Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».
методическая разработка ( класс) на тему

Сидельникова Светлана Геннадьевна

 

 

Кластер  (от англ. cluster – гроздь) –  это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или    

иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».   Последовательность действий  при построении кластера проста и логична.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Тема моего мастер-класса

 « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения».  (Слайд 1, заголовок)

Цель:  поделиться опытом  использования приемов проблемного обучения учащихся  со слушателями  путем прямого и комментированного показа и показать порядок составления кластера.

Оборудование:  презентация, карточки с заданиями, элементы, составляющие кластер (демонстративный материал).

(Слайд 2)

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Именно эти слова являются моим педагогическим кредо.

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

(Слайд 3)

Цель, которую я ставлю перед собой на уроке:

Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины.

Это составные компоненты проблемного обучения.

На методическом семинаре я подробно описала технологию проблемно-диалогического обучения. В данный момент хочу напомнить основные его аспекты, на которых строится данная технология.

(Слайд 4)

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Урок, построенный на проблемно-диалогическом обучении, имеет несколько этапов:

Создания проблемной ситуации.

Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Итогом урока , построенного на данной технологии, является модель изучаемой темы, то есть графические организаторы.

Мне хотелось бы рассказать о том , как я использую  текстовой организатор-кластер на уроках начальной школы.

Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

(Слайд 5)

Кластер  (от англ. cluster – гроздь) –  это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».   Последовательность действий  при построении кластера проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает     размышления, определяет информационное поле данного текста.

На примере работы, которую мы сейчас попробуем выполнить в группах, я покажу, как использую данный приём проблемно-диалогического обучения при работе с текстом.

(Слайд 6)

Тема занятия : "Человеку для счастья надо..."

Цели:  

1)  Выработать этические представления о счастье, обсудить разные трактовки понимания счастья;

2)  Содействовать укреплению духовных качеств: веры, нравственности, оптимизма, сострадания;

3) Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.  

  Проблема:

Возможно, вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда  на родительском собрании, демонстрируя сочинения своих учеников на тему «Какую профессию я выбрал» , кто-то из родителей высказывал мнение: «Кем бы ребёнок не был,  лишь бы счастлив был…»

- Согласны ли вы с мнением этого родителя?

Актуальность:

Да, возможно, школа не дает готовых уроков счастья, подобно тому, как не дает всходов сразу посаженное зерно. Но свою задачу как учитель начальных классов я вижу в воспитании этого чувства счастья в своём ученике. (Слайд 7)

Поэтому неслучайно эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова Антона Семеновича Макаренко:

«Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».

Подводящий к проблеме вопрос:

 - Так что нужно для счастья? Давайте узнаем, что об этом думают наши дети. Я предлагаю послушать,   что говорят две мои ученицы 2 класса Лютахина Ксюша и Манджиева Женя.

(Слайд 8 , 9 видео).

  Вывод: понимание счастья у каждого своё.

И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о счастье. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья.

- Давайте сейчас поделимся на 4 групп, для того чтобы каждая из них определила уровень понимание счастья из предложенных  детских литературных и музыкальных произведений.

Задания на карточках.

(Слайд 10)

Карточка для первой группы.

  - В чем заключено счастье для героев этого произведения?

1) Якоб и Вильгельм Гримм. Отрывок из сказки.

« …Наш ковер - цветочная поляна

 Наши стены - сосны-великаны

 Наша крыша - небо голубое

 Наше счастье - жить такой судьбою

 Наше счастье - жить такой судьбою!»

  ( Радость от самого пребывания на земле) .

- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что остался жив? ( Буратино, Колобок,  Лягушка-путешественница)

Выберите уровень счастья, выполнив данное задание.

(Слайд 11)

-материальное благополучие

-творчество

-радость общения

-радость от самого факта жизни

-делать счастье другим

- Да, верно. К сожалению, взрослыми это ценится уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых людях говорят: радуется жизни, как ребенок.

-Попрошу коллегу из первой группы прикрепить к доске табличку , на которой обозначен  первый уровень счастья. Спасибо.

(Слайд 12)

Карточка для второй группы.

2. Отрывок из сказки « Дюймовочка». Г.Х. Андерсен

 «- Скоро у нас будут гости, - сказала ей однажды полевая мышь. - Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, - великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадешь!»

