Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
В данной статье рассматривается актуальная тема развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор акцентирует внимание на том, что умение не только читать, но и осознавать смысл прочитанного, анализировать текст и применять полученные знания является ключевым для успешного обучения.
В первой части статьи освещаются основные этапы работы с текстом: дотекстовый, текстовый и посттекстовый, каждый из которых включает в себя специальные методики для улучшения восприятия и понимания информации. Описывается важность различных видов чтения: ознакомительного, поискового, просмотрового и изучающего, что позволяет развивать навыки более комплексного восприятия текста. Автор также подчеркивает необходимость работы с незнакомыми словами и понятиями, что способствует обогащению словарного запаса и улучшению уровня грамотности.
Во второй части статьи рассматриваются практические методы и приемы, применяемые на уроках. Конкретные примеры, приведенные автором, демонстрируют, как можно работать с литературными текстами, анализировать их содержание и формировать у детей стойкие навыки читателя. Например, использование цитаты из произведения А.П. Чехова помогает учащимся глубже понять и прочувствовать текст.
Заключение статьи подчеркивает, что чтение — это не только декламация, но и умение анализировать, интерпретировать и применять информацию на практике. Умение видеть суть чтения и использовать его в жизни — важный навык, способствующий успешной социализации и учебному развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost_2.docx | 29.52 КБ |
chitatelskaya_gramotnost_3.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»
А.В. Шмидт,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Славянска-на-Кубани
Аннотация. В данной статье рассматривается важность развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор обращает внимание на то, что умение не только читать текст, но и понимать его смысл, извлекать информацию, применять знания на практике, является ключевым в обучении. Описывается процесс развития грамотности чтения с увеличением объема и сложности текстов, использованием цифровых технологий, работой с непонятными словами, пониманием смысла текста. Рассматриваются этапы работы с текстом: дотекстовый, текстовый, посттекстовый, включающие в себя вопросы на понимание и анализ произведения. Автор предлагает использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее, а также работать над выразительным чтением и иллюстрирование текста для более полного понимания произведения. Подводятся итоги образования стойких навыков развитого читателя у детей. Главная мысль статьи заключается в том, что чтение - это не просто декламация текста, но способность понимать, анализировать и применять информацию из текста в различных ситуациях, что является важным навыком для успешного учебного и социального развития.
Ключевые слова. Мастер класс , читательская грамотность, современный подход.
Слайд 1 Название Мастер класса.
Слайд 2 (Сначала немного теории.)
Слайд 3
Своё выступление мне бы хотелось начать с цитаты Ушинского : «Читать это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.»
Задача каждого учителя - это развитие читательской грамотности на каждом предмете.
Основной задачей начальной школы является научить детей не только читать (бездумно и бессмысленно), а понимать смысл прочитанного, уметь ответить на вопросы после текста, элементарно пересказать и потом, если есть такая необходимость, применить знания из прочитанного на практике или в своей жизни.
Слайд 4
А в других: средних и старших классах идёт дальнейшее развитие этих навыков.
Как же развивается грамотность чтения?
- Из года в год идёт расширение тематики, увеличение объёма и усложнение содержания информационных блоков.
- Изменяются соотношения между заданиями, ведется работа с информацией с использованием цифровых технологий.
- Так же идет расширение по форме и по содержанию.
- В более старших классах мы ещё можем ввести такое понятие как достоверность. Насколько это информация была достоверная.
Слайд 5
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Слайд 6
При читательской грамотности развивается умение
находить,
извлекать информацию,
интегрировать и интерпретировать ее,
оценивать содержание, форму текста и использовать информацию из текста.
Слайд 7
Но все это возможно только при достижении ребенком высокого уровня читательской грамотности.
Как же должен действовать читатель, сталкиваясь с текстом?
В процессе обучения первое что мы делаем с ребятами на уроке
- это определяем тему текста по её заголовку.
- Далее определяем количество микро тем по количеству абзацев.
- Чтение и предположение развития темы.
- Формирование картины, описываемой автором
- и последнее - это восприятие содержания текста.
Как мы начинаем работать?
Слайд 8
- Для начала выбираем вид чтения соответственно с целью.
- Толкуем содержание своими словами, чтобы понимать его, и воспринимаем содержательную и концептуальную информацию.
Виды чтения бывают разные:
- ознакомительное
- поисковое
- просмотровое
- и изучающее
Чаще всего на уроках используются изучающий вид чтения и ознакомительный.
Очень часто мы берём поисковый вид чтения на уроках окружающего мира, русского языка и на математике, когда мы решаем задачи. Мы ищем определённую информацию.
Слайд 9
А теперь предлагаю на практике поработать с текстом вместе.
Перед вами текст А.П.Чехова «Мальчики» (в сокращении) Приложение 1
Не спешите его читать. Давайте разберемся, какие бывают этапы работы с текстом
Слайд 10
- Дотекстовый (нажимаем на гиперссылку)
Цель которого сформулировать речевую задачу.
