Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
методическая разработка по теме

    организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stazhirovki_safronova.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный блок программы

Сафронова Елена Леонидовна

Название программы


Практика реализации технологии  проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований  ФГОС

Цель программы – организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного подхода

Задачи:
1) выявить предпосылки применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах;

2) повысить профессиональную компетентность  в области проблемно-диалогического обучения (овладеть технологией  через активные формы обучения);

3) разработать конспекты уроков с использованием  технологии проблемно-диалогичес-кого обучения;

4) скорректировать свою профессиональную деятельность на основе рефлексии

Ключевые идеи опыта
      В ходе педагогической деятельности был наработан опыт проектирования и проведения уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения:

для учащихся I ступени обучения разработаны и апробированы уроки математики, рус-ского языка, окружающего мира, проведение которых в системе позволяет формировать  гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить,  находить  решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и  накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции (метапредметные и личностные результаты)

созданы необходимые условия для проведения уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения;

в  основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможность достижения положительных результатов  

Положительные результаты работы с учениками позволили создать авторскую программу стажировки.


          Данная программа имеет ряд особенностей:

теоретический материал неразрывно связан с практической деятельностью;

в сравнительно короткое время каждый стажёр может овладеть практическими навыками проектирования урока с применением технологии проблемно-диалогического обучения в рамках введения ФГОС;

применение методов активного обучения и технологии конструирования будет способствовать формированию умения моделировать «современный» урок, анализировать его;

стажеры получат возможность апробировать разработанные материалы в аудитории;

программа позволит структурировать информацию, полученную в процессе стажировки

практическая значимость стажировки заключается в возможности использования результатов работы в педагогической деятельности

         

                    Методы  активного обучения стажеров  (обучение деятельностью)

имитационные (имитация профессиональной деятельности)

-  коллективная творческая работа с целью создания методического продукта в соответствии с поставленным заданием;

-  разбор практических ситуаций (из опыта стажеров);

- тренинг

неимитационные (ориентированы на самостоятельную деятельность, проблемность)

 -  тематическое информирование со свободным обсуждением проблем, возникших после получения информации (обмен мнениями, высказывание идей, постановка возникших проблем);

- групповое обсуждение (дискуссия) – коллективное обсуждение спорного вопроса с целью нахождения взаимоприемлемого решения
       

 Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная и дискуссионная форма обсуждения, деловые игры, активизация передового опыта, обмен знаниями и опытом.

2. Содержательный блок программы

 

    2.1. Перечень необходимого оборудования

Компьютер с периферийными устройствами (веб-камерой, наушниками) и с выходом в Интернет, интерактивная доска, мобильный компьютерный класс

    2.2. Программа стажировки 

Тема

Кол-во

часов

Содержание работы

Характеристика деятельности стажёров

М1

Технология проблемно-диалогического обучения как способ достижения нового качества школьного образования в условиях введения ФГОС

4

Входная диагностика. Самостоятельная оценка стажёрами затруднений в деятельности по применению технологии проблемно-диалогического обучения. Определение стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке. Глоссарий проблемного обучения, актуальность, цели, задачи и методы.  

Определение стажёрами личностно значимых целей обучения, выявление профессиональных затруднений

Учебные задания, организующие понимание стажёров, рефлексия

М2

Как сделать урок проблемным?

16

Реализует практическую направленность деятельности стажировочной площадки. Моделирование и  разработка стажёрами индивидуальных и коллективных проектов уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения. Разработка листа наблюдения (анализа) урока. Подготовка методических рекомендаций для учителей по данной теме

Разработка фрагментов уроков, анализ проблем, обмен знаниями и опытом.

Анализ и моделирование  конкретных ситуаций

М3

Рефлексия и оценка работы стажировки.

4

Апробация и внедрение технологии проблемно-диалогического обучения стажёрами. Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по применению технологии. Внесение дополнений, изменений в структуру урока с учётом результатов стажёрской пробы. Рефлексия стажировки стажёрами и автором программы.

Презентация фрагментов уроков. Анализ работы группы учителей с точки зрения значимости проекта стажировки

2.3. Учебный план стажировки

Тема

Количество часов

Лекция

Семинар

Стажёрская проба

Он-лайн занятие

Модуль 1

1

Технология проблемно-диалогического обучения как способ достижения нового качества школьного образования в условиях введения ФГОС

1

2

Почему, как и зачем использовать технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе. Роль проблемного обучения и его сущность

1

3

Презентация – анализ. «Опыт разработки и апробации уроков с применением технологии проблемного обучения  в начальной школе

1

4

Оценка качества проблемного урока

1

Модуль 2

 5-7

Создание проблемных ситуаций (условия, правила и приемы)

1

2

8-9

Активные методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке

2

10

Обобщенный алгоритм подготовки прблемного урока

0,5

0,5

11-12

Побуждающий диалог

1

1

13-14

Подводящий диалог

1

1

15-16

Проблемно-исследовательский урок

1

1

17-19

Моделирование и  разработка стажёрами индивидуальных и коллективных проектов уроков

1

1

1

20

Анализ проблемного урока ( комплексный анализ, лист наблюдения)

0,5

0,5

Модуль 3

21-22

Апробация и внедрение технологии проблемно-диалогического обучения стажёрами

1

1

23

Внесение дополнений, изменений в структуру урока с учётом результатов стажёрской пробы

1

24

Оценка результатов стажировки

1

Итого:

1

6

11

6

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажёров


Внешняя оценка результатов стажёров будет проходить через Интернет - сообщества в форме Интернет-голосования.

Во время online занятия стажёры осуществляют презентацию проектов созданных ими уроков. Интернет-сообщество голосует за понравившуюся модель

Критерии результатов стажировки:

Критерии

Показатель

Итого

1

Использование стажерами технологии проблемно-диалогического обучения

Частично используется технология

0-3 баллов

Проект урока полностью направлен на применение технологии

5 баллов

2

Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов

Достижение  только предметных результатов

3 балла

Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов

5 баллов

3

Повышение профессиональной компетентности стажера в рамках стажировки

Создание модели по алгоритму, образцу

0-3 баллов

Проявление при создании проекта творчества, инициативы

5 баллов

Самооценивание стажёрами собственных результатов

       Самооценивание стажёрами собственных результатов будет осуществляться путем заполнения ими рефлексивных карт по итогам проведенных стажерских проб.

     Рефлексия проводится по следующим параметрам:

Уровень представленных материалов

не проявлено (НУ) 1 балл

частично

(СУ) 2 балла

полностью

(ВУ) 3 балла

Достижение цели и задач стажировки

Значимость выполняемой стажером работы

Самостоятельность при выполнение проектов стажировки

Осознание  необходимости и готовности применения технологии проблемного обучения в начальной школе

Средний балл:

     В начале и в конце стажировки  педагогами заполняется SWOT-анализ. Результаты сравнения показывают эффективность проведения стажировки и для, стажера и для организатора.

                    зона роста                                                          мои сильные вопросы

           

                                угрозы                                                                возможности

Стажёры составляют небольшой отзыв о работе на стажировке (ожидания и достижения)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе...

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Каждый ребенок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой можно писать что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить все, что ни пожелаешь. Никогда не было на свете кого-то другого, ...

"Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."

quot;Проектный метод - как один из способов реализации  компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе

В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению....

"Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...