-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

(Материальное благополучие)

(Слайд 13)

Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:

-материальное благополучие

-творчество

-радость общения

-радость от самого факта жизни

-делать счастье другим

-К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживешь. Нельзя осуждать за это людей, главное – чтобы материальные ценности не заменили духовные….

-Попрошу коллегу из второй группы прикрепить к доске второй уровень счастья. Спасибо.

(Слайд 14)

Карточка для третьей группы.

3. Отрывок из песни « Ты да я , да мы с тобой!»  Александр Осокин.

«Ты, да я, да мы с тобой!

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, земля»

- Дружбе, общению посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Теплый хлеб» К. Паустовского,  В. Г. Сутеев

 « Под грибом», Алексей Толстой « Теремок» и т. д .)

(Радость общения).

Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:

-материальное благополучие

-творчество

-радость общения

-радость от самого факта жизни

-делать счастье другим

(Слайд 15)

-Да. Верно, во всем многообразии её проявления. Если человек владеет этим дарам , казалось бы, что ещё для счастья надо!

-Попрошу коллегу из третьей группы прикрепить к доске третий уровень счастья. Спасибо.

 Карточка для четвёртой группы.

(Слайд 16)

4).  - В чем заключено счастье для автора этого произведения?

Л. Болеславский. Стихотворение.

Творящий бедности не знает.

  Далекий от мирских щедрот,

   Добычею богатств не занят, —

   Он из души их достает.

  Приведите примеры из литературных книг. («Два капитана» Каверин В.А, Н. Н. Носов « Затейники», «Слепой музыкант» Короленко, Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).

(Слайд 17)

  Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:

-материальное благополучие

-творчество

-радость общения

-радость от самого факта жизни

-делать счастье другим

  (Творчество).

-Это не только работа, не только занятия искусством, хотя и то, и другое требует немалых усилий, но и желание творить, созидать, стремиться к новым открытиям, полет души, что и радостно, и мучительно.

-Попрошу коллегу из четвёртой группы  прикрепить карточку к доске с четвёртым уровнем счастья. Спасибо.

(Слайд 18)

Пятый уровень счастья определить  хочу попросить всех.

На  экране слова великого композитора  Людвига  ванн Бетховена «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей». В чём же секрет счастья в этом случае? ( Дарить своё сердце, жить ради других) .

 Верно.

Подтвердить эти слова мы можем примерами из детских произведений: « Приключения поросёнка Фунтика», сценарий Валерия Шульжика, «Волшебник Изумрудного города»,  Владимир Сутеев « Палочка –выручалочка».

(Слайд 19)

Выберите уровень счастья, выполнив данное задание:

-материальное благополучие

-творчество

-радость общения

-радость от самого факта жизни

-делать счастье другим

(Делать счастье другим).

-Можно быть счастливым, получая радость от забот о родных. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и сердце. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу , наведя порядок в доме.

Сама  прикрепляю последнюю  карточку к доске с пятым уровнем счастья.

(Слайд 20)

 Итак мы с вами в результате получили солнце счастья, а именно выделили главную смысловую единицу в виде ключевого слова, связали с ней смысловые единицы ( уровни счастья), конкретизировали категориями мнений и фактами в осваиваемой информации

- Давайте вернемся к началу нашей беседы. Можно ли дать готовые уроки счастья? Почему?

Каждый выбирает для себя свой уровень. Наша задача – учить детей быть счастливыми на всех уровнях, на всех ступенях счастья.

А счастье , по-моему, просто,

Бывает разного роста:

От кочки до Казбека

 В зависимости от человека!

Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!

  Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся  самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.

 Рефлексия.

Просигнализируйте смайликами, лежащими у вас на столе:

Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованный  прием работы?

Комфортно ли вам было на занятии?

Было ли Вам интересно?

Оцените работу в группе.

Оцените работу в паре.

Спасибо!

В завершении своего мастер-класса хочу сказать

(Слад 21)

То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам и счастья!

 (Слайд 22)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов     Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...

Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Кластер – один из приёмов современных образовательных технологий.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; н...

Доклад по теме :" Проблемно-диалогические методы обучения"+ Презентация

Данный материал содержит общую характеристику методов обучения, методы постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, создание проблемной ситуации....

Приёмы организации проблемно-диалогического и рефлексивного обучения на уроке

В статье собраны различные приёмы организации проблемно-диалогического и рефлексивного обучения....

Презентация к разработке "Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886086","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","style":"width: 100px; height: 93px; float: left;","width":"480"}}]]Человеку все...