ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
статья на тему

Полякова Лидия Васильевна

 

                Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества  будут развиваться при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной работой. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональные знания и умения, но и личностный качества педагога, его убеждения, система ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyakova_l.v._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Полякова Лидия Васильевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»

г. Новокузнецк

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения  заявлена компетентностная  модель образования, которая  уже в настоящее время реализуется в  школах. Школа  меняет оценку своей деятельности:  результатом  её  работы  становятся не знания учеников, а профессиональная компетентность, сформированная у выпускника.

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Понятие профессиональной компетентности тесно связано с понятием профессиональных компетенций.

Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества  будут развиваться при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной работой. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональные знания и умения, но и личностный качества педагога, его убеждения, система ценностей. 

Новых результатов могут добиться только учителя, которые поняли важность умения учиться и разделяют концепцию  развития универсальных действий. Будущие  учителя должны приобрести знания и умения в области применения таких психолого-педагогических технологий, которые помогут педагогам построить педагогический процесс в соответствии с новыми задачами. Учитель начальных классов должен обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формировать основы нравственного поведения. Поэтому будущий педагог-исследователь  должен быть готов к данному виду деятельности:  понимание  значимости своей будущей профессии, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, умение работать в коллективе.  Очень важно, чтобы будущие педагоги были мотивированы на организацию собственной деятельности, на личностное развитие, на  самообразование, на постоянное повышение квалификации. Учитель начальных классов – многопредметник, поэтому уже в студенчестве он должен быть готов к самостоятельному поиску в учебном процессе, во внеурочной деятельности. Большое поле деятельности представляется педагогу как классному руководителю. Готовность к будущей профессии  обеспечивается и владением предметных  программ. Будущий педагог должен  иметь возможность реально осознавать, для чего он учится.  И задача высших учебных заведений  состоит в том, чтобы формировать профессиональную компетенцию будущего педагога - исследователя, чтобы он   приобрел универсальные способы познания мира,  исследовательские умения.  Я считаю, что войти в  современную  школу молодому учителю очень сложно. В обучении цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Поэтому, работая в  начальных классах, я использую методы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков и умений учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Одним из таких методов является метод проектов. Ребята с удовольствием включаются в  создание проектов. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: дети пишут стихи, сказки, сочинения,  создают  макеты по различным предметам.  Задания исследовательского   характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. И чтобы быть к этому готовым, будущему педагогу нужно знать очень многое.

Проектную и исследовательскую деятельность объединяет слово деятельность. Очень важно, чтобы будущие студенты знания приобретали тоже в деятельности. Большую работу в исследовательской  деятельности,  проектах можно осуществлять в рамках внеурочной деятельности.  Это помогает формировать самостоятельность мышления, инициативность,  творчество, способствует созданию  условий для оптимального развития одаренных и способных  детей. А таких детей может воспитывать способный, талантливый педагог-исследователь. Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одно  из непременных условий успешного развития образовательных учреждений. Молодые педагоги,  придя в школу, будут создавать условия для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами,  формировать их ключевые  компетенций. Всё это они будут  осуществлять через реализацию  очередных  программ: «Одаренные дети», работу ШНОУ, организацию научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся, действие экспериментальных площадок  и  т.д.

Я считаю, что ученики должны получать знания в деятельности,  чтобы решать конкретные задачи или проблемные ситуации. А кто, как не педагог будет разрабатывать и отбирать средства, методы, приемы, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении. Таким образом, можно приблизить отечественное образование к современной жизни.

Список используемой литературы

  1. Дубова, М.В.Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. -М., Баласс, 2011.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.
  3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. № 5 – 20.
  4. Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.-М.: Просвещение, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Материал для конкурса "Я - педагог-исследователь"

Тема работы: Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках и во внеурочное время на уровне начального общего образования.Автор: ...

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...

Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения

Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в станда...