Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Шмидт Анна Владимировна

В данной статье рассматривается актуальная тема развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор акцентирует внимание на том, что умение не только читать, но и осознавать смысл прочитанного, анализировать текст и применять полученные знания является ключевым для успешного обучения.

В первой части статьи освещаются основные этапы работы с текстом: дотекстовый, текстовый и посттекстовый, каждый из которых включает в себя специальные методики для улучшения восприятия и понимания информации. Описывается важность различных видов чтения: ознакомительного, поискового, просмотрового и изучающего, что позволяет развивать навыки более комплексного восприятия текста. Автор также подчеркивает необходимость работы с незнакомыми словами и понятиями, что способствует обогащению словарного запаса и улучшению уровня грамотности.

Во второй части статьи рассматриваются практические методы и приемы, применяемые на уроках. Конкретные примеры, приведенные автором, демонстрируют, как можно работать с литературными текстами, анализировать их содержание и формировать у детей стойкие навыки читателя. Например, использование цитаты из произведения А.П. Чехова помогает учащимся глубже понять и прочувствовать текст.

Заключение статьи подчеркивает, что чтение — это не только декламация, но и умение анализировать, интерпретировать и применять информацию на практике. Умение видеть суть чтения и использовать его в жизни — важный навык, способствующий успешной социализации и учебному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_2.docx29.52 КБ
Office presentation icon chitatelskaya_gramotnost_3.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»

А.В. Шмидт,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Славянска-на-Кубани

 anna_konorezova@mail.ru

Аннотация.  В данной статье рассматривается важность развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор обращает внимание на то, что умение не только читать текст, но и понимать его смысл, извлекать информацию, применять знания на практике, является ключевым в обучении. Описывается процесс развития грамотности чтения с увеличением объема и сложности текстов, использованием цифровых технологий, работой с непонятными словами, пониманием смысла текста.                                   Рассматриваются этапы работы с текстом: дотекстовый, текстовый, посттекстовый, включающие в себя вопросы на понимание и анализ произведения. Автор предлагает использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее, а также работать над выразительным чтением и иллюстрирование текста для более полного понимания произведения. Подводятся итоги образования стойких навыков развитого читателя у детей.                                                                                                                 Главная мысль статьи заключается в том, что чтение - это не просто декламация текста, но способность понимать, анализировать и применять информацию из текста в различных ситуациях, что является важным навыком для успешного учебного и социального развития.

Ключевые слова. Мастер класс , читательская грамотность, современный подход.

Слайд 1 Название Мастер класса.

Слайд 2  (Сначала немного теории.)

Слайд 3

Своё выступление мне бы хотелось начать с цитаты Ушинского : «Читать это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое -  вот в  чём главное дело.»

 Задача каждого учителя - это развитие читательской грамотности на каждом предмете.  

Основной задачей начальной школы является научить детей не только читать (бездумно и бессмысленно), а понимать смысл прочитанного,  уметь ответить на вопросы после текста, элементарно пересказать  и потом, если есть такая необходимость, применить знания из прочитанного на практике или в своей жизни.

Слайд 4

 А в других:   средних и старших классах идёт дальнейшее развитие этих навыков.

 Как же развивается  грамотность чтения?  

  • Из года в год идёт расширение тематики, увеличение объёма и усложнение содержания информационных блоков.  
  • Изменяются  соотношения между заданиями, ведется  работа с информацией с использованием цифровых технологий.
  • Так же идет расширение по форме  и  по содержанию.
  • В  более старших классах мы ещё можем ввести такое понятие как  достоверность. Насколько это информация была достоверная.

Слайд 5

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,  чтобы достигать своих целей,  расширять свои знания и возможности,  участвовать в социальной жизни.

Слайд 6

При читательской грамотности развивается умение

находить,              

 извлекать информацию,                              

 интегрировать и интерпретировать ее,              

оценивать содержание, форму текста    и          использовать информацию из текста.

