рабочая программа по ВД 1 класс "Край, в котором я живу"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
- с рекомендациями авторской программы А.М.Парамоновой, А.П. Сухваловой, гимназии №6 г. Пятигорска 2010г.
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
- с рекомендациями авторской программы А.М.Парамоновой, А.П. Сухваловой, гимназии №6 г. Пятигорска 2010г.
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов».
1. Цели и задачи
Рабочая программа курса«Край, в котором я живу» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Главной задачей программы является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Курс «Край, в котором я живу» дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
Цель данного курса:
– расширить знания ребёнка о самом себе,
- дополнить знания об истории и культуре родного края,
- углубить знания учащихся о природе.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий наш район, их культур, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
2. Место программы в структуре ООП
Программа курса «Край, в котором я живу» разработана на четыре года. Всего 270 часов. В первом классе - 66 часов в год. 2 часа в неделю, во 2-4классах – по 68 часов в год, 2 часа в неделю.
На курс «Край, в котором я живу» для учащихся первого класса по учебному плану на 2014 – 2015 учебный год отведен 1часв неделю, 33 часа в год.
Программа сокращена по темам:
Моя семья (7ч)
Моя школа (5ч)
Мой город (6 ч)
Мой район. Природа родного края (15 ч)
3. Содержание программы «Край, в котором я живу»
Программа курса «Край, в котором я живу» имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. В процессе изучения курса широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Основные формы занятий:беседы, викторины, КВНы, экологические праздники.
Основные виды деятельности:экскурсии, исследовательские группы, выставки
Темы занятий из года в год расширяются, углубляются, усложняются формы работы.
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Цель блока:изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность,содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские,практические,объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
2 блок МОЯ ШКОЛА
Цель блока:прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
Формы занятий:беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе».
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, какобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы,как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
3 блок МОЙ ГОРОД
Цель блока:прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей города, просмотр фильма о моём городе, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:частично-исследовательский,поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы,как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в городе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
4 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Цель блока- обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историюрайона, прививать любовь к родной природе,воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Во втором классе основное внимание уделяется изучению истории развития города Сергиева Посада.
В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России».
4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальных знаний, понимание социальной реальности к повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы).
Результаты первого уровня:приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2 уровень (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов).
2. Результаты второго уровня:развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3 уровень (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп в систему сменных должностей).
3. Результаты третьего уровня:приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Знания и умения обучающихся:
- формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
- участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, узнают о профессиях своих родителей;
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Качества личности, развивающиеся у учащихся:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Знания и умения учащихся в конце 1 года обучения:
- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
- знать историю происхождения своего города, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемыевиды; уметь экологически грамотно вести себя в природе.
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Универсальные учебные действия:
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
- уметь составлять рассказ;
- уметь оформлять фото-дневник похода, экскурсии, экологической акции;
- применять полученные знания на практике;
Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
5. Тематическое планирование курса
Первый год обучения (33 ч)
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ (9 ч)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Показ детской презентации «Такие разные профессии» (1ч)
- Профессии моих родителей (1ч)
- Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников (1ч)
- Любимые занятия моих родителей (1ч)
- Моя бабушка. Мой дедушка (1ч)
- Встреча с бабушками и дедушками детей в школе (1ч)
- Моя родословная (1ч)
- Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч)
- Заключительное занятие по теме «Моя семья» (1ч)
2 блок. МОЯ ШКОЛА (6 ч)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Что такое школа? Вводное занятие (1ч)
- Моя школа. Показ видеофильма о родной школе (1ч)
- Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору (1ч)
- Моя школа получила миллион! Достижения моей школы(1ч)
- Традиции школы. Законы и заповеди (1ч)
- Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра (1ч)
- Я – ученик моей школы (1ч)
- Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч)
- Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч)
3 блок. МОЙ ГОРОД (8 ч)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Мой город Сергиев Посад. Вводное занятие (1ч)
- История моего города (1ч.)
