Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
методическая разработка по теме
организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stazhirovki_safronova.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационный блок программы
Сафронова Елена Леонидовна
Название программы
Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС
Цель программы – организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного подхода
Задачи:
1) выявить предпосылки применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах;
2) повысить профессиональную компетентность в области проблемно-диалогического обучения (овладеть технологией через активные формы обучения);
3) разработать конспекты уроков с использованием технологии проблемно-диалогичес-кого обучения;
4) скорректировать свою профессиональную деятельность на основе рефлексии
Ключевые идеи опыта
В ходе педагогической деятельности был наработан опыт проектирования и проведения уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения:
для учащихся I ступени обучения разработаны и апробированы уроки математики, рус-ского языка, окружающего мира, проведение которых в системе позволяет формировать гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции (метапредметные и личностные результаты)
созданы необходимые условия для проведения уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения;
в основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможность достижения положительных результатов
Положительные результаты работы с учениками позволили создать авторскую программу стажировки.
Данная программа имеет ряд особенностей:
теоретический материал неразрывно связан с практической деятельностью;
в сравнительно короткое время каждый стажёр может овладеть практическими навыками проектирования урока с применением технологии проблемно-диалогического обучения в рамках введения ФГОС;
применение методов активного обучения и технологии конструирования будет способствовать формированию умения моделировать «современный» урок, анализировать его;
стажеры получат возможность апробировать разработанные материалы в аудитории;
программа позволит структурировать информацию, полученную в процессе стажировки
практическая значимость стажировки заключается в возможности использования результатов работы в педагогической деятельности
Методы активного обучения стажеров (обучение деятельностью)
имитационные (имитация профессиональной деятельности)
- коллективная творческая работа с целью создания методического продукта в соответствии с поставленным заданием;
- разбор практических ситуаций (из опыта стажеров);
- тренинг
неимитационные (ориентированы на самостоятельную деятельность, проблемность)
- тематическое информирование со свободным обсуждением проблем, возникших после получения информации (обмен мнениями, высказывание идей, постановка возникших проблем);
- групповое обсуждение (дискуссия) – коллективное обсуждение спорного вопроса с целью нахождения взаимоприемлемого решения
Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная и дискуссионная форма обсуждения, деловые игры, активизация передового опыта, обмен знаниями и опытом.
2. Содержательный блок программы
2.1. Перечень необходимого оборудования
Компьютер с периферийными устройствами (веб-камерой, наушниками) и с выходом в Интернет, интерактивная доска, мобильный компьютерный класс
2.2. Программа стажировки
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Характеристика деятельности стажёров |
М1 | Технология проблемно-диалогического обучения как способ достижения нового качества школьного образования в условиях введения ФГОС | 4 | Входная диагностика. Самостоятельная оценка стажёрами затруднений в деятельности по применению технологии проблемно-диалогического обучения. Определение стажёрами личностно значимых целей обучения на стажировке. Глоссарий проблемного обучения, актуальность, цели, задачи и методы. | Определение стажёрами личностно значимых целей обучения, выявление профессиональных затруднений Учебные задания, организующие понимание стажёров, рефлексия |
М2 | Как сделать урок проблемным? | 16 | Реализует практическую направленность деятельности стажировочной площадки. Моделирование и разработка стажёрами индивидуальных и коллективных проектов уроков с применением технологии проблемно-диалогического обучения. Разработка листа наблюдения (анализа) урока. Подготовка методических рекомендаций для учителей по данной теме | Разработка фрагментов уроков, анализ проблем, обмен знаниями и опытом. Анализ и моделирование конкретных ситуаций |
