Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
статья
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 683.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Бояркина Мария Семёновна
МБОУ «Шугуровская СОШ»
учитель начальных классов
«Современный урок в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС ».
Выступление:
« Современный урок в начальной школе».
Урок «открытия» новых знаний.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский.
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- современный урок развивает у детей креативное мышление;
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Таким образом, главной формой получения таких умений был и остается урок. Меняются цели и содержание образования, появляются новые инновационные средства и технологии обучения, свершаются реформы системы образования, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Чтобы использовать его в полной мере необходимо, чтобы урок был интересен всем – и учителю и ученику. Этим требованиям должен отвечать современный урок.
Основные компоненты современного урока.
1. Организационный – готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Как подготовить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1. Первое: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать материал по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока.
8.Подготовить технологическую карту урока.
ФОУД* – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | 1-2 минуты | Приёмы работы: «Ладошка удачи». Учащимся, сидящем рядом, поочередно касаться одноименных пальцев рук, начиная с большого пальца и говорить: желаю (соприкасаемся большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе сегодня! (прикасаясь всей ладонью) Одним из интересных приемов для создания дружеской атмосферы использую метод «Пожелания друг другу» У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди) - Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа) - Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся) - Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа) - Я тебе помогу! (рука на своей груди) Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводила тренинг «Приветствие» обычно использую на первом уроке. - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). - Доброе утро, небо! (аналогичное движение). - Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; - девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу и т.д. |
- Актуализация и пробное учебное действие.
Данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | 4-5 минут | Возникновение проблемной ситуации. |
- Выявление места и причины затруднения
С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | 4-5 минут | Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог |
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. | 3-4 минуты | Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. |
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: проверка правильности проекта | 5-6 минут | Способы: фронтальная работа |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | 4-5 минут | Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 минут)
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | 4-5 минут | Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. |
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: | 7-8 минут | Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее |
9. Еще один из наиболее важных ингредиентов современного урока – это оценивание.
На уроках новой формации обучающиеся учатся критическому мышлению, умению критически оценивать себя и свою работу, выполняя групповые, индивидуальные работы или работу в парах.
- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.
-«Две звезды, 1 пожелание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».
«Большой палец». «Смайлики». «Инсерт». «Оцени цветом» и т.д..
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 2-3 минуты | Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? «Выбери утверждение». -Всё понял, могу помочь другим -Всё понял -Могу, но нужна помощь -Ничего не понял -«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например, Было интересно….. Было трудно….. Мои ощущения….. (2 слайда) «Моё настроение похоже на: |
Мне бы хотелось своё выступление закончить этим стихотворением.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век ХХI- век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-23300-1403528752.gif)
Выступление на городском августовском совещании учителей"«Развитие начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»
Выступление на городском августовском совещании учителей начальных классов. Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-23300-1403528752.gif)
Выступления на городском августовском совещании учителей
Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-113766-1390165473.jpg)
Доклад на августовское совещание
В данном докладе рассомтрен вопрос повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе через применение компьютерных технологий....
Мастер-класс на августовской конференции учителей начальных классов на тему "Формирование УУД на уроках литературного чтения"
На материале урока чтения для 1 класса по стихотворению Я.Акима "Моя родня" раскрываю процесс формирования УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114586-1549704746.jpg)
Доклад на августовском совещании
Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379256-1389361637.jpg)
Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/17/picture-282559-1663406258.jpg)
Августовское совещание учителей начальной школы. Технология продуктивного чтения. Чтение с увлечением.
В связи с развитием информационных технологий снижается интерес к чтению. От этого страдает речь, грамотность,моральное воспитание, интеллект иучащихся. Главная задача учителя в этой ситуаци - н...