Слайд 7

Но все это возможно только при достижении ребенком высокого уровня читательской грамотности.

Как же должен действовать читатель, сталкиваясь с текстом?  

В процессе обучения первое что мы делаем с ребятами на уроке

 - это определяем тему текста по её заголовку.

- Далее определяем количество микро тем по количеству абзацев.

- Чтение и предположение развития темы.

-  Формирование картины, описываемой  автором

- и последнее -  это восприятие содержания  текста.

Как мы начинаем работать?  

Слайд 8

  1. Для начала  выбираем вид чтения  соответственно с целью.
  2. Толкуем содержание своими словами,  чтобы понимать его, и воспринимаем содержательную и концептуальную информацию.

Виды чтения бывают разные:

  • ознакомительное
  • поисковое
  •  просмотровое
  •  и изучающее

Чаще всего на уроках используются изучающий вид чтения и ознакомительный.

Очень часто мы берём поисковый вид чтения  на уроках окружающего мира, русского языка и на математике, когда мы решаем задачи. Мы ищем определённую информацию.

Слайд 9

А теперь предлагаю на практике  поработать  с текстом вместе.

Перед вами текст А.П.Чехова «Мальчики» (в сокращении) Приложение 1

Не спешите его читать. Давайте разберемся, какие бывают этапы работы с текстом

Слайд 10

  1. Дотекстовый (нажимаем на гиперссылку)

Цель которого сформулировать речевую задачу.

Давайте с вами сейчас посмотрим на заголовок текста и предположим тематику текста по иллюстрациям. В этом тексте в учебнике они представлены вот такими.(слайд 11)  

Пожалуйста, о ком пойдёт речь в данном тексте? Давайте посмотрим -  «Мальчики». Обратите внимание: кого мы называем мальчиками? кто это такие мальчики? (дети) и  на иллюстрациях  мы видим детей,  значит тема данного текста… Делаем выводы.

Этот текст о детях,  рассказ о детях. Хорошо, вот мы с вами уже освоили дотекстовый этап работы,  то есть по заголовку и по иллюстрациям определили тематику текста.  (гиперссылка на слайд 10)

  1. Следующий этап работы - это текстовый.

Текстовый(нажимаем на гиперссылку на Слайд 12 )

Выберите какой  вид чтения сейчас уместен (Ссылка на слайде к видам чтения.) и

знакомимся с текстом. (гиперссылка на Слайд 12)

Цель третьего пункта нашего упражнения -  догадаться о значении непонятных слов по контексту в учебнике. Эти слова, непонятные по мнению редакторов, авторов учебника, выделены определёнными рамочками: голубой, розовой. Если голубая рамочка,  то это работа со словарём в учебнике, а  если это розовая рамочка -  то дети должны найти это слово самостоятельно в своем толковом словаре  дома.

А можно зацепиться, допустим, за слово «розвальни» и определить их значение из контекста:

(гиперссылка на Слайд 13)

«Приехал на розвальнях  ,  в которые были запряжены лошади».

 Значит, что это непосредственно может быть? Какое-то средство передвижения, которое едет только за счёт тягловой силы, то есть лошадей. А почему такое название розвальни? то есть на какое слово это похоже? На какие-то развалины.  Ну и показать непосредственно само это сооружение. Посмотрите пожалуйста на слайд розвальни это такая  повозка, которая, в принципе, очень похожа на то, что телега сломалась, развалилась. Вот и поэтому такое название – розвальни.

 Подобная работа может проходить и с другими словами.

Слайд 15 Работа со словом Самоеды.

Слайд 16 Башлык, сюртук, урядик, приказчик. Обращаем внимание на множество слов, которыми не пользуемся в современном языке – делаем вывод о времени в котором живут герои рассказа.

