Сообщение на педагогическом совете от 28.01.2016 г. «Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности»
материал на тему
Рассуждения на тему: «Профессиональный стандарт педагога. Новый взгляд на привычную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskiy_sovet_standart_pedagoga_-doklad_na_pedsovet.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
Сообщение на педагогическом совете от 28.01.2016 г.
«Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности»
на тему: «Профессиональный стандарт педагога. Новый взгляд на привычную деятельность»
Докладчик: учитель-логопед высшей
квалификационной категории – Пискунова И.А.
г. Сергиев Посад
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности
- В стандарте говорится: «Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку». Что ж, пожалуй, мы к этому готовы уже давно, ведь на основании Закона об образовании и ФЗ «Об образовании лиц с ОВЗ» от 02.06.1999 г. в нашей школе обучаются различные дети, независимо от их диагноза, которые раньше были признаны необучаемыми. У нас конечно же много вопросов и проблем, как научить неговорящего ребенка, ребенка с диагнозом РАС и прочее, но мы стараемся найти подход к каждому из них и радуемся даже незначительным успехам и победам. А настоящий учитель и до Профессионального стандарта всегда помогал детям.
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Ребенок пришел в школу. Он и его семья вправе ожидать от нас помощи – ведь это особенный ребенок. Мы, конечно же, не давали клятву Гиппократа, но наука дефектология предполагает по своему определению, дает необходимый инструментарий (знание методик преподавания, технологий) для оказания помощи каждому маленькому человеку, нуждающемуся в специальной помощи. Этим с вами мы и занимаемся ежеминутно, ежечасно и ежедневно, на протяжении всего процесса обучения маленького человека.
- Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. На этот вопрос ответить с одной стороны просто, да, мы стараемся подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его особые проблемы, но, с другой стороны, очень сложно. Возникает вопрос – почему сложно? Ответ прост – на самом деле, мы не обладаем клиническими знаниями, которые так необходимы при усложняющемся дефекте обучающихся. Нас учат в институтах лишь азам наук медицины, а современный мир диктует новые требования – более глубокое изучение сути имеющейся проблемы у того или иного ребенка ( нарушение той или иной степени диктует свои правила, подчас ребенок не может овладеть навыком чтения или письма не потому, что он не хочет, а потому, что не может в силу медицинских показаний). Из этого следует, что нам необходимы специальные знания.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
В нашей школе и раньше существовал ПМПк, но деятельность его была, как правило, формальной, мы отслеживали детей, находящихся на индивидуальном обучении в конце учебного года. Следует отметить, что в настоящее время, круг вопросов стал значительно шире, и в этом заинтересована не только администрация школы, но и сами учителя, при решении спорных вопросов. Радует, что и родители просят рассмотреть «успехи» своего ребенка и оценить его возможности. И поверьте, это действительно работает, так как удается «сгладить конфликты» и принять правильное решение не единолично учителю, а вместе с группой специалистов. От слаженной работы всех сотрудников школы зависит дальнейшее квалифицированное сопровождение с целью достижения позитивного результата и решению возникших проблем.
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Изучение документации на поступившего обучающегося – это самый первый этап знакомства с ним. Эта работа в нашей школе предшествует даже наблюдению за ребенком в различных ситуациях (учителя знакомятся с протоколами ТПМПК заранее, даже еще не видя ребенка, особенно при наборе детей в школу на новый учебный год). Изучая личное дело, социальный статус семьи, ведомость оценок, характеристика из учреждения, где находился ребенок, мы, педагоги представляем психологические возможности и трудности уже нашего подопечного. А вот прочтение медицинских показателей, как я уже указывала выше, не всегда нам доступно в силу имеющихся пробелов в знаниях медицинской терминологии, требуется либо самостоятельное изучение, что достаточно сложно, либо обращение за помощью к администрации школы в проведении мастер-классов в этой области.
- Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
,Данный вопрос очень сложный, так как самостоятельно это делать нам никогда не приходилось, мы всегда получали готовые формы индивидуальных карт сопровождения детей-инвалидов, в которых, как правило, ничего конкретного не было указано. Ушли в прошлое дневники наблюдений, необходимы новые современные подходы. Сейчас перед нами стоит трудная, но вполне решаемая задача (дело это не одного дня). Предположительно в марте 2016 года будет предоставлена «рыба» так называемой СИРП. Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы, но это пока слова, а какой она должна быть на самом деле, мы пока с вам еще и не знаем, и нам предстоит кропотливая работа в этом направлении.
- Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Думаю, что на этом вопросе останавливаться не стоит, так как не в пример другим учреждениям нашего типа, большинство педагогов, работающих в нашей школе, имеют дефектологическое образование или получают его, что, в свою очередь, позволяет профессионально использовать в своей работе имеющиеся у них знания.
- Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Динамика развития ребенка предполагает как позитивные, так и негативные моменты на протяжении всего процесса обучения ребенка и сотрудничества семьи и школы. Существует портфолио каждого обучающегося, и наши педагоги (Ступко А.О., Туз И.И.)начинали их делать в начальной школе, к сожалению, эта работа не была продолжена в среднем звене. Стоит к этому вопросу подойти более серьезно, не только из-за того, что портфолио куда-то нужен для поступления, а в силу того, что это документ, наглядно демонстрирующий рост ученика, как в сфере обучения, так и воспитания, пусть это будут «крохи» маленьких, но наглядных успехов. Но стоит сказать, что наши педагоги всегда старались это делать и озвучивали даже самые маленькие успехи каждого перед классом и перед родителями.
