ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
статья на тему
Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества будут развиваться при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной работой. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональные знания и умения, но и личностный качества педагога, его убеждения, система ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyakova_l.v._statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Полякова Лидия Васильевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»
г. Новокузнецк
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения заявлена компетентностная модель образования, которая уже в настоящее время реализуется в школах. Школа меняет оценку своей деятельности: результатом её работы становятся не знания учеников, а профессиональная компетентность, сформированная у выпускника.
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Понятие профессиональной компетентности тесно связано с понятием профессиональных компетенций.
Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества будут развиваться при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной работой. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональные знания и умения, но и личностный качества педагога, его убеждения, система ценностей.
Новых результатов могут добиться только учителя, которые поняли важность умения учиться и разделяют концепцию развития универсальных действий. Будущие учителя должны приобрести знания и умения в области применения таких психолого-педагогических технологий, которые помогут педагогам построить педагогический процесс в соответствии с новыми задачами. Учитель начальных классов должен обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формировать основы нравственного поведения. Поэтому будущий педагог-исследователь должен быть готов к данному виду деятельности: понимание значимости своей будущей профессии, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, умение работать в коллективе. Очень важно, чтобы будущие педагоги были мотивированы на организацию собственной деятельности, на личностное развитие, на самообразование, на постоянное повышение квалификации. Учитель начальных классов – многопредметник, поэтому уже в студенчестве он должен быть готов к самостоятельному поиску в учебном процессе, во внеурочной деятельности. Большое поле деятельности представляется педагогу как классному руководителю. Готовность к будущей профессии обеспечивается и владением предметных программ. Будущий педагог должен иметь возможность реально осознавать, для чего он учится. И задача высших учебных заведений состоит в том, чтобы формировать профессиональную компетенцию будущего педагога - исследователя, чтобы он приобрел универсальные способы познания мира, исследовательские умения. Я считаю, что войти в современную школу молодому учителю очень сложно. В обучении цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Поэтому, работая в начальных классах, я использую методы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков и умений учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Одним из таких методов является метод проектов. Ребята с удовольствием включаются в создание проектов. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: дети пишут стихи, сказки, сочинения, создают макеты по различным предметам. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. И чтобы быть к этому готовым, будущему педагогу нужно знать очень многое.
Проектную и исследовательскую деятельность объединяет слово деятельность. Очень важно, чтобы будущие студенты знания приобретали тоже в деятельности. Большую работу в исследовательской деятельности, проектах можно осуществлять в рамках внеурочной деятельности. Это помогает формировать самостоятельность мышления, инициативность, творчество, способствует созданию условий для оптимального развития одаренных и способных детей. А таких детей может воспитывать способный, талантливый педагог-исследователь. Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одно из непременных условий успешного развития образовательных учреждений. Молодые педагоги, придя в школу, будут создавать условия для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, формировать их ключевые компетенций. Всё это они будут осуществлять через реализацию очередных программ: «Одаренные дети», работу ШНОУ, организацию научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся, действие экспериментальных площадок и т.д.
Я считаю, что ученики должны получать знания в деятельности, чтобы решать конкретные задачи или проблемные ситуации. А кто, как не педагог будет разрабатывать и отбирать средства, методы, приемы, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении. Таким образом, можно приблизить отечественное образование к современной жизни.
Список используемой литературы
- Дубова, М.В.Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. -М., Баласс, 2011.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. № 5 – 20.
- Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.-М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Материал для конкурса "Я - педагог-исследователь"
Тема работы: Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках и во внеурочное время на уровне начального общего образования.Автор: ...
ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.
ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...
Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения
Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в станда...