Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации» (Слайд 1)
В технологии системно – ориентационным подхода , одним из ведущих постулатов выступает ориентация на успех: (достижения) как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка. И как ключевое положение выступает« педагогика успеха».
Смысл воспитания в этом случае видится в том, чтобы, опираясь на интерес ребенка, создать условия для его самореализации, самоопределения.
Основы педагогики успеха в отечественной педагогике заложены (Слайд 2)
К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».
И далее – «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться»
Я убеждена,если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные меры.
В чем особенность идей педагогики успеха?
В словаре русского языка С.И. Ожегова (Слайд 3)слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.
Многие из нас ставят во главу угла цель воспитательной работы:
Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе
Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.
(Слайд 4) Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс
условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, кото-
рые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями.
Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности.
На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности,
меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устой-
чивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
В основе ожидания успеха, как правило,
у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших,
у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я»,
у старшеклассников – «сделать заявку» на будущее, самоопределение. (Слайд 5) Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других и т.д.)
Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение
между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом»
дальнейшего развития личности ребенка.
Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности,
психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного школьного
коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика – стимул для развития личности педагога.
Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность
образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных
на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:
– полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка. Это вовсе не означает, что педагог разделяет поступки и действия ребёнка, понять – не значит согласиться;
– свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться
определенного результата. Нельзя принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо.
Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже
если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача – не заставить ребенка принять пред
лагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думаю-
щий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, до-
пускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше
шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и
внешним благополучием;
– понимание внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию, способности не приписывать ребенку тех отрицательных
качеств, которые взрослому хочется видеть в нем.
– умение не только слышать, но и слушать. Это требует от человека волевых усилий, связанных с пониманием сути происходящего. От понимающего слушателя требует-
ся: своим видом демонстрировать, что он внимательно слушает и пытается понять; не пе-
ребивать репликами и рассказами о себе; не давать оценок; оценочные суждения заменять
невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика; не давать советов, если в
них не нуждаются.
Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.
Таким образом, другой принцип педагогики успеха – принцип сотрудничества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип положительного воспитательного влияния особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, по-
скольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Вместе с тем, учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благо-
получный и в общемто успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован преды-
дущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подоб-
ном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного
слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается
начинка (ситуация неуспеха). Радость успеха не должна порождать чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовать волю.
Педагог не должен подыгрывать ребенку, полностью подстраиваться под его интересы и настроения. Следует отмечать только реальные достижения, выделяя какие-то наиболее удавшиеся элементы. Необходимо способствовать успеху, организуя деятельность и
инструктируя детей в наиболее оптимальных способах ее выполнения («Попробуй на-
чать...», «Возможно, получится лучше, если придерживаться следующего плана...» и т.п.)
Исходя из этого, обозначим следующий принцип –
сочетания ситуаций успеха и неуспеха. Этот принцип предполагает, что успех не может быть бесконечным, существует (или должен существовать) неуспех, он неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. В этом смысле ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Например, если ученик не находился на пьедестале своих личных индивидуальных побед, если его жизнь безрадостна и монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.
Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех
может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без друго-го не существует, точнее, не должно существовать.
Неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.
Качества личности, способствующие достижению успеха: (Слайд 6)
-Интернальность – Высокая ответственность за жизненные ситуации, рассмотрение себя,
своих действий источником и причиной успехов и неудач
-Средний или высокий уровень потребности в достижениях
-Умеренная личностная тревожность
-Адекватная самооценка
-Сформирование общечеловеческие ценности – доброта, гуманизм, справедливость,
сострадание по отношению к ближним
-Высокий уровень физического и психологического здоровья.