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Это понятие доступно далеко не всем. Нужно очень хорошо ориентироваться в том, кто в классе лидер, кто скрытый лидер, кто аутсайдер. Нужно уметь внушить детям в классе, что сопереживает тот, кто силен духом, а не слаб. В нашей школе этому вопросу уделяется большое внимание как на уроках, так и во внеурочное время. Радует то, что когда наши ребята (не все конечно же) попадая в открытый социум, выделяются из среды своих сверстников (лагерь г. Евпатория, «Дубрава» и т.д.) именно в умении сопереживать другим, в этом большая заслуга педагогов школы.
- Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
Учителя школы окончили педагогические ВуЗы. Обязательным предметом в институтах были такие дисциплины, как общая педагогика, психология, спец психология, гигиена подростка. Существуют возрастные категории у детей, предполагающие их разное поведение и возможности усвоения образовательных программ. Мы учитываем кризисы развития, которые происходят у каждого ребенка, ведем профилактические беседы и с ребятами, и с их родителями. Может быть эта работа, по нашему мнению, не всегда эффективна, но, как правило, «прогнозы» педагогов сбываются на все 100%. К большому сожалению, очень многие родители отказываются от медикаментозной коррекции, а педагог в одиночку ничего сделать не может, даже если очень хочет при всем своем желании.
Надеюсь, что последнее родительское собрание 9 где выступал специалист из МОПБ №5), многих заставило призадуматься, следует отметить, что некоторые семьи (Бигеев А., 2-а кл.) уже обращались за помощью. Пусть это только начало, но оно уже положено…
- Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
В практике повседневно каждый учитель использует психологические подходы к тем обучающимся, с кем он работает, так как без налаженного контакта (учитель-ученик) не будет положительной результативности и продуктивности в воспитании и обучении. В этой работе учитывается интерес ученика, а главное, его мотивация. Здесь стоит сказать о работе педагога Бутиной Н.К, творческие коллективы обучающихся под руководством которой занимают призовые места в различных конкурсах, Туз И.И., ее дети всегда самые активные участники всех внеклассных мероприятий, Фирсовой Н.В. – ее уроки увлекают детей к познанию нового не только в школе, но и за ее пределами. Эта активность радует не только учителей, но и самих детей..
- Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
Все работающие в школе (администрация, учителя, обслуживающий персонал) стремятся создать комфортную обстановку для всех обучающихся и, собственно, своей работы. Внешний комфорт (преобразования в нашей школе налицо), в свою очередь, повлечет и желание лучше учиться. «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Комфортная среда формирует культуру взаимоотношений и поведение подростков. Ученик чувствует себя психологически безопасным, раскрывается во всех своих возможных проявлениях. В таком микроклимате нет места проявлению унижения и насилия. Либо контролируется (вследствие специфики ОУ) на самом начальном этапе зорко следящими педагогами нашей школы. Ни для кого не секрет, что наши дети, если бы была такая возможность, ходили бы в школу и во время каникул, потому что «здесь интересно, а дома нечего делать».
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
При необходимости учитель (а чаще классный руководитель) обращается к психологу и вырабатывает единую линию поведения и воздействия к определенному ученику; сопоставляет показатели педагогического сопровождения начального и среднего образования.
Эта работа только набирает обороты в нашей школе, в силу того, что долгое время психолог отсутствовал по независящим от нашего желания причинам), но она имеет место и приносит результат.
Следует отметить тесную связь с логопедами не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников. Радует то, что выполняются рекомендации, и педагоги не стесняются обращаться за помощью, боясь выглядеть некомпетентными.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
Все педагоги «психологи», но помощь квалифицированного специалиста никогда не будет лишней. Тем более, что прочитывая данные диагностик, предоставляемых этим специалистом, можно и, скорее всего, нужно поучиться это делать всем, особенно что касается образца написания психологического портрета ученика. Думаю, что в этой помощи еще никому не было отказано.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
С учетом данных, предоставляемых психологом, о чем я говорила выше, в процессе работы с учеником, сопоставляя с наблюдениями учителя, составляется психолого-педагогическая характеристика. В результате этой общей работы характеристика наиболее полно отражает личность ученика.
- Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Эта работа, как я уже указывала выше, нам еще предстоит. Мы будем идти шаг за шагом к решению данной проблемы, надеюсь, что все учителя примут активное участие. ШМО учителей гуманитарного цикла уже начало работать в этом направлении.
- Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
Говорить об УУД в нашей школе не имеет смыла, так практически все обучающиеся имеют свои личностные, психологические и физические особенности, а вот а базовых адаптированных учебных действиях стоит подумать, но и этот вопрос находится в стадии изучения и разработки.
Можно сделать вывод, что многие положения Профессионального стандарта педагога нам близки и соотносятся с нашей непосредственной деятельностью и работой всего коллектива в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация: Статья представляет собой анализ процесса формирования и важности профессиональной компетенции педагога в современной системе образования....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества будут развиваться при условии, если педагог активно зан...
Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...
Сообщение на педагогическом совете «Использование проектов в начальной школе для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».
Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность данной темы....
Сообщение на педагогическом совете по теме "Смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний на ВПР, ГИА"
Чтение – это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают ...
Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»
Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, ин...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самооб...