К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
статья по теме
Аннотация: Статья представляет собой анализ процесса формирования и важности профессиональной компетенции педагога в современной системе образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т. В. Геворгян, Л. Н. Кондрющенко
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация: Статья представляет собой анализ процесса формирования и важности профессиональной компетенции педагога в современной системе образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личность педагога.
Профессионально компетентным считается такой педагог, который обеспечивает индивидуальное развитие воспитанников, формирует у них мотивацию к познанию и творчеству, достижению продуктивных результатов. Профессионализм педагога определяется соотношением его профессиональных знаний, умений и навыков профессиональными позициями и психологическими качествами.
Единое понимание сущности категории профессионализма введено Н. В. Кузьминой и конкретизированное в дальнейших психолого-акмеологических исследованиях. Профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. При этом профессионализм целесообразно рассматривать как диалектическое единство профессионализма деятельности и профессионализма личности. (1, 53)
Профессиональной деятельности посвящена значительная часть жизни человека. Для подавляющего большинства людей именно профессия дает возможности удовлетворить их потребности, реализовать свое «Я», достичь определенного социального статуса.
Специалисты выделяют целый ряд типов профессионализма: «стажер» - входящий в профессию; первоначально практически
овладевающий профессиональной деятельностью и профессионально-педагогическим общением; «педагог по призванию» - понимающий суть педагогической профессии, свободно владеющий ею, стимулирующий психическое развитие их; «от эрудита до мастера» - переходящий к практическому воплощению в своем опыте того, что освоено в теории; «Мастер-диагност», умеющий выявлять динамику психического развития воспитанников, применять новые технологии; «гуманист», обеспечивающий благоприятный психологический климат, носитель высокой культуры общения; «творец и новатор» - педагог, умеющий принимать нестандартные решения; «исследователь», умеющий обнаруживать проблемы, разрабатывать программы, оценивать полученные результаты; «творческая индивидуальность» - педагог, обладающий неповторимой манерой общения, ведения занятий; «профессионал-эксперт», способный объективно оценить педагогическую деятельность других, порекомендовать пути ее совершенствования. (2, 24)
Все эти типы профессионализма объединяются общей характеристикой: педагог «субъект педагогического труда», осознавший себя носителем профессии, самооценивающий, самопроектирующий, прогнозирующий «сценарии» своей профессиональной деятельности; он «участник и субъект педагогического сотрудничества», создающий сообщество единомышленников.
Педагог-профессионал должен обладать стратегией мышления, поскольку сфера приложения его сил - комплексное действие, требующее одномоментного решения многих задач: организационно-управленческих (занятие - система обучения и воспитания); информационных (занятие - процесс передачи информации); дидактических (занятие - процесс обучения); творческих (занятие - творческий акт); мыслительных (занятие - акт публичного мышления); психолого-аналитических (занятие - процесс психического развития обучаемых); социальных (занятие - общение и взаимодействие в группе); исследовательских (занятие - развитие познавательных процессов).
Педагог-профессионал - стратег и практик, мыслитель и художник, теоретик и технолог в одном лице. Это может быть «левополушарник» - логик, теоретик, излагающий мысли точно, строго, но бесстрастно, может быть и «правополушарник» - эмоциональная, художественно мыслящая и общающаяся натура. Оптимален тип переходный: четко мыслящий и эмоциональный в одном лице, потому что педагог-профессионал должен выступать и в роли «омыслителя», и в роли «собеседника», и в роли «практика». Он должен быть руководителем, вдохновителем и организатором учебно-воспитательного процесса.
Педагог-профессионал сегодня должен одинаково успешно исполнять информационно-образовательную, консультативную, исследовательскую, проектировочную, экспертную и социально-психологическую функции.
Профессионализм - категория качественной оценки деятельности педагога, призванной создавать условия, организовывать и обеспечивать
процесс роста и развития ребенка.
Педагог-профессионал: развивает мышление, совершенствует познавательные способности ребенка: стимулирует и поддерживает на необходимом уровне его познавательный интерес: обеспечивает самоактуализацию развивающейся личности; формирует социальную, академическую, личностную компетентность ребенка: обеспечивает психологический комфорт ученику и сообществу учеников: способствует нравственному развитию ребенка: стимулирует опыт восхождения, достижений, свершений и удач: способствует социальной адаптации ребенка в окружающем мире: актуализирует его творческую активность.