-Высокий или средний уровень коммуникативных умений
-Сформированные умения самостоятельной
оценочной и рефлексивной деятельностиучащихся
ИТОГ: Интегрированное качество – социальный оптимизм, стремление к достижению ус-
пеха
Качества личности, препятствующие достижению успеха: (Слайд 7)
-Экстернальность – процесс и результат рассмотрения внешних факторов в качестве
причин и источников собственных успехов и неудач
-Низкий уровень потребности в достижениях
-Низкая или высокая личностная тревожность
-Завышенная или заниженная самооценка
-Эгоизм, подозрительность, закрытость, ориентация на собственное «Я»
-Низкий уровень физического и психологического здоровья
-Низкий уровень коммуникативных умений
-Низкий уровень рефлексивных и оценочных умений
ИТОГ: Интегрированное качество – социальный пессимизм(Слайды 8-12)
Приёмы управления успехом на уроке:
1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными.
2. Необоснованная похвала, случайные оценки также создают ощущение успеха. Нужно видеть реальные успехи ребенка, реальные сдвиги, сколь малы они бы не были.
3.Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся.
4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание различных методов – это важные компоненты успеха на уроке.( минутка- подари улыбку другу).
5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль в уроке.
6. Учитель должен любить детей. Но нельзя высказывать чувство восторга общения с одними детьми, заставляя страдать других.
7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности, чтобы в нужную минуту помочь им.
8. Начало урока выступает как момент, от которого зависит успех всего урока.
9. 80% успеха детей зависит от того, как учитель дает домашнее задание. Оно должно быть красивым, интересным, творческим, оригинальным, доступным, разноуровневым, учитывающим способности и особенности детей.
10. Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.
11.Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься после уроков.
12. Учитель должен уметь вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность.
Актуальность создания ситуации успеха у школьников обусловлена социальным заказом на высокомотивированную на достижения личность. По словам психолога У. Глассера можно быть уверенными, что: если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. (Слайд 13,14)
.
Ситуация неуспеха(I и II четверти) привела к повышению динамики качества знаний в IIIчетверти:
Русский язык:
Карпов Д.(4,3,4),Мамедов А.( 3,2,3),Москаленко Д.(5,4,5).
Математика:
Заварзина А.(4,3,4),Карпов Д. .(4,3,4),Лобанов К. .(4,3,4), Мамедов С.(3,2,3)
Окружающий мир:
Живаев М. (5,4,5), Заварзина А. (5,4,5) , Кривошапка В. (5,4,5), Скосырский И. (5,4,5),Соболев Н. (4,3,4), Фефелова Т.(4,3,4),Миколейко В(5,3,5), Молоков А.(4,3,4).
Я стараюсь чаще давать, разноуровневое, творческое, интересное домашнее задание
( по всем предметам. Но чаще по литературному чтению и окружающему миру), что позволяет детям проявить себя и получить хорошую цифровую и развернутую текстовую оценку
Ситуацию успеха почувсвовали Фефелофа Т.(3,3,4- русский язык),литературное чтение: Живаев М.(4,4,5),Кабанова У.(3,3,4), Квашнина П. (3,3,4),Мусаелян М.(3,3,4), Соболев Н.(3,3,4); окружающий мир: Кабанова У.(3,4,5), Казачкова В. (4,4,5), Карпов Д. (4,4,5).Эти учащиеся стали активнее участвовать в уроке, стремятся повысить свои учебные достижения.
Седова М. неоднократно участвовала в конкурсах чтецов (I место в районном конкурсе), стала более смелой в общении и ответственной , в классе появились новые друзья, в конкурсах не боится быть непризнанной, даже наоборот- ситуация неуспеха стимулирует её усилия для достижения новых целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в практике преподавания курса "Музей в моём классе""
Презентация для учителей, работающих поУМК "Перспективная начальная школа"...
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
презентация может быть использованна на педсовете...
Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.
Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих ...
Современные научно-теоретические подходы к коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Данный материал будет интересен логопедам. В работе раскрыты понятия "дисграфия", "дисорфография". Дан обзор методов преодоления нарушений письма. Приведены примеры коррекционно-ло...
Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск
Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск...
Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»
Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....
Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск
В данной статье изложены теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск...