Мастер-класс на августовской конференции учителей начальных классов на тему "Формирование УУД на уроках литературного чтения"
методическая разработка на тему
На материале урока чтения для 1 класса по стихотворению Я.Акима "Моя родня" раскрываю процесс формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, дорогие коллеги. Рада вас приветствовать сегодня здесь. Тема моего выступления:
Формирование УУД на уроках литературного чтения
Цель. – совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;
– продолжить развитие речевых умений, творческих способностей, памяти и внимания;
– воспитывать уважение к своим близким.
Задачи:
-научиться читать целыми словами
-читать выразительно
-запомнить значение слова «семья»
-узнать, кто такой родня.
- Постановка цели урока. Актуализация знаний.
–Посмотрите на слайд Что вы видите?.
– Что означает слово «семья»?
Семья – группа живущих вместе родственников. С.182 «Краткий толковый словарь русского языка», М. «Русский язык», 1982г.
Какие задачи стоят перед вами сегодня?
– Расскажите, с кем вы живете, какая у вас семья.
– Могут ли родители быть друзьями для своих детей?
– Значит, сегодня мы познакомимся с произведениями о родственниках, о близких нам людях.
-А по вашему о ком пойдет речь на этом уроке?
На этом этапе урока идет формирование регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.(ответы на вопросы, установление родственных связей, прогнозирование)
2.Постановка учебной задачи.
Какие задачи стоят перед вами на этом уроке?
-научиться читать целыми словами
-читать выразительно
-запомнить значение слова «семья»
-узнать, кто такой родня.
Чтение стихотворения.
-Каким другим словом можно заменить название стихотворения( Семья)
-что вы видите на картинке?
Что вы думаете о них?
О чем заставляет задуматься этот рисунок?
Как вы думаете , что такое семья?
3.Решение учебной задачи.
Чтение по цепочке.
-от чьего имени написано стихотворение?
– Кого мальчик считает своей родней?
– Кого мальчик очень любит?
– Почему мальчик считает своего друга родным?
– Прочтите строки, в которых мальчик рассказывает о своем друге.
– Расскажите о своем лучшем друге.
(После прочтения стихотворения организую работу над содержанием текста, определяем в каком жанре написано произведение)
Модель Фрейер.
Перед вами листочки. Сделайте , пожалуйста, модель Фрейер.
- Перечислите, кто есть в вашей семье.
- Перечислите ваших родственников
- Кто вам больше нравится.
- Твои друзья.
Прочитайте ваши ответы партнеру по плечу. Начинает нечетный номер.
Кто желает поделиться своей записью с классом?
Модель Фрейер формирует такие УУД :
-познавательные – работа на модели
Коммуникативные –обмен мнениями
Личностные –описывают своих родственников, близких, определяют их место в своей жизни
Регулятивные –почему ты ЕГО выбрал себе в друзья?
4. Рефлексия.
– Прочтите пословицы:
• Всякой матери своё дитя мило.
• При солнышке тепло, а при матери добро.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
– Выберите из пословиц ту, которая отражает смысл произведений «Моя родня»
- Что помогло вам верно прогнозировать тему стихотворения?-регулятивный УУД
- Нам помогло название.
- Найдите в тексте слова, показывающие проявление любви мальчика к другу.
- Итак, какова главная мысль стихотворения, то есть что хотел донести автор до читателей?
Близкий друг как родной человек, без него жить сложно.
- В какой форме написан текст: в прозаической или стихотворной?
- Стихотворение написано в стихотворной форме.
- Докажите.
- Найдите рифмующиеся слова (ответ учеников).
- Чему вы ещё должны учиться на сегодняшнем уроке?
- Мы должны научиться выразительно читать.
- Полностью ли решили мы данную задачу?
- Итак, какой проблемы мы коснулись на уроке?
- Мы коснулись проблемы отношений в семье.
- На примере какого произведения рассматривали данную проблему?
- На примере стихотворения Якова Акима «Моя родня».:
- Какие задачи были поставлены на урок?
-Узнать,кто это родня.
- Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей и поступки.
- Справились с поставленными задачами: узнали, каким должен быть родня?
Учитель ( на доске солнце с лучиками):
- Посмотрите, какое солнце у нас светит. Что же нужно, чтобы семья была дружной и крепкой ?
Ученики: (смотрят на солнце и читают хором):
-Любовь, доброта, забота, взаимопонимание, терпение.
6 Домашнее задание
- Как вы думаете, как можно поработать с данным стихотворением дома?
- Стихотворение можно выучить наизусть, выразительно прочитать выразительно, сделать рисунок к содержанию стихотворения.
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Проделывая эти структуры, получая ответы на вопросы развиваю у учащихся приемы работы в группе, показываю, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Привлекаю детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. всегда даю шанс исправить ошибку, показываю, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.
Стараюсь обучать ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов:
1.Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
2.Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
3.Использование каких технологий способствует формированию УУД?
В своей работе для формирования универсальных учебных действий использую современные образовательные технологии, педагогические методы и приёмы. Сейчас это сингапурские обучающие структуры, которые способствуют формированию всех УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74180.jpg)
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379256-1389361637.jpg)
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379256-1389361637.jpg)
Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-5529-1358620263.jpg)
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ Тема: "Современный урок в условиях реализации требований ФГОС"
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ учителя начальных классов МБОУ «Васильевская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева ЗМР РТ» Аникиной Гюзель Шам...
Урок литературного чтения в 3 классе. Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»
Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»Цели урока: - продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; - а...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/01/picture-1413803-1656660539.jpg)
Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»
- «ИНСЕРТ» - технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...
Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Что такое критическое мышление? По мнению авторов РКМЧП: «Думать критически означает прояв...