Давайте с вами сейчас посмотрим на заголовок текста и предположим тематику текста по иллюстрациям. В этом тексте в учебнике они представлены вот такими.(слайд 11)
Пожалуйста, о ком пойдёт речь в данном тексте? Давайте посмотрим - «Мальчики». Обратите внимание: кого мы называем мальчиками? кто это такие мальчики? (дети) и на иллюстрациях мы видим детей, значит тема данного текста… Делаем выводы.
Этот текст о детях, рассказ о детях. Хорошо, вот мы с вами уже освоили дотекстовый этап работы, то есть по заголовку и по иллюстрациям определили тематику текста. (гиперссылка на слайд 10)
- Следующий этап работы - это текстовый.
Текстовый(нажимаем на гиперссылку на Слайд 12 )
Выберите какой вид чтения сейчас уместен (Ссылка на слайде к видам чтения.) и
знакомимся с текстом. (гиперссылка на Слайд 12)
Цель третьего пункта нашего упражнения - догадаться о значении непонятных слов по контексту в учебнике. Эти слова, непонятные по мнению редакторов, авторов учебника, выделены определёнными рамочками: голубой, розовой. Если голубая рамочка, то это работа со словарём в учебнике, а если это розовая рамочка - то дети должны найти это слово самостоятельно в своем толковом словаре дома.
А можно зацепиться, допустим, за слово «розвальни» и определить их значение из контекста:
(гиперссылка на Слайд 13)
«Приехал на розвальнях , в которые были запряжены лошади».
Значит, что это непосредственно может быть? Какое-то средство передвижения, которое едет только за счёт тягловой силы, то есть лошадей. А почему такое название розвальни? то есть на какое слово это похоже? На какие-то развалины. Ну и показать непосредственно само это сооружение. Посмотрите пожалуйста на слайд розвальни это такая повозка, которая, в принципе, очень похожа на то, что телега сломалась, развалилась. Вот и поэтому такое название – розвальни.
Подобная работа может проходить и с другими словами.
Слайд 15 Работа со словом Самоеды.
Слайд 16 Башлык, сюртук, урядик, приказчик. Обращаем внимание на множество слов, которыми не пользуемся в современном языке – делаем вывод о времени в котором живут герои рассказа.
Это всё словарная работа , на которую стоит обращать внимание. (а так же учитывать многозначность слов современных: газель – животное и маршрутное такси) Гиперссылка на слайд 10
- Следующий этап работы послетекстовый (гиперссылка на Слайд 16)
целью которого является понять содержание текста, составить план и пересказать текст. Но я бы ещё сюда добавила и выразительное чтение, и постановку сцен из прочитанного произведения, и иллюстрирование, и очень хороший прием «Корзина советов, поступков или добрых дел» об этом позже.
Я предлагаю вам обратить внимание на Слайд 17, где вы видите какая работа с текстом ведётся: «От простого к сложному»
Самое простое - это система констатирующих вопросов, то есть вопросы на явное: то, что видно в тексте: темы, главные герои, второстепенные герои - это всё просто и легко можно назвать.
Слайд 18
А второе по углублению - это вопросы на локализацию искомой информации по смыслу. То есть уже мы будем с вами непосредственно находить в тексте расширенное описание героев, делать выводы о семье и так далее.
Переходим к приему «Наполняемость образов»
Семья:
Что ты можешь сказать о семье Королёвых?
Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.
Изменилась ли отношения Володи к семье? Объясни.
Мальчики:
А теперь наполняем образ мальчиков.
Зачитайте словесные портреты мальчиков, выскажите свое мнение. Кто вам более симпатичен? Почему?
Где учились мальчики? В каком классе?
О чём мечтали Чечевицын и Володя? Обратить внимание на Авторов книг, которыми были увлечены мальчики.
Как они представляли свою жизнь в Америке?
Могли ли сбыться их мечты? Почему?
Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?
Герои решились на побег, потому что:
- Были смелыми решительными
- Были глупыми и самонадеянными
- Мало знали и плохо представляли трудности пути
- Не любили своих близких
- Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
- Любили путешествовать и узнавать новое? Объясни.
Попробуй объяснить, почему Чехов назвал свой рассказ "Мальчики"?
Слайд 19
Далее вопросы на локализацию информации по месту её размещения, поиск информации через выявление причинно-следственной связи: то есть вы будете отвечать на вопросы, опираясь на выдержки из текста, зачитывая ответы в тексте и так далее.
Зачитайте маршрут и проследите его по карте.
Слайд 20
Прием «Корзина добрых дел, советов»
Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?
Как ты считаешь автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.
Случалась ли у тебя в жизни подобная ситуация? Расскажи об одной из них.
Чтобы вы могли посоветовать мальчикам, если бы тоже вдруг стали героем этого произведения.
Слайд 21
Прием «Живая фотография»
В конце и в начале рассказа описаны встреча мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются чем похожи? Работа над живой фотографией.
Слайд 22
В результате такой работы у детей формируются стойкие умения развитого читателя.
