Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
статья по теме
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
(из опыта работы)
Семеева Н.С., учитель начальных классов
Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. Используя вариативные программы, я не даю знания в готовом виде, а применяю проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке.
Как я использую эту технологию в своей работе?
При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, следовательно, их деятельность можно отнести к творческому типу.
Технология постановки учебной проблемы
Поставить «учебную проблему» значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.
В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы:
· побуждающий от проблемной ситуации диалог;
· подводящий к теме диалог;
· сообщение темы с мотивирующим приемом.
Я бы хотела остановиться подробнее на первом из них.
Итак, побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
Первое - создание проблемной ситуации;
Допустим.
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»
Учитель | Ученики |
-Прочитайте предложение.
-Найдите однородные члены в этом предложении. -К какой части речи они относятся? -Определите их род и падеж (предъявление первого факта). -Выделите их окончания (предъявление второго факта).
-Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) -Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) | -Пожилая женщина волновалась о сестре и дочери. -Сестре, дочери.
-Это существительные. -Женский род, предложный падеж.
-Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). -Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия). -Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.) |
Второе педагогическое действие - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
Например, на уроке природоведения во 2 классе я предлагаю ученикам прослушать такую информацию: «У брусники, голубики листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега». Далее ученики под моим руководством вовлекаются в анализ, где актуализируются опорные знания и умения, позволяющие осознать противоречие и выразить его в виде проблемного вопроса. Ход рассуждения может быть таким:– Что может произойти с зелеными растениями зимой?– Они погибнут.– Прочитайте, при каких условиях они не погибают? Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега. Какое значение в этом случае имеет снег для растений?– Снег «греет» растения. – Вспомните, какой снег на ощупь? – Снег холодный
– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?
Третье педагогическое действие - побуждение к формулированию учебной проблемы.
Например.
Урок математики в 4-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Учитель | Ученики |
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими). -Вы смогли выполнить задание? -В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия.) -Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Поэтому тема сегодняшнего урока… | -Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). -Нет, не смогли. -Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия). -Умножение на двузначное число (учебная проблема переходит в тему урока). |
И, наконец, четвёртое педагогическое действие - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Например:
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
Учитель | Ученики |
-Прочитайте слова на доске.
-Чем все эти слова похожи?
-А чем слова отличаются?
-Над какой темой будем работать? | -Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. -Это существительные с шипящими на конце. -В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. -Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (Ученики сами предлагают тему). |
Второй метод постановки учебной проблемы - подводящий к теме диалог.
Он представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Следующий метод постановки учебной проблемы:
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Таким образом, моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.
Следовательно, проблемно-диалогическая технология обучения является:
· результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
· здоровье сберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний. Он приучает детей творчески мыслить, развивать их интеллектуальные способности и активность. Используя проблемно-диалогические методы, организуя «открытие» знаний учениками, наметились определённые различия по параметрам творческого и личностного развития:
-повысился процент детей со средним и высоким уровнем развития творческого потенциала;
-повысился уровень самооценки детей;
-увеличилось число детей с высокой учебной мотивацией;
-закладывается основа для развития взаимоотношений между учениками и учителем, учеником и одноклассниками
Данное выступление подготовлено из опыта работы, можно использовать для выступления на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_master-klass.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»
«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен».
Мишель Монтень
Переход к новым стандартам характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению.
Во главу сегодня на первый план ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.
Ключевым условием решения задачи воспитания учебной самостоятельности должно стать построение оценочной самостоятельности, поскольку:
- оценка пронизывает все сферы человеческого существования, в том
числе и сферу учения;
- оценка – это то место, где встречаются все участники школьной жизни:
дети, их родители, учителя и администрация, их усилия по выработке
оценочной политики могут способствовать росту эмоционального
благополучия детей;
- освоение контрольно-оценочного звена деятельности учения является
основой будущей учебной самостоятельности.
В практике использую новые подходы к оцениванию достижений младших школьников.
Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, применяю методику безотметочного обучения на основе исследований Г.А.
Цукерман, вводя оценочные линеечки, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом я вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3-4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных упражнений на уроках по любому предмету. Так дети совместно со мною вырабатывают критерии и производят оценку своей работы по ним.
