Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».
методическая разработка ( класс) на тему
Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или
иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Тема моего мастер-класса
« Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения». (Слайд 1, заголовок)
Цель: поделиться опытом использования приемов проблемного обучения учащихся со слушателями путем прямого и комментированного показа и показать порядок составления кластера.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, элементы, составляющие кластер (демонстративный материал).
(Слайд 2)
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»
Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Именно эти слова являются моим педагогическим кредо.
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
(Слайд 3)
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке:
Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины.
Это составные компоненты проблемного обучения.
На методическом семинаре я подробно описала технологию проблемно-диалогического обучения. В данный момент хочу напомнить основные его аспекты, на которых строится данная технология.
(Слайд 4)
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Урок, построенный на проблемно-диалогическом обучении, имеет несколько этапов:
Создания проблемной ситуации.
Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации.
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Итогом урока , построенного на данной технологии, является модель изучаемой темы, то есть графические организаторы.
Мне хотелось бы рассказать о том , как я использую текстовой организатор-кластер на уроках начальной школы.
Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
(Слайд 5)
Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
На примере работы, которую мы сейчас попробуем выполнить в группах, я покажу, как использую данный приём проблемно-диалогического обучения при работе с текстом.
(Слайд 6)
Тема занятия : "Человеку для счастья надо..."
Цели:
1) Выработать этические представления о счастье, обсудить разные трактовки понимания счастья;
2) Содействовать укреплению духовных качеств: веры, нравственности, оптимизма, сострадания;
3) Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.
Проблема:
Возможно, вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на родительском собрании, демонстрируя сочинения своих учеников на тему «Какую профессию я выбрал» , кто-то из родителей высказывал мнение: «Кем бы ребёнок не был, лишь бы счастлив был…»
- Согласны ли вы с мнением этого родителя?
Актуальность:
Да, возможно, школа не дает готовых уроков счастья, подобно тому, как не дает всходов сразу посаженное зерно. Но свою задачу как учитель начальных классов я вижу в воспитании этого чувства счастья в своём ученике. (Слайд 7)
Поэтому неслучайно эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова Антона Семеновича Макаренко:
«Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».
Подводящий к проблеме вопрос:
- Так что нужно для счастья? Давайте узнаем, что об этом думают наши дети. Я предлагаю послушать, что говорят две мои ученицы 2 класса Лютахина Ксюша и Манджиева Женя.
(Слайд 8 , 9 видео).
Вывод: понимание счастья у каждого своё.
И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о счастье. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья.
- Давайте сейчас поделимся на 4 групп, для того чтобы каждая из них определила уровень понимание счастья из предложенных детских литературных и музыкальных произведений.
Задания на карточках.
(Слайд 10)
Карточка для первой группы.
- В чем заключено счастье для героев этого произведения?
1) Якоб и Вильгельм Гримм. Отрывок из сказки.
« …Наш ковер - цветочная поляна
Наши стены - сосны-великаны
Наша крыша - небо голубое
Наше счастье - жить такой судьбою
Наше счастье - жить такой судьбою!»
( Радость от самого пребывания на земле) .
- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что остался жив? ( Буратино, Колобок, Лягушка-путешественница)
Выберите уровень счастья, выполнив данное задание.
(Слайд 11)
-материальное благополучие
-творчество
-радость общения
-радость от самого факта жизни
-делать счастье другим
- Да, верно. К сожалению, взрослыми это ценится уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых людях говорят: радуется жизни, как ребенок.
-Попрошу коллегу из первой группы прикрепить к доске табличку , на которой обозначен первый уровень счастья. Спасибо.
(Слайд 12)
Карточка для второй группы.
2. Отрывок из сказки « Дюймовочка». Г.Х. Андерсен
«- Скоро у нас будут гости, - сказала ей однажды полевая мышь. - Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, - великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадешь!»
-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)
(Материальное благополучие)
(Слайд 13)
Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:
-материальное благополучие
-творчество
-радость общения
-радость от самого факта жизни
-делать счастье другим
-К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживешь. Нельзя осуждать за это людей, главное – чтобы материальные ценности не заменили духовные….