- Экскурсия в краеведческий музей (1ч)
- «Путешествие во времени. Мой город в прошлом». Просмотр фильма (1ч)
- Профессии людей в моём городе (1ч)
- Мой любимый уголок города. Экскурсия (1ч)
- В гости к старожилам. Экскурсия (1ч)
- Памятные места моего города. Экскурсия (1ч)
- Мои известные земляки (1ч)
- Традиции моего города (1ч)
- Посещение музея города (1ч)
- Конкурс рисунков «Мой родной город» (1ч)
- Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами (1ч)
- Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч)
4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (10 ч)
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Мой посёлок. Вводное занятие (1ч)
- История моего посёлка (1ч)
- Заповедные места.Лавра (1ч)
- Растения родного края. Экскурсия в природу (1ч)
- Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации (1ч)
- Зелёный мир вокруг нас. Викторина (1ч)
- Мир насекомых. Виды, места обитания (1ч)
- Насекомые нашего края (1ч)
- «Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых» (1ч)
- Обитатели вод. Общие признаки рыб (1ч)
- Рыбы, обитающие в нашей реке, в озере (1ч)
- Охрана рыбных богатств. (1ч)
- Викторина «Золотая рыбка» (1ч)
- Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки (1ч)
- Птицы нашего края (1ч)
- Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу (1ч)
- Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации (1ч)
- Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек (1ч)
- Игра «Птичий час» (1ч)
- Животный мир. Общие понятия (1ч)
- Звери, обитающие на территории нашего района (1ч)
- Охраняемые виды животных родного края (1ч)
- «В мире животных». Викторина (1ч)
- Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
- Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края» (1ч)
- Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч)
6. Календарно-тематическое планирование курса «Край, в котором я живу»
1 год обучения (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п/п | Дата проведения | Название разделов и тем | Виды деятельности | |
План | Факт. | |||
Моя семья 9ч. | ||||
1 | 02.09 | Что такое семья? Вводное занятие. Рассказ детей о своих семьях. | беседа | |
2 | 09.09 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён | словесная игра | |
3 | 16.09 | Моя фамилия. Эскизы придуманных образов своих имен, фамилий | дидактическая игра | |
4 | 23.09 | Мой папа. Моё отчество. Исследование. | исследование | |
5 | 30.09 | Моя мама. Рассказ. | беседа | |
6 | 07.10 | Моя бабушка. Мой дедушка. Рассказ и проект. | проект | |
7 | 14.10 | Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. Беседа. | беседа | |
8 | 21.10 | Конкурс рисунков «Моя семья» | конкурс | |
9 | 28.10 | Заключительное занятие по теме «Моя семья». Викторина и беседа. | беседа, викторина | |
Моя школа 6 ч. | ||||
10 | 11.11 | Что такое школа? Вводное занятие. Беседа | беседа | |
11 | 18.11 | Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. | экскурсия | |
12 | 25.11 | Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. | ролевая игра | |
13 | 02.12 | Я – ученик моей школы. Беседа. | беседа | |
14 | 09.12 | Конкурс рисунков «Моя школа». | конкурс | |
15 | 16.12 | Заключительное занятие по теме «Моя школа». | ролевая игра | |
Мой город 8 ч. | ||||
16 | 23.12 | Мой город. Вводное занятие. Беседа. | беседа | |
17 | 30.12 | История моего города. Просмотр видеофильма о Лавре и Сергии Радонежском. | просмотр фильма | |
18 | 20.01 | Экскурсия в краеведческий музей. | экскурсия | |
19 | 27.01 | Памятные места моего города. Экскурсия. | экскурсия | |
20 | 03.02 | Мои известные земляки. Беседа . | беседа, | |
21 | 17.02 | Конкурс рисунков «Мой город родной» | конкурс | |
22 | 24.02 | Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами. | беседа | |
23 | 03.03 | «Знай и люби свою малую родину» Игра | дидактическая игра | |
Мой район. Природа родного края 10 ч. | ||||
24 | 10.03 | Сергиево - Посадский район. Вводное занятие. | просмотр фильма | |
25 | 17.03 | Заповедные места. Прогулка по городу. | экскурсия | |
26 | 31.03 | Растения родного края. Экскурсия в природу. | экскурсия | |
27 | 07.04 | Насекомые нашего края. Прогулка на природу. | экскурсия | |
28 | 14.04 | Обитатели вод. Охрана рыбных богатств. Беседа. Рыбы, обитающие в реках района. Проект. | дидактическая игра, проект | |
29 | 21.04 | Птицы нашего края. Проект. | проект | |
30 | 28.04 | Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. | экскурсия | |
31 | 05.05 | Животный мир. Общие понятия. Звери, обитающие на территории нашего района. Проект | проект | |
32 | 12.05 | Красная книга. | проект | |
33 | 19.05 | Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу». | дидактическая игра | |
Итого: 33 часа |
7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
- Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013.
- Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий: - классы / Авт. – сост. Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2009.
- Классные часы. 1 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2013.
- Карта Сергиево-Посадского района, города, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея.
- Физические карты России, Сергиева Посада, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Край, в котором я живу"
Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....
Программа воспитательной деятельности "Мир, в котором Я живу"
Программа расчитана на 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...
Рабочая тетрадь по предмету "Край, в котором я живу"
Рабочая тетрадь для учащихся 1-ых классов....