Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
рабочая программа (2 класс) на тему

Александрова Людмила Александровна

тема может быть использована на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_aprel.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогика  успеха: теоретические подходы и практика реализации» (Слайд 1)

В технологии  системно – ориентационным подхода , одним из ведущих постулатов выступает ориентация на успех: (достижения) как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка. И как ключевое положение выступает« педагогика успеха».

Смысл воспитания в этом случае видится в том, чтобы, опираясь на интерес ребенка, создать условия для его самореализации, самоопределения.

        Основы педагогики успеха в отечественной педагогике заложены (Слайд 2)

К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

И далее – «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться»

Я убеждена,если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные меры.

В чем особенность идей педагогики успеха?

В словаре русского языка С.И. Ожегова (Слайд 3)слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.

        Многие из нас ставят во главу угла цель воспитательной работы:

  Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе

Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.

      (Слайд 4)  Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс

условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, кото-

рые  сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями.

Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности.

На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности,

меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устой-

чивым, постоянным, может начаться  своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

В основе ожидания успеха, как правило,

у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших,

у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я»,

у старшеклассников – «сделать заявку» на будущее, самоопределение. (Слайд 5)         Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно,  большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других и т.д.)

Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение

между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом»

дальнейшего развития личности ребенка.

Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности,

психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного школьного

коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

 Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика – стимул для развития личности педагога.

Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность

образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных

на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:

полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка. Это вовсе не означает, что педагог разделяет поступки и действия ребёнка, понять – не значит согласиться;

свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться

определенного результата. Нельзя принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо.

Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже

если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача – не заставить ребенка принять пред

лагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думаю-

щий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, до-

пускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше

шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и

внешним благополучием;

– понимание внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию, способности не приписывать ребенку тех отрицательных

качеств, которые взрослому хочется видеть в нем.

– умение не только слышать, но и слушать. Это требует от человека волевых усилий, связанных с пониманием сути происходящего. От понимающего слушателя требует-

ся: своим видом демонстрировать, что он внимательно слушает и пытается понять; не пе-

ребивать репликами и рассказами о себе; не давать оценок; оценочные суждения заменять

невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика; не давать советов, если в

них не нуждаются.

Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

Таким образом, другой принцип педагогики успеха – принцип сотрудничества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип положительного воспитательного влияния особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, по-

скольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

 Вместе с тем, учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благо-

получный и в общемто успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован преды-

дущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подоб-

ном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного

слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается

начинка (ситуация неуспеха).  Радость успеха не должна порождать чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовать волю.

Педагог не должен подыгрывать ребенку, полностью подстраиваться под его интересы и настроения. Следует отмечать только реальные достижения, выделяя какие-то наиболее удавшиеся элементы. Необходимо способствовать успеху, организуя деятельность и

инструктируя детей в наиболее оптимальных способах ее выполнения («Попробуй на-

чать...», «Возможно, получится лучше, если придерживаться следующего плана...» и т.п.)

Исходя из этого, обозначим следующий принцип –

 сочетания ситуаций успеха и неуспеха. Этот принцип предполагает, что успех не может быть бесконечным, существует  (или должен существовать) неуспех, он неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. В этом смысле ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Например, если ученик не находился на пьедестале своих личных индивидуальных побед, если его жизнь безрадостна и монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех

может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без друго-го не существует, точнее, не должно существовать.

Неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.

Качества личности, способствующие достижению успеха: (Слайд 6)

-Интернальность – Высокая ответственность за жизненные ситуации, рассмотрение себя,

своих действий источником и причиной успехов и неудач

-Средний или высокий уровень потребности в достижениях

-Умеренная личностная тревожность

-Адекватная самооценка

-Сформирование общечеловеческие ценности – доброта, гуманизм, справедливость,

сострадание по отношению к ближним

-Высокий уровень физического и психологического здоровья.