Это всё словарная работа ,  на которую стоит обращать внимание. (а так же учитывать многозначность слов современных: газель – животное и маршрутное такси)   Гиперссылка на слайд 10

  1. Следующий этап работы послетекстовый (гиперссылка на Слайд 16)

целью которого является понять содержание текста, составить план и пересказать текст. Но я бы ещё сюда добавила и выразительное чтение, и постановку сцен из прочитанного произведения, и иллюстрирование, и очень хороший прием «Корзина советов, поступков или добрых дел» об этом позже.

Я предлагаю вам обратить внимание на        Слайд 17,            где вы видите какая работа с текстом ведётся: «От простого к сложному»

Самое простое - это система констатирующих вопросов, то есть вопросы на явное: то, что видно в тексте: темы, главные герои, второстепенные герои - это всё просто и легко можно назвать.

Слайд 18

А  второе по углублению - это вопросы на локализацию искомой  информации по смыслу.  То есть уже мы будем с вами непосредственно находить в тексте расширенное описание героев, делать выводы о семье и так далее.

Переходим к приему «Наполняемость образов»

Семья:

Что ты можешь сказать о семье Королёвых?

Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.

Изменилась ли отношения Володи к семье? Объясни.

        Мальчики:

А теперь наполняем образ мальчиков.

Зачитайте словесные портреты мальчиков, выскажите свое мнение. Кто вам более симпатичен? Почему?

Где учились мальчики? В каком классе?  

О чём мечтали Чечевицын и Володя? Обратить внимание на Авторов книг, которыми были увлечены мальчики.

Как они представляли свою жизнь в Америке?

Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Герои решились на побег, потому что:

  • Были смелыми решительными
  • Были глупыми и самонадеянными
  • Мало знали и плохо представляли трудности пути
  • Не любили своих близких
  • Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
  • Любили путешествовать и узнавать новое? Объясни.

Попробуй объяснить, почему Чехов назвал свой рассказ "Мальчики"?

Слайд 19

 Далее вопросы на локализацию информации по месту её размещения, поиск информации через выявление причинно-следственной связи:  то есть вы будете отвечать на вопросы, опираясь на выдержки из текста, зачитывая ответы в тексте и так далее.

Зачитайте маршрут и проследите его по карте.

Слайд 20

Прием «Корзина добрых дел, советов»

Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Как ты считаешь автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Случалась ли у тебя в жизни подобная ситуация? Расскажи об одной из них.

Чтобы вы могли посоветовать мальчикам, если бы тоже вдруг стали героем этого произведения.

Слайд 21

Прием «Живая фотография»

В конце и в начале рассказа описаны встреча мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются чем похожи? Работа над живой фотографией.

Слайд 22

В результате такой работы у детей формируются стойкие умения  развитого читателя.

Слайд 23

И в заключении хотелось бы вспомнить цитату Д.Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Слайд 24

Спасибо за внимание.

Список использованной литературы:

1. Документы в поддержку чтения. - [Электронные ресурсы]

URL:https://nlr.ru/prof/reader/metodsovet/dokumenty-v-podderzhkuchteniya?ysclid=l3o6iiu0dz

2. Концепция Программы поддержки Детского и юношеского чтения в

Российской Федерации. – [Электронный ресурс] URL:

http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf

3. Международная программа по оценке образовательных достижений

учащихся (2018 г.). Документы. Материалы вебинаров [Электронные ресурсы]. -

URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

4. А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Г.А.

Цукерман. Почему наши школьники провалили тест PISA. – [Электронный ресурс]:

URL: https://avkrasn.ru/a-g-kasprzhak-k-g-mitrofanov-k-n-polivanova-o-v-sokolova-g-atsukerman-pochemu-nashi-shkolniki-provalili-test-pisa-chast-1-i-chast-2-prilozhenie-1-

skrinshoty-prilozhenie-2-anti-pisa-bezgramotnye-zadan/?ysclid=l3o6yiyhhh

5. Курикалова Н.М. Проект «Чтение с листа и чтение с экрана»

/Н.М.Курикалова// 100 проектов в поддержку чтения+ Актуальные социальнопедагогические инициативы. Культурно-образовательный атлас / Галактионова Т.Г.,

Казакова Е.И., Раппопорт Р.В. и др. - М.: РИПОЛ-классик, 2015. - 146 с.

