на доске до урока или коллективная работа над планом; составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения; предупреждение орфографических ошибок; связный рассказ по плану; запись сочинения с доски или под руководством учителя; проверка записанного текста.

            Искусству писать сочинения надо учить детей в раннем возрасте, показывая, чтобы оно было связным, целым. Здесь большое значение имеет план, т.к. он поможет учащимся в построении сочинения и в развитии его содержания. Составление плана требует напряженной мыслительной деятельности и некоторого навыка. Поэтому, прежде всего, нужно показать учащимся значение плана. С этой целью учитель может дать готовый план сочинения, но с нарушением последовательности событий. Прочитав все вопросы плана вслух, учитель предлагает детям составить рассказ по этому плану. При первой же попытке учащиеся убеждаются, что рассказ не получается. Если в первом классе уделять больше внимания на работу над сочинением, то во 2 и 3 классах детям будет легче.

            Нельзя сказать, что мои ученики все хорошо раскрывают тему сочинения, но есть такие ребята, что читаешь их работы и удивляешься. Вот отрывок из сочинения на свободную тему «Идет красавица Весна»:

…. «В корзине Весна принесла подарки людям. Чего только там нет! И первые теплые солнечные лучи, и звонкие веселые капели, и первые звонкие ручейки, и песни скворцов, жаворонков, и свежая молодая листва. Где ступит Весна ногой, там тает рыхлый снег, цветут подснежники. Где махнет Весна рукавом, туда прилетают птички, и воздух наполняется их звонкими песнями…»     

            «Лето. Кругом цветы, зелень. Особенно мы, девочки, любим цветы. А я люблю простые цветы – веселые колокольчики. Они выше всех и веселее. Это простые цветы, похожие на школьный звонок. Так и хочется взять их в руки и позвенеть. От легкого дыхания теплого, летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно встречая гостя…» - пишут ученики.

            Иногда детям разрешаю планы не писать, так как им кажется удобнее излагать то, о чем они думают, мечтают. О чем только мы не писали: «Мой младший брат (сестрёнка)», «Кого я считаю настоящим другом», «Что я люблю больше всех», «Мой любимый герой», «Мое любимое животное», «Мои любимые цветы», «Что такое мир» и т.д. Очень интересные, содержательные, поучительные получились сочинения по пословицам «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги честь смолоду». Сначала давала часто образцы сочинений, но заметила, что работы получаются очень похожие. Поэтому отказалась от этого. Самые лучшие сочинения обязательно читаю на уроке, а потом ученики записывают их в тетрадь для «Творческих работ», которая находится постоянно в уголке класса. В сочинениях ученики применяют стихи, поговорки, пословицы. Обязательно учу высказывать свои мысли.

            Кроме тетрадей для «Творческих работ» ученики выпускают свои «Книжки-малютки". А кто-то пишет одни сказки – озаглавливает «Мои сказки». Обычно такие задания дети выполняют во время каникул. Да, сколько фантазии у детей. Это заметно и во время проведения нестандартных уроков по русскому языку и литературе. «Звездный час», «Ярмарка», КВН, уроки-путешествия, тренинги. На этих уроках, которые проводятся, не очень часто, не всегда участвует весь класс, но большинство ребят активные, горят желанием отвечать, придумывать. Чтобы дети не уставали от однообразных уроков, часто при повторении правил я использую «Аукцион» по продаже имени существительного, прилагательного, глагола. Эти части речи дети защищают в необычной форме – придумывают сказки. Например, «Жил да был на свете король глагол, он любил спрашивать «что делать?», «что делает?», «что сделать?» и т.д., чаще всего король глагол дружил с именем существительным, вместе они бывали то в единственном, то во множественном числе. Глагол в семье был главным» и т.д.

            Дети любят соревноваться, когда устно сочиняют о чем-то. Обычно «Играем в слова»: «Цепочка слов» (с какой буквы кончается, с этого начинается другое слово), «Собери слова» (из разбросанных букв собрать слова), «Измени буквы» и другие.

            Хорошо получается, когда даю начало или конец сочинения. Могу сказать, что мои дети с малых лет пишут хорошие сочинения, и им легко писать в старших классах. Конечно, есть проблемы: не все пишут грамотно, поэтому перед каждым сочинением работаю над трудными словами, не все правильно составляют словосочетания и предложения.

            А одним из важных критериев оценки уровня развития и правильности речи является то, насколько умело  ученик пользуется в своей речи различными синтаксическими конструкциями, составленными по способу согласования и управления, поэтому на уроках русского языка обращаю на правильное употребление предложно-падежных форм. При письменном выполнении заданий ученики не умеют еще определить род таких имен существительных как «знамя», «пламя», «прорубь», «степь», затрудняются согласовать подлежащее и сказуемое в числе, допускают ошибки в словосочетаниях с предложным и беспредложным управлением.

            Для развития речи и обогащения словарного запаса учащихся считаю нужным больше обращать внимание на изучение фразеологических оборотов, устойчивых выражений, и помочь учащимся овладеть этим богатством, почувствовать эту красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...

Практика реализации современных концепций образовательной среды

Чтобы получить ребёнка, умеющего думать и творить – нужна среда, которая будет его развивать и воспитывать...

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»

тема может быть использована на педсовете...

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»

презентация может быть использованна на педсовете...

«Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога: теория вопроса и практика реализации»

Проблема развития и использования личностного потенциала педагога в инновационной деятельности образовательного учреждения выходит в настоящее время на качественно новый уровень. На современном этапе ...

Статья «Учимся разрешать конфликты у младших школьников». Теория и практика.

Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные к...