-Попрошу коллегу из второй группы прикрепить к доске второй уровень счастья. Спасибо.
(Слайд 14)
Карточка для третьей группы.
3. Отрывок из песни « Ты да я , да мы с тобой!» Александр Осокин.
«Ты, да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля»
- Дружбе, общению посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Теплый хлеб» К. Паустовского, В. Г. Сутеев
« Под грибом», Алексей Толстой « Теремок» и т. д .)
(Радость общения).
Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:
-материальное благополучие
-творчество
-радость общения
-радость от самого факта жизни
-делать счастье другим
(Слайд 15)
-Да. Верно, во всем многообразии её проявления. Если человек владеет этим дарам , казалось бы, что ещё для счастья надо!
-Попрошу коллегу из третьей группы прикрепить к доске третий уровень счастья. Спасибо.
Карточка для четвёртой группы.
(Слайд 16)
4). - В чем заключено счастье для автора этого произведения?
Л. Болеславский. Стихотворение.
Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает.
Приведите примеры из литературных книг. («Два капитана» Каверин В.А, Н. Н. Носов « Затейники», «Слепой музыкант» Короленко, Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).
(Слайд 17)
Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:
-материальное благополучие
-творчество
-радость общения
-радость от самого факта жизни
-делать счастье другим
(Творчество).
-Это не только работа, не только занятия искусством, хотя и то, и другое требует немалых усилий, но и желание творить, созидать, стремиться к новым открытиям, полет души, что и радостно, и мучительно.
-Попрошу коллегу из четвёртой группы прикрепить карточку к доске с четвёртым уровнем счастья. Спасибо.
(Слайд 18)
Пятый уровень счастья определить хочу попросить всех.
На экране слова великого композитора Людвига ванн Бетховена «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей». В чём же секрет счастья в этом случае? ( Дарить своё сердце, жить ради других) .
Верно.
Подтвердить эти слова мы можем примерами из детских произведений: « Приключения поросёнка Фунтика», сценарий Валерия Шульжика, «Волшебник Изумрудного города», Владимир Сутеев « Палочка –выручалочка».
(Слайд 19)
Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:
-материальное благополучие
-творчество
-радость общения
-радость от самого факта жизни
-делать счастье другим
(Делать счастье другим).
-Можно быть счастливым, получая радость от забот о родных. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и сердце. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу , наведя порядок в доме.
Сама прикрепляю последнюю карточку к доске с пятым уровнем счастья.
(Слайд 20)
Итак мы с вами в результате получили солнце счастья, а именно выделили главную смысловую единицу в виде ключевого слова, связали с ней смысловые единицы ( уровни счастья), конкретизировали категориями мнений и фактами в осваиваемой информации
- Давайте вернемся к началу нашей беседы. Можно ли дать готовые уроки счастья? Почему?
Каждый выбирает для себя свой уровень. Наша задача – учить детей быть счастливыми на всех уровнях, на всех ступенях счастья.
А счастье , по-моему, просто,
Бывает разного роста:
От кочки до Казбека
В зависимости от человека!
Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!
Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.
Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
Рефлексия.
Просигнализируйте смайликами, лежащими у вас на столе:
Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованный прием работы?
Комфортно ли вам было на занятии?
Было ли Вам интересно?
Оцените работу в группе.
Оцените работу в паре.
Спасибо!
В завершении своего мастер-класса хочу сказать
(Слад 21)
То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам и счастья!
(Слайд 22)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...
Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Кластер – один из приёмов современных образовательных технологий.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; н...
Доклад по теме :" Проблемно-диалогические методы обучения"+ Презентация
Данный материал содержит общую характеристику методов обучения, методы постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, создание проблемной ситуации....
Приёмы организации проблемно-диалогического и рефлексивного обучения на уроке
В статье собраны различные приёмы организации проблемно-диалогического и рефлексивного обучения....
Презентация к разработке "Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886086","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","style":"width: 100px; height: 93px; float: left;","width":"480"}}]]Человеку все...
Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».
Мастер - класс "Графический организатор "кластер""...
Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».
quot;Графический организатор "кластер...