Таким образом, профессионализм педагога гарантирует эффективное управление личностным ростом и развитием ребенка.
Профессор Р.А. Литвак детализирует перечень профессиональных качеств педагога. Ему присущи: высокий профессионализм и высокий уровень эрудиции; владение смежными специальностями и знаниями по общей, коррекционной, специальной педагогике, психологии, культурологии, праву, социологии; доброта, любовь к детям, чуткость, милосердие, сострадание и эмпатия, умение оказать помощь людям и защитить человека, уважение к детям; умение понять человека, деликатность и доверительность, умение выслушивать, коммуникативность, самоконтроль, рефлексия, выносливость.
Основой профессионализма педагога является профессиональная компетентность. Компетенция (от лат. соmреtеге – добиваться, соответствовать, подходить) имеет два смысла: круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления.
Компонентами компетентности являются: толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, ответственность, организованность, демократичность, объективность, оперативность и др.
Вся педагогика должна стать педагогикой духовности, а это есть обращение к высшим ценностям человечества. И здесь успех воспитания и развития личности во многом зависит от профессионализма педагога дополнительного образования, т.е. от того, в какой степени он является мастером.
«Мастер» - определение роли педагога. Утверждение о том, что развивать личность ученика способна только развивающая личность педагога - в сфере психологов бесспорно. Характерным для личности педагога, прежде всего, является наличие элемента психологической культуры. Это создает условия для совместного личностного роста и развития педагога вместе с учеником.
Адекватность представлений педагога о своих реальных личностных и профессиональных проявлений помогает анализировать их значение для развития ребенка, что в свою очередь является исходной точкой и стимулом к пониманию, осознанию и целенаправленному изменению собственной деятельности.
Таким образом, без постоянного повышения психологической культуры, формирования рефлексной позиции, самопознания и самокоррекции педагог не может применить гуманистические технологии.
Итак, охарактеризуем своего рода идеальную модель педагога. Среди характеристик профессиональной компетентности педагогов на первом месте стоит социально-педагогическая поддержка личности ребенка. Основу профессионального мастерства педагога составляет психолого-педагогическая компетентность. Базовыми компонентами психолого-педагогической компетенции являются коммуникативная культура, уровень интеллектуального развития, внешняя и внутренняя мотивация педагогической деятельности, методическая компетентность (умение использовать традиционные и нетрадиционные способы и формы достижения педагогических целей).
Литература
1. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения (Текст) /Н. В. Кузьмина – М.: Высш.щк . 1990 - 1 17с.
2. Осипова. Л. Е. Учреждения дополнительного образования детей и их методическое обеспечение (Текст): учеб. пособ./ Л.Е. Осипова, ЧГАКИ. — Челябинск, 2005 — 191 с.
3.Терехов П. П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования (Текст)/ П. П.Терехов. — Казань: изд-во Казанск.ун-та. 2003. — 2003, —240 с
4.Чижиков. В.М. Формирование мотивации профессиональной деятельности как условие улучшения подготовки специалистов (Текст) / В.М. Чижиков II Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр. — М. МГИК, 1998. — 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Использование интерактивной доски на уроке математике в начальной школе....
Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога
Данное выступление было представлено на заседании меточеского совета, в рамках методической недели "Учитель новой школе"...
Доклад по теме: «Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога»
«МОБУ СОШ школа № 10 имени Д. Г. Новопашина».Городской округ «Город Якутск»Кузнецова Варта Андреевна, учитель начальных классов высшей категории, Отличник образования РС(Я)Доклад по теме: «Профессиона...
Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов...
ЭССЕ на тему "Я – педагог дошкольного образования XXI века или размышление о проблеме современного педагога-воспитателя"
laquo;Любите детей, и в этой любви дайте им знания» Ш.А. Амонашвили...
Уровни развития профессионализма современного педагога
Уровни профессионализма зависит от того,какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности,насколько они современны и своевременны...
«Современный педагог — творческий и позитивный педагог»
laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества»(В.А. Сухомлинский) Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать н...