Мастер-класс на августовской конференции учителей начальных классов на тему "Формирование УУД на уроках литературного чтения"
методическая разработка на тему
На материале урока чтения для 1 класса по стихотворению Я.Акима "Моя родня" раскрываю процесс формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер -класс "Формирование УУД на уроках литературного чтения" | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, дорогие коллеги. Рада вас приветствовать сегодня здесь. Тема моего выступления:
Формирование УУД на уроках литературного чтения
Цель. – совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;
– продолжить развитие речевых умений, творческих способностей, памяти и внимания;
– воспитывать уважение к своим близким.
Задачи:
-научиться читать целыми словами
-читать выразительно
-запомнить значение слова «семья»
-узнать, кто такой родня.
- Постановка цели урока. Актуализация знаний.
–Посмотрите на слайд Что вы видите?.
– Что означает слово «семья»?
Семья – группа живущих вместе родственников. С.182 «Краткий толковый словарь русского языка», М. «Русский язык», 1982г.
Какие задачи стоят перед вами сегодня?
– Расскажите, с кем вы живете, какая у вас семья.
– Могут ли родители быть друзьями для своих детей?
– Значит, сегодня мы познакомимся с произведениями о родственниках, о близких нам людях.
-А по вашему о ком пойдет речь на этом уроке?
На этом этапе урока идет формирование регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.(ответы на вопросы, установление родственных связей, прогнозирование)
2.Постановка учебной задачи.
Какие задачи стоят перед вами на этом уроке?
-научиться читать целыми словами
-читать выразительно
-запомнить значение слова «семья»
-узнать, кто такой родня.
Чтение стихотворения.
-Каким другим словом можно заменить название стихотворения( Семья)
-что вы видите на картинке?
Что вы думаете о них?
О чем заставляет задуматься этот рисунок?
Как вы думаете , что такое семья?
3.Решение учебной задачи.
Чтение по цепочке.
-от чьего имени написано стихотворение?
– Кого мальчик считает своей родней?
– Кого мальчик очень любит?
– Почему мальчик считает своего друга родным?
– Прочтите строки, в которых мальчик рассказывает о своем друге.
– Расскажите о своем лучшем друге.
(После прочтения стихотворения организую работу над содержанием текста, определяем в каком жанре написано произведение)
Модель Фрейер.
Перед вами листочки. Сделайте , пожалуйста, модель Фрейер.
- Перечислите, кто есть в вашей семье.
- Перечислите ваших родственников
- Кто вам больше нравится.
- Твои друзья.
Прочитайте ваши ответы партнеру по плечу. Начинает нечетный номер.
Кто желает поделиться своей записью с классом?
Модель Фрейер формирует такие УУД :
-познавательные – работа на модели
Коммуникативные –обмен мнениями
Личностные –описывают своих родственников, близких, определяют их место в своей жизни
Регулятивные –почему ты ЕГО выбрал себе в друзья?
4. Рефлексия.
– Прочтите пословицы:
• Всякой матери своё дитя мило.
• При солнышке тепло, а при матери добро.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
– Выберите из пословиц ту, которая отражает смысл произведений «Моя родня»
- Что помогло вам верно прогнозировать тему стихотворения?-регулятивный УУД
- Нам помогло название.
- Найдите в тексте слова, показывающие проявление любви мальчика к другу.
- Итак, какова главная мысль стихотворения, то есть что хотел донести автор до читателей?
Близкий друг как родной человек, без него жить сложно.
- В какой форме написан текст: в прозаической или стихотворной?
- Стихотворение написано в стихотворной форме.
- Докажите.
- Найдите рифмующиеся слова (ответ учеников).
- Чему вы ещё должны учиться на сегодняшнем уроке?
- Мы должны научиться выразительно читать.
- Полностью ли решили мы данную задачу?
- Итак, какой проблемы мы коснулись на уроке?
- Мы коснулись проблемы отношений в семье.
- На примере какого произведения рассматривали данную проблему?
- На примере стихотворения Якова Акима «Моя родня».:
- Какие задачи были поставлены на урок?
-Узнать,кто это родня.
- Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей и поступки.
- Справились с поставленными задачами: узнали, каким должен быть родня?
Учитель ( на доске солнце с лучиками):
- Посмотрите, какое солнце у нас светит. Что же нужно, чтобы семья была дружной и крепкой ?
Ученики: (смотрят на солнце и читают хором):
-Любовь, доброта, забота, взаимопонимание, терпение.
6 Домашнее задание
- Как вы думаете, как можно поработать с данным стихотворением дома?
- Стихотворение можно выучить наизусть, выразительно прочитать выразительно, сделать рисунок к содержанию стихотворения.
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Проделывая эти структуры, получая ответы на вопросы развиваю у учащихся приемы работы в группе, показываю, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Привлекаю детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. всегда даю шанс исправить ошибку, показываю, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.
Стараюсь обучать ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов:
1.Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
2.Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
3.Использование каких технологий способствует формированию УУД?
В своей работе для формирования универсальных учебных действий использую современные образовательные технологии, педагогические методы и приёмы. Сейчас это сингапурские обучающие структуры, которые способствуют формированию всех УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...
Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ Тема: "Современный урок в условиях реализации требований ФГОС"
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ учителя начальных классов МБОУ «Васильевская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева ЗМР РТ» Аникиной Гюзель Шам...
Урок литературного чтения в 3 классе. Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»
Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»Цели урока: - продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; - а...
Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»
- «ИНСЕРТ» - технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...
Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Что такое критическое мышление? По мнению авторов РКМЧП: «Думать критически означает прояв...