-Высокий или средний уровень коммуникативных умений

-Сформированные умения самостоятельной

оценочной и рефлексивной деятельностиучащихся

ИТОГ: Интегрированное качество – социальный оптимизм, стремление к достижению ус-

пеха

Качества личности, препятствующие достижению успеха: (Слайд 7)

-Экстернальность – процесс и результат рассмотрения внешних факторов в качестве

причин и источников собственных успехов и неудач

-Низкий уровень потребности в достижениях

-Низкая или высокая личностная тревожность

-Завышенная или заниженная самооценка

-Эгоизм, подозрительность, закрытость, ориентация на собственное «Я»

-Низкий уровень физического и психологического здоровья

-Низкий уровень коммуникативных умений

-Низкий уровень рефлексивных и оценочных умений

ИТОГ: Интегрированное качество – социальный пессимизм(Слайды 8-12)

Приёмы управления успехом на уроке:

1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными.

 2. Необоснованная похвала, случайные оценки также  создают ощущение успеха. Нужно видеть реальные успехи ребенка, реальные сдвиги, сколь малы они бы не были.

  3.Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства  являются залогом успеха учащихся.

4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание различных методов – это важные компоненты успеха на уроке.( минутка- подари улыбку другу).

 5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль в уроке.

 6. Учитель должен любить детей. Но нельзя высказывать чувство восторга общения с одними детьми, заставляя страдать других.

 7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности, чтобы в нужную минуту помочь им.

   8. Начало урока выступает как момент, от которого зависит успех всего урока.

  9. 80% успеха детей зависит от того, как учитель дает  домашнее задание. Оно должно быть красивым, интересным, творческим, оригинальным, доступным, разноуровневым, учитывающим способности и особенности детей.

 10. Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

 11.Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься после уроков.

12. Учитель должен уметь вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность.

Актуальность   создания ситуации успеха у школьников обусловлена социальным заказом на высокомотивированную на достижения личность.  По словам  психолога  У. Глассера  можно быть уверенными, что: если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. (Слайд 13,14) 

.

Ситуация неуспеха(I  и  II четверти) привела к повышению динамики качества знаний в IIIчетверти:

Русский язык:

Карпов Д.(4,3,4),Мамедов А.( 3,2,3),Москаленко Д.(5,4,5).

Математика:

Заварзина А.(4,3,4),Карпов Д.  .(4,3,4),Лобанов К. .(4,3,4), Мамедов С.(3,2,3)

Окружающий мир:

Живаев М. (5,4,5), Заварзина А. (5,4,5) , Кривошапка В. (5,4,5), Скосырский И. (5,4,5),Соболев Н. (4,3,4), Фефелова Т.(4,3,4),Миколейко В(5,3,5), Молоков А.(4,3,4).

      Я стараюсь чаще давать, разноуровневое, творческое, интересное  домашнее задание

( по  всем предметам. Но чаще по литературному чтению и окружающему миру), что позволяет детям проявить себя и получить хорошую  цифровую и  развернутую текстовую оценку

Ситуацию успеха почувсвовали Фефелофа Т.(3,3,4- русский язык),литературное чтение: Живаев М.(4,4,5),Кабанова У.(3,3,4),    Квашнина П. (3,3,4),Мусаелян М.(3,3,4),       Соболев Н.(3,3,4); окружающий мир: Кабанова У.(3,4,5), Казачкова В. (4,4,5),  Карпов Д. (4,4,5).Эти учащиеся стали активнее участвовать в уроке, стремятся повысить свои учебные достижения.

Седова М. неоднократно участвовала в конкурсах чтецов (I место в районном конкурсе), стала более смелой  в общении и ответственной , в классе появились новые друзья, в конкурсах не боится быть непризнанной, даже наоборот- ситуация неуспеха стимулирует её усилия  для достижения новых целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в практике преподавания курса "Музей в моём классе""

Презентация для учителей, работающих поУМК  "Перспективная начальная школа"...

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»

презентация может быть использованна на педсовете...

Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.

Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих ...

Современные научно-теоретические подходы к коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Данный материал будет интересен логопедам. В работе раскрыты понятия "дисграфия", "дисорфография". Дан обзор методов преодоления нарушений письма. Приведены примеры коррекционно-ло...

Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск

Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск...

Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»

Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....

Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск

В данной статье изложены теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск...