Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ Тема: "Современный урок в условиях реализации требований ФГОС"
материал

Аникина Гюзель Шамильевна
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ учителя начальных классов МБОУ «Васильевская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева ЗМР РТ» Аникиной Гюзель Шамильевны Тема: «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ учителя начальных классов МБОУ «Васильевская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева ЗМР РТ» Аникиной Гюзель Шамильевны

Тема: «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС».

Цель:  Применить компетентный подход в комплексном характере (УУД) неразрывности знаний умений и навыков.

Задачи:

Показать на примере анализа современного урока  понимание ценностного восприятия, отношения и применение на практике.

Находить интегрированный подход в обучении, применяя  в анализе урока.

Повышать мотивацию к образованию (проблемный подход к уроку, интерес.)

«ТЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБЕН  СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕШЬ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ».

Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация  результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС.  Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания  в практической  деятельности. Как написано в Национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».

В соответствии с этим современное общество ожидает  от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:

Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

Способны к сотрудничеству.

Учитель должен  уметь  спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.

Мы  все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и

их  желания учиться. Сколько от учителя, его отношения  к учебному предмету и учащимся.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель»

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который:

. демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

. инициирует действия учащихся;

. консультирует и корректирует  их действия;

. находит способы включения в работу каждого ученика;

. Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это педагог, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Так  каким  же все-таки должен быть современный урок?

Современный урок, как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

Требования  ФГОС к методике преподавания

1.Компетентностный подход – комплексный характер (УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.

2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка).

3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании - интеграционный подход.

4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.

5.Акцент на активную деятельность и результативность

(личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).

6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структуирование и анализ).

7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).

8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).

9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.

10. Повышение мотивации к образованию ( проблемный подход, интерес).

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.

В ходе самоанализа учитель получает возможность  взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность  собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии  с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые  резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства  самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Перед нами часто встает проблема, - по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность  и качество?

На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности  урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.

Реализация требований  ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых  общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей  с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается  в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку.

  1. Учитель, как и былые времена, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
  2. Урок должен носить  гуманистический подход.
  3. Красной нитью через урок должен проходить  системно-деятельностный подход.
  4. Урок должен быть нацелен на формирование  у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет  направлять учеников на сотрудничество с учителем  и одноклассниками).
  5. Учитель должен организовывать  проблемные и поисковые  ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
  6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
  7. Учащиеся на уроке должны  проявлять максимум творчества  и сотворчества.
  8. На уроке должны осуществляться принципы  время и здоровьесбережения.
  9. В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей, а дети для урока).
  10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
  11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
  12. Учитель должен  оптимально подбирать  интерактивные  педагогические технологии.
  13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

Структура современного урока  должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в   целесообразную деятельность.

Очень важно, чтобы учитель поддерживал  инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной  эффективности  решения тех или иных учебно - воспитательных  задач  на уроках, принять и во внимание  при дальнейшем проектировании  образовательного процесса.

Для учителя  самоанализ урока,   рефлексивная  деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать  свои собственные действия , не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать  критерии, применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.

Литература:

-Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов СПб.:Питер.2000.

-Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг.

-Ильина Т.А. Педагогика:  Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение,1984.

-Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Прсвещение,1980.

-В.М. Петруленко «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС» М., «ВАКО» 2015.

(Приложение 1.)

Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока, выявления резервов его совершенствования.

К примеру, вы набрали  от 60 до 67 баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67- отлично.

Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то, что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.

Приложение 1.

Критерии

Оценка

1

Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку.

012345

2

Постановка  цели урока и умение выделить задачи урока.

012345

3

Умение учителя стимулировать мотивы обучения( актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать , выражая свои мысли собственными словами)

012345

4

Уровень общепедагогического и методического мастерства( умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального  методического инструментария( нестандартные методы, приемы, средства обучения)

012345

5

Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность)

012345

6

Восприятие материала учащимися ( интерес, напряженность)

012345

7

Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик»

012345

8

Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики)

012345

9

Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

012345

10

Системность изложения материала , способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся.

012345

11

Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока.

012345

12

Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.

012345

13

Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся)

012345

14

Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке.

012345

15

Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения)

012345

16

Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, направленных  на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач( что и в какой степени способствовало развитию  общеучебных умений, познавательных способностей)

012345

17

Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока.

012345


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на круглом столе для учителей начальных классов по теме: "СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА»"

В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут р...

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС

Статья, в которой раскрываются основные требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС...

ДОКЛАД «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...

Программа выступления на окружном августовском совещании для учителей начальных классов

В сентябре 2023 г. я принимала участие в окружном августовском совещании для учителей начальных классов с выступлением "Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста&qu...

Самообразование учителя начальных классов: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФАОП НОО»

В работе представлен материал по самообразованию учителя начальных классов Соловьевой Е.А. по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ (нарушение слуха)....