Слайд 23
И в заключении хотелось бы вспомнить цитату Д.Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Слайд 24
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
1. Документы в поддержку чтения. - [Электронные ресурсы]
URL:https://nlr.ru/prof/reader/metodsovet/dokumenty-v-podderzhkuchteniya?ysclid=l3o6iiu0dz
2. Концепция Программы поддержки Детского и юношеского чтения в
Российской Федерации. – [Электронный ресурс] URL:
http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf
3. Международная программа по оценке образовательных достижений
учащихся (2018 г.). Документы. Материалы вебинаров [Электронные ресурсы]. -
URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
4. А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Г.А.
Цукерман. Почему наши школьники провалили тест PISA. – [Электронный ресурс]:
URL: https://avkrasn.ru/a-g-kasprzhak-k-g-mitrofanov-k-n-polivanova-o-v-sokolova-g-atsukerman-pochemu-nashi-shkolniki-provalili-test-pisa-chast-1-i-chast-2-prilozhenie-1-
skrinshoty-prilozhenie-2-anti-pisa-bezgramotnye-zadan/?ysclid=l3o6yiyhhh
5. Курикалова Н.М. Проект «Чтение с листа и чтение с экрана»
/Н.М.Курикалова// 100 проектов в поддержку чтения+ Актуальные социальнопедагогические инициативы. Культурно-образовательный атлас / Галактионова Т.Г.,
Казакова Е.И., Раппопорт Р.В. и др. - М.: РИПОЛ-классик, 2015. - 146 с.
6. Lynn Snyder, Donna Caccamise, Barbara Wise. The Assessment of Reading
Comprehension Considerations and Cautions
[Электронный ресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication/232153478
Информация об авторе
Шмидт Анна Владимировна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ №3 г. Славянска-на-Кубани, anna_konorezova@mail.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного теории
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
Контролируемые умения/компетенции: 1 группа - общая ориентация в тексте, поиск и понимания информации, заданной в явном виде 2 группа -интеграция/ интерпретация информации 3 группа -формулировка оценочных суждений (по содержанию, в форме текста) и применение информации Задача каждого учителя - развитие читательской грамотности на каждом предмете из урока урок. Динамика: Расширение тематики, увеличение объёма и усложнения содержания и информационных блоков; Изменение соотношения между заданиями первой, второй и третьей группы Работа с информацией с использованием цифровых технологий Широкое использование графических объектов Расширение спектра заданий по форме, по содержанию (например, на оценку достоверности информации ) Задание на комплексную проверку формируемых У У Д
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Результат работы по развитию читательской грамотности
Низкий невозможное принятие учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования Уровни читательской грамотности Средний понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения Высокий понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся
Просмотровое Цель: просмотр текста и Определение, необходим ли он, какие вопросы в нём поднимаются. Темп: быстрый Читающий просматривает заголовки и подзаголовки Изучающее Цель: полное понимание содержание текста Темп: медленный. Детальное чтение, которое сопровождается выписками, рассчитана на использование в последующей деятельности информация из текста Поисковое Цель: поиск определённой информации, о которой известно, что она в тексте есть Темп: быстрый Ознакомительное Цель: ознакомиться с основным содержанием текста Темп: быстрый Читающий уделяет внимание главной информации, пренебрегает второстепенными деталями Виды чтения
Работа с текстом
Дотекстовый Текстовый Послетекстовый
цель: сформулировать речевую задачу Упражнение Определить по заголовку тематику текста Предположить тематику текста по иллюстрациям Определить количество микротем по количеству абзацев
Цель: прочитать текст Упражнение: Выбрать вид чтения в соответствии с целью; Прочесть; Догадаться о значении непонятных слов по контексту.
Словарная работа У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты… Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком
Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, ненцев. Словарная работа
Башлык, сюртук, урядик, приказчик Обращаем внимание на множество слов, которыми не пользуемся в современном языке – делаем вывод о времени в котором живут герои рассказа. Что очень важно!
Цель: понять содержание текста Упражнение: Составить план Пересказать текст Выразительное чтение, иллюстрирование, инсценировка.
Формирование компетенций читательской грамотности Происходит с опорой на вопросы к тексту (от простого к сложному). 1.Система констатирующих вопросов: О ком идет речь в тексте? Какое событие описали? Что произошло?
2.Вопросы на локализацию информации в тексте Метод «Образного наполнения»
3.Поиск информации через выявление причинно-следственных связей Маршрут мальчиков
Метод «Корзина добрых дел»
Метод «Живая фотография»
Группы умений умения, целиком основанные на тексте, извлекать информацию и строить на ее основании простые суждения Умение опоры на собственные размышления о прочитанном с формированием соответствующих выводов Умения развитого читателя
Люди перестают мыслить, когда перестают читать Д. Дидро
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...
"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Мастер-класс "Формирование читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальной школы."
Данный мастер-класс подойдет для учителей начальных классов....
Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
laquo;Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширят...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...