На основе наблюдений ввожу средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки. Активно применяю «Карты успешности по учебным предметам»; специальные «Листы индивидуальных достижений».
Постепенно каждый ученик учится техникам пооперационного контроля и работе со схемами и моделями, а затем применяет средства самооценки и самоконтроля, т.е. проводит рефлексивный контроль.
Со способности рефлексировать, различать: «это я уже знаю и умею», «я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.
Я покажу вам несколько приёмов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Наш сегодняшний урок
Вам обязан пойти впрок.
Знания нужно свои оценить
Результаты отследить.
Сегодня на уроке-викторине у вас есть возможность проверить свои знания, а так же пополнить их. А так как викторина – это игра, а в любой игре есть правила, давайте их вспомним:
- я умею дружить;
- я вежлив и доброжелателен;
- я умею слушать других;
- я умею задавать вопросы;
- я полон хороших идей;
- я верю в себя и в других;
- мы справимся с проблемой;
- мои успехи – успехи моих друзей.
- В викторине будет 4 этапа, на каждом этапе вам нужно самостоятельно оценить свои достижения. Желаю удачи.
Первый этап «Разминка». Нарисуйте на своих оценочных листах линеечную шкалу, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если вы сумеете правильно ответить на все вопросы, то где вы нарисуете свой крестик? А если на большинство вопросов? Если на меньшую часть вопросов? Готовы?
- Назовите жанр произведения И.А.Крылова «Чиж и Голубь»;
- Кто такая падчерица?;
- Какими бывают сказки по содержанию;
- Какие по содержанию сказки «Каждый своё получил» и «Два брата»;
- Что такое басня?
- Чем похожи сказки «Баба – Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»?
- А сейчас оцените себя (каждый на своём листе).
- Это один из приёмов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу в 1 классе.
Второй этап «Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл».
Я буду называть предмет из произведения, а вам нужно узнать название этого произведения, автора и героя. Свои успехи в этом этапе вы оцените знаками («+» - знаю, умею, могу; «?» - сомневаюсь, « - « - трудно, сложно) в таблице.
1 | 2 | 3 | 4 | итог |
- Готовы?
- Героиня этой сказки оставила у нас иголочку с ниточкой;
- Героиня данной сказки позабыла у нас два сундука: красный и синий;
- Эти герои оставили на память серебряные монеты;
- Героиня этой сказки потеряла свой золотой волос.
Русская народная сказка «Баба – Яга», падчерица;
Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка», Баба – яга;
Английская народная сказка «Хромая Молли», Эльфы;
Чешская народная сказка «Златовласка».
- Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 5 колонке.
- Такой (знаковый) приём становления рефлексивной самооценки я использую во 2 классе.
Третий этап «У сказки в гостях».Перед вами отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название, главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него проставьте ваши баллы.
Борис Заходер «Серая Звёздочка», главный герой: жаба.
- Баллирование, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую в 3 классе.
Четвёртый этап «Иллюстрации». Перед вами иллюстрация из произведения, нужно вспомнить автора; название произведения; жанр; героев, изображённых на иллюстрации и момент из произведения, т.е. суметь кратко пересказать. Оценивать себя будете в процентном соотношении. 100% - полностью справляешься со всеми пунктами задания, их 5. Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на своём оценочном листе квадрат – это символ 4 задания.
Лев Николаевич Толстой «Белка и Волк»; жанр произведения: басня, герои: белка и волк.
- Процентное соотношение выполнения задания, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую в 4 классе.
Завершается наш урок,
А пошёл ли он вам впрок?
На результат своей работы посмотрите,
И итоги подведите.
Важным умением вы овладели
Коль оценить себя сумели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе
Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...
Технология проблемного-диалогического обучения на уроках в начальной школе.
Технология проблемного обучения....
Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...
Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках в начальной школе.
Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией....
Информационные технологии обучения на уроках в начальной школе.
Информационный технологии на уроках в начальной школе....
Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе
С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества. Когнитивная образовате...
Доклад для МО на тему: Нестандартные системы и технологии обучения на уроках в начальной школе.
Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется поавышением познавательной активности, стимулированием их интереса к предметам. Решить эти задачи помогают н...