Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Роменская Анна Геннадьевна

- «ИНСЕРТ»  технология эффективного чтения, чтения с пометками.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Так как текст всё-таки является основной учебно-методической единицей обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

 Добрый день, коллеги Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций!   Предлагаю взять карточку с заданием и выполнить его. (педагоги выполняют работу).

КАРТОЧКА

Как  хорошо  ты  выполняешь  задания.

  1. Прочитай всё, перед тем, как ты будешь делать что-то другое.
  2. Напиши  свое имя в правом верхнем углу.
  3. Обведи кругом слово  «имя» во  втором предложении.
  4. Нарисуй пять маленьких четырехугольников в левом верхнем углу этого листа.
  5. Поставь  Х (крестик) в каждом четырехугольнике.
  6. Опиши круг  вокруг каждого  четырехугольника.
  7. Поставь свою  подпись  под  заголовком этого  листа.
  8. Рядом со своей подписью напиши  три раза  слово  «нет».
  9. Обведи  кругом  первое  слово  во втором  предложении.
  10. Поставь Х (крестик) в левом нижнем углу этой страницы.
  11. Обведи  этот крестик.
  12. Переверни  листок  и умножь 25 на 4.
  13. Обведи прямоугольником слово «лист» в 4-ом предложении.
  14. Выкрикни громко свое имя.
  15. Если ты выполнил все указания, скажи громко: «Я - супер».
  16. Опять переверни листок и сложи 345 и 23.
  17. Обведи в круг то число, которое у тебя получилось.
  18. Громко сосчитай от 9 до 5.
  19. Ну, сейчас, после того, как ты все прочитал, выполни только 2-ое задание и отложи листок в сторону.
  20. Когда ты закончил тест, спокойно посиди и посмотри, что делают все остальные.

- А теперь еще раз прочитайте 1 задание: прочитай всё, перед тем, как ты будешь делать  что-то другое. А сейчас прочитайте 19 задание: «Сейчас, после того, как ты всё прочитал, выполни только 2-ое задание и отложи листок в сторону

-  Как Вы думаете?  У всех получилось сделать это задание?

- У кого-то «да». У кого-то «нет»!

- Как вы думаете? Если задание не получилось сделать правильно, почему это   произошло?

- Потому что мы не внимательно читали инструкцию!

- Как вы думаете, почему некоторым получилось справиться с заданием?

- Внимательно читали инструкцию!

- И у наших детей при  выполнении работ возникают трудности, так как они невнимательно читают тексты.

- И сегодня я вам покажу  приём работы, позволяющий  научить  детей  относиться  внимательно  к той  информации,  которую  они  получают.  Осмысливать её, самостоятельно добывать знания  и  выстраивать  причинно-следственные  связи.

- Тема моего мастер - класса: «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературы при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ»  технология эффективного чтения, чтения с пометками.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Так как текст всё-таки является основной учебно-методической единицей обучения. Переводится это так:

  • I — interactive (интерактивная)
  • N — noting (познавательная)
  • S — system for (система)
  • E — effective (для эффективного)
  • R — reading and (чтенияи)
  • T — thinking (размышления)

- Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление – размышление-рефлексия. Данный приём можно применять на любом этапе урока.

  •  Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации.

В традиционных уроках этот этап часто называли актуализацией знаний.

  • Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.
  • Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.
  • Рефлексия

- Сейчас я проведу фрагмент урока с использованием приёма «Инсерт».

Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении урока, за что заранее вам благодарна.

- Возьмите пожалуйста текст и начнём работу.

1 этап Вызов: прочитайте, пожалуйста, внимательно текст.

Из чего построить дом? Если нам нужен дом для игры, мы быстро сообразим, как его построить. Используем то, что под рукой. Возьмём стол или стул, накинем сверху покрывало — вот уже можно забираться внутрь и играть! Но ведь и взрослые делают примерно так же. Домá строят из того, что находится вокруг человека, что может дать ему природа в той местности, где он живёт.

В такой лесной стране, как Россия, дома с древних времён строили из сосны, ели и других деревьев. Название у такого русского дома из брёвен — избá. В избе два главных места — печь-кормилица и напротив неё красный (то есть красивый) угол, где висели иконы и стоял обеденный стол. Многие предметы в избе тоже сделаны из дерева: мебель, посуда, игрушки. В деревянном доме тепло и дышится легко.        

В Таилáнде и во Вьетнáме главный материал для строительства — травянистое растение бамбýк. Бамбук быстро растёт, он лёгкий и прочный. Из него, как и из дерева, можно сделать всё: посуду, водопроводные трубы, мебель, даже ковры. И крыша в бамбуковом доме изготовлена из бамбуковых листьев.

       А японцы строили дома… из рисовой бумаги; конечно, из специальной, промасленной. Из неё делали перегородки внутри дома и одну из стен, которую можно полностью убрать. Захотелось полюбоваться на сад — не нужно выглядывать в окно, можно просто взять да убрать стену. А остальные стены, попрочнее, изготовлялись из тонких деревянных планок. Такой лёгкий дом не причинял жильцам неприятностей в случае землетрясений, которые в Японии бывают очень часто. Сейчас японцы перебрались в современные дома, но традиционные бумажные жилища — минка — очень берегут. И если на том месте, где нужно строить высокий дом, уже стоит старинный домик, его аккуратно возьмут и переставят на крышу нового небоскрёба.

(По книге Ольги Колпаковой «Дома мира»)

 

- Вы познакомились с текстом «Из чего построен дом»?

- Для того, чтобы нам применить приём «ИНСЕРТ», нужно создать систему маркировки текста.

- И на первом этапе мы будем создавать систему   маркировки текста.

 Создание системы   маркировки   текста.

- Я предлагаю Вам следующую систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию:

   Vинформация мне уже известна;

   +    новые факты для меня;

    -    я думал по-другому;

   ?   в этом тексте есть что-то непонятное для меня, нужны уточнения.               

2 этап Этап осмысления: расставить пометки в тексте

 - Читаем текст и   помечаем соответствующими  знаками отдельные абзацы, слова  и предложения, вы можете подчеркивать слова, при этом  можете оставлять  свои комментарии по ходу чтения. (работаем с текстом 5-7 мин)

 - Вы поработали с текстом. Второй этап закончен.

3 этап  Этап размышления: Заполнение таблицы

- Возьмите пожалуйста таблицы и перенесите из текста ваши пометки.            

(заполняем таблицу 5-7 мин)    

V

Здесь   тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

+

Отмечается все новое, что стало известно из текста.

-

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

?

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4 этап: Рефлексия. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

- Обсудите в парах, что у вас получилось

- Проверьте, что вы знаете?

- Новые факты для вас?

- Кто думал по-другому?

- Что было не понятно?

- Проговорите вслух усвоенное знание

-  Мы с вами сегодня научились использовать приём «Insert» при работе с текстом. Преимущества этого приёма заключаются в следующем (см. схему)               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.

Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....

"Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"

quot;Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" - это обобщение педагогического опыта...

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разр...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

Методическая работа по теме: «Использование информационно-образовательной среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Правильно организованная ИОС на уроках, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихс...