Сообщение на педагогическом совете на тему: «Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
статья
Тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самообслуживания в школе, и так далее. В какой-то момент, если тьютор уверен, что ребенок справится, он уже доверит ребенку все сделать самостоятельно. И так в каждой определённой ситуации. Задача тьютора, помочь ребенку научиться делать то, что ему пригодится в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педагогическом совете на тему:
«Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с давней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся, и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.
Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. В Республике Мордовия, сейчас также можно пройти курсы переподготовки в области тьюторства.
Кто же такой тьютор? Тьютор – это наставник, персонально сопровождающий учебную деятельность «особых» детей, которые находятся под его «опекой», и помогает им успешно войти в школьную среду. В результате его работы, дети с интеллектуальными нарушениями, получают возможность обучаться в школе и успешно развиваться в социуме.
Тьютор, находясь с детьми в течение всего школьного дня, корректно и четко помогает им встраиваться в учебный процесс. Поддерживает школьников в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации. Содействует учителю таким образом, чтобы он не отвлекался на детей, которые, не могут работать на уроке в нужном темпе. Одним словом, работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы.
В ходе работы, мною были выделены основные функции тьютора, при работе с детьми:
- диагностика состояния и процесса обучения учащихся;
- мотивация и вовлечение «тьюторских учеников» в учебный процесс;
- контроль за выполнением заданий на уроках;
- помощь в выполнении некоторых заданий;
- поощрение и похвала за активную работу на уроке.
Чтобы дети с интеллектуальными нарушениями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации:
- Открытость. Обязательно всё делать совместно с учителем. Сюда входит выход за рамки стандартной образовательной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, театры, посещение библиотек и т.д. Это очень необходимо, так как большая часть наших детей просто боится, большого скопления людей. А их нужно приобщать к массовым выходам в социум.
- Вариативность. Здесь тьютор использует все имеющиеся ресурсы школы (дополнительные занятия во внеурочное время и посещение «Сенсорной комнаты» с гиперактивными школьниками.
- Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, начиная с 1 по 4 класс. Но с каждым последующим годом, меняется содержание работы. Первый класс — это сопровождение «тьюторских детей» постоянно, на всех уроках и переменах. В последующих классах, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных и устных предметах, а также возможно, помощь в решении конфликтных ситуаций в классе, среди сверстников.
- Индивидуальный подход. Здесь тьютор выбирает наиболее удобные формы, темп и способы обучения, для своих учеников. Подстраиваясь под каждого. Например, с кем то нужно просто рядом постоять и направлять, а другому нужно руку подержать во время письма или рисования. С кем то нужно быть построже, а кто-то любит только похвалу… Всё индивидуально.
- Индивидуализация. Здесь необходимо совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам тьюторских детей. Обучение тому, что именно сейчас для этих детей наиболее важно. Например: на уроках чтения, речевой практики, окружающего мира, учитель работает с детьми, которые умеют говорить, читают слоги, составляют предложения по картинкам, а тьютор занимается с детьми, у которых речь отсутствует, демонстрируя им сюжетные картинки, карточки с изображением букв, животных, растений, времен года.
Как я уже сказала, тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самообслуживания в школе, и так далее. В какой-то момент, если тьютор уверен, что ребенок справится, он уже доверит ребенку все сделать самостоятельно. И так в каждой определённой ситуации. Задача тьютора, помочь ребенку научиться делать то, что ему пригодится в жизни.
Тьютор, как и любой другой педагог, ведёт свою документацию. Которая сдаётся в конце учебного года завучу по воспитательной части. Сюда входит:
- Программа тьюторского сопровождения на прикреплённом классе;
- План работы на учебный год;
- План работы в сенсорной комнате;
- Дневник наблюдений за учащимися (заполняется в конце каждого дня), в котором фиксируются успехи и неудачи детей, их поведение и т.д.
- Журнал учёта проведенных индивидуальных занятий;
- Отчет тьютора в конце учебного года.
В коррекционной школе, тьютор, также взаимодействует с родителями. Каждый день, после уроков, каждому родителю интересно узнать, что их ребёнок преуспел на уроке, а с чем не справился, как вел себя, как ел. Поэтому тьютор должен уметь в нужный момент успокоить или смотивировать родителей, корректно указать им на возможные ошибки в общении с ребенком. И важная задача тьютора заключается в том, что важно быть ему не строгим педагогом, а просто ответственным и понимающим человеком. Поэтому хочется сказать, что каждый должен делать свою работу: мамы и бабушки – любить и воспитывать своих детей, а тьюторы – сопровождать своих подопечных в системе образования и учить их не потеряться в социуме.
В коррекционной школе тьютор также сотрудничает с психологом, логопедом, но а большую часть времени, с классным руководителем. Учитель и тьютор – это одна команда. Тьютор должен помнить, что для ученика с интеллектуальными нарушениями, лидером должен оставаться учитель, а тьютор должен восприниматься как помощник ученика.
Конечно же, наверно, не все учителя психологически готовы принять тьютора в свой класс. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие же с охотой принимают его. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия. Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом характера и поведения учащихся. Намечаются пути преодоления общих трудностей.
В итоге, эффективно сотрудничая, учитель и тьютор, могут добиться неплохих результатов в обучении и воспитании своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
В докладе описываются приемы работы на уроках и внеурочное время по здоровьесбережению...
Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.
Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...
Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...
Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Большую помощь в освоении детьми учебного материала оказывают современные цифровые инструменты. Цифровые ресурсы – это сайты и приложения, которые помогают учителю взаимодействовать с учениками ...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...