6. Lynn Snyder, Donna Caccamise, Barbara Wise. The Assessment of Reading

Comprehension Considerations and Cautions

[Электронный ресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication/232153478

Информация об авторе

Шмидт Анна Владимировна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ №3 г. Славянска-на-Кубани, anna_konorezova@mail.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»

Слайд 2

Немного теории

Слайд 3

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 4

Контролируемые умения/компетенции: 1 группа - общая ориентация в тексте, поиск и понимания информации, заданной в явном виде 2 группа -интеграция/ интерпретация информации 3 группа -формулировка оценочных суждений (по содержанию, в форме текста) и применение информации Задача каждого учителя - развитие читательской грамотности на каждом предмете из урока урок. Динамика: Расширение тематики, увеличение объёма и усложнения содержания и информационных блоков; Изменение соотношения между заданиями первой, второй и третьей группы Работа с информацией с использованием цифровых технологий Широкое использование графических объектов Расширение спектра заданий по форме, по содержанию (например, на оценку достоверности информации ) Задание на комплексную проверку формируемых У У Д

Слайд 5

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 6

Результат работы по развитию читательской грамотности

Слайд 7

Низкий невозможное принятие учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования Уровни читательской грамотности Средний понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения Высокий понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся

Слайд 8

Просмотровое Цель: просмотр текста и Определение, необходим ли он, какие вопросы в нём поднимаются. Темп: быстрый Читающий просматривает заголовки и подзаголовки Изучающее Цель: полное понимание содержание текста Темп: медленный. Детальное чтение, которое сопровождается выписками, рассчитана на использование в последующей деятельности информация из текста Поисковое Цель: поиск определённой информации, о которой известно, что она в тексте есть Темп: быстрый Ознакомительное Цель: ознакомиться с основным содержанием текста Темп: быстрый Читающий уделяет внимание главной информации, пренебрегает второстепенными деталями Виды чтения

Слайд 9

Работа с текстом

Слайд 10

Дотекстовый Текстовый Послетекстовый

Слайд 11

цель: сформулировать речевую задачу Упражнение Определить по заголовку тематику текста Предположить тематику текста по иллюстрациям Определить количество микротем по количеству абзацев

Слайд 12

Цель: прочитать текст Упражнение: Выбрать вид чтения в соответствии с целью; Прочесть; Догадаться о значении непонятных слов по контексту.

Слайд 13

Словарная работа У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты… Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком

Слайд 14

Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, ненцев. Словарная работа

Слайд 15

Башлык, сюртук, урядик, приказчик Обращаем внимание на множество слов, которыми не пользуемся в современном языке – делаем вывод о времени в котором живут герои рассказа. Что очень важно!

Слайд 16

Цель: понять содержание текста Упражнение: Составить план Пересказать текст Выразительное чтение, иллюстрирование, инсценировка.

Слайд 17

Формирование компетенций читательской грамотности Происходит с опорой на вопросы к тексту (от простого к сложному). 1.Система констатирующих вопросов: О ком идет речь в тексте? Какое событие описали? Что произошло?

Слайд 18

2.Вопросы на локализацию информации в тексте Метод «Образного наполнения»

Слайд 19

3.Поиск информации через выявление причинно-следственных связей Маршрут мальчиков

Слайд 20

Метод «Корзина добрых дел»

Слайд 21

Метод «Живая фотография»

Слайд 22

Группы умений умения, целиком основанные на тексте, извлекать информацию и строить на ее основании простые суждения Умение опоры на собственные размышления о прочитанном с формированием соответствующих выводов Умения развитого читателя

Слайд 23

Люди перестают мыслить, когда перестают читать Д. Дидро

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

laquo;Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширят...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...