М3 | Рефлексия и оценка работы стажировки. | 4 | Апробация и внедрение технологии проблемно-диалогического обучения стажёрами. Представление и рефлексивное осмысление конкретного опыта стажёров по применению технологии. Внесение дополнений, изменений в структуру урока с учётом результатов стажёрской пробы. Рефлексия стажировки стажёрами и автором программы. | Презентация фрагментов уроков. Анализ работы группы учителей с точки зрения значимости проекта стажировки |
2.3. Учебный план стажировки
№ | Тема | Количество часов |
Лекция | Семинар | Стажёрская проба | Он-лайн занятие |
Модуль 1 |
1 | Технология проблемно-диалогического обучения как способ достижения нового качества школьного образования в условиях введения ФГОС | 1 |
2 | Почему, как и зачем использовать технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе. Роль проблемного обучения и его сущность | 1 |
3 | Презентация – анализ. «Опыт разработки и апробации уроков с применением технологии проблемного обучения в начальной школе | 1 |
4 | Оценка качества проблемного урока | 1 |
Модуль 2 |
5-7 | Создание проблемных ситуаций (условия, правила и приемы) | 1 | 2 |
8-9 | Активные методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке | 2 |
10 | Обобщенный алгоритм подготовки прблемного урока | 0,5 | 0,5 |
11-12 | Побуждающий диалог | 1 | 1 |
13-14 | Подводящий диалог | 1 | 1 |
15-16 | Проблемно-исследовательский урок | 1 | 1 |
17-19 | Моделирование и разработка стажёрами индивидуальных и коллективных проектов уроков | 1 | 1 | 1 |
20 | Анализ проблемного урока ( комплексный анализ, лист наблюдения) | 0,5 | 0,5 |
Модуль 3 |
21-22 | Апробация и внедрение технологии проблемно-диалогического обучения стажёрами | 1 | 1 |
23 | Внесение дополнений, изменений в структуру урока с учётом результатов стажёрской пробы | 1 |
24 | Оценка результатов стажировки | 1 |
Итого: | 1 | 6 | 11 | 6 |
Способы оценки результатов стажировки
Внешняя оценка результатов стажёров
Внешняя оценка результатов стажёров будет проходить через Интернет - сообщества в форме Интернет-голосования.
Во время online занятия стажёры осуществляют презентацию проектов созданных ими уроков. Интернет-сообщество голосует за понравившуюся модель
Критерии результатов стажировки:
№ | Критерии | Показатель | Итого |
1 | Использование стажерами технологии проблемно-диалогического обучения | Частично используется технология 0-3 баллов | Проект урока полностью направлен на применение технологии 5 баллов |
2 | Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов | Достижение только предметных результатов 3 балла | Достижение стажерами предметных, метапредметных результатов 5 баллов |
3 | Повышение профессиональной компетентности стажера в рамках стажировки | Создание модели по алгоритму, образцу 0-3 баллов | Проявление при создании проекта творчества, инициативы 5 баллов |
Самооценивание стажёрами собственных результатов
Самооценивание стажёрами собственных результатов будет осуществляться путем заполнения ими рефлексивных карт по итогам проведенных стажерских проб.
Рефлексия проводится по следующим параметрам:
Уровень представленных материалов | не проявлено (НУ) 1 балл | частично (СУ) 2 балла | полностью (ВУ) 3 балла |
Достижение цели и задач стажировки |
Значимость выполняемой стажером работы |
Самостоятельность при выполнение проектов стажировки |
Осознание необходимости и готовности применения технологии проблемного обучения в начальной школе |
Средний балл: |
В начале и в конце стажировки педагогами заполняется SWOT-анализ. Результаты сравнения показывают эффективность проведения стажировки и для, стажера и для организатора.
зона роста мои сильные вопросы
угрозы возможности
Стажёры составляют небольшой отзыв о работе на стажировке (ожидания и достижения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"
Доклад на ШМО учителей начальных классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...
Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе
Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе...
Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"
Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...
Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе
Каждый ребенок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой можно писать что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить все, что ни пожелаешь. Никогда не было на свете кого-то другого, ...
"Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."
quot;Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...
Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе
В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению....
"Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе"
Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...