Тематическое планирование по фонетике, грамматике и правописанию 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу фонетика, грамматика, правописание
Рабочая программа по предмету «Фонетика, грамматика, правописание» для 4-го класса создана на основе программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования; разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Настоящая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю) в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения и является программой начального уровня обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4-ом классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля).
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводятся как часть урока русского языка. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Место предмета в базисном учебном плане.
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь. Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными.
Отличительными чертами данного курса является то, что начальный курс русского языка в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи - основной учебный предмет. Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в письменной форме, давать ряд сведений по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, отличный от словаря других.
Цели курса:
- познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалоговой речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих практических задач:
- развивать речь, мышление, воображение младших школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- осваивать обучающимися первоначальные знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладевать обучающимися умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, тексты-повествования небольшого объема;
- воспитывать у обучающихся позитивно эмоционально-ценностное отношения к русскому языку; познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Решение коррекционных задач осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата),
- проведение дыхательной гимнастики,
- проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений),
- работу со словарями (усвоение терминологии),
- проведение звуко-буквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
- включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей),
- выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов,
- опору на жизненный опыт обучающихся,
- соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта в виде стартового, текущего, итогового контроля осуществляется в следующих формах:
- опрос
- составление текстов
- тестирование
- диктант
- изложение
- контрольное списывание
- словарный диктант
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах;
- урок-исследование
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются во 4-ом классе.
Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму ученик должен «перевести» звук в букву (фонетико-графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывает у них аккуратность трудолюбие.
Повторение изученного в 3-ем классе
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст – повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко-буквенный анализ слов.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова.
Правописание предлогов и приставок, разделительные ь и ъ знаки.
Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом распространенном и сложносочиненном, состоящем из двух простых, предложениях (наблюдение).
Наблюдение за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление).
Текст
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.
Части речи
Имя существительное
Склонение имен существительных в единственном числе.
Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Особенности падежей и способы их распознавания. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имён существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и винительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам, числам, падежам, роль в предложении.
Склонение имен прилагательных в мужском, женском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в предложении (общее понятие).
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на – ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
Глагол
Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Глаголы I и II спряжения. Глаголы исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов».
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов неопределенной форме с помощью вопросов: что делают? что делать?
Правописание суффиксов в глаголах в прошедшем времени: слышать –слышал, увидеть – увидел.
Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдение за употреблением при глаголов имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
Наречие (наблюдение в процессе речевого общения, уровень усвоения не проверяется)
Наречие – неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях. Правописание наиболее употребительных наречий.
Имя числительное (наблюдение в процессе речевого общения, уровень усвоения не проверяется)
Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях типа два карандаша и их употребление в речи.
Развитие связной речи
Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста - повествования, текста - описания и текста - рассуждения.
Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения.
Особенности построения устного ответа по учебному материалу.
Повторение изученного за год
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнение для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемым написанием
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, берег, библиотека, вагон, везде, вокзал, восемь, вчера, газета, гореть, горизонт, двенадцать, директор, дорога, до свидания, желать, жёлтый, жилище, здесь, здравствуйте, издалека, инженер, календарь, килограмм, километр, коллектив, комбайн, корабль, космонавт, медленно, металл, назад, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, потом, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, самолет, сверкать, сверху, слева, снизу, справа, телевизор, троллейбус, хлебороб, хозяйство, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Тематический план по фонетике, грамматике, правописанию
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |
по авторской программе | по рабочей программе | ||
1 | Повторение изученного в 3-ем классе. | 24 | 24 |
2 | Предложения с однородными членами. | 7 | 7 |
3 | Текст. | 4 | 4 |
4 | Имя существительное. | 42 | 42 |
5 | Имя прилагательное. | 34 | 34 |
6 | Местоимение. | 8 | 8 |
7 | Глагол. | 33 | 33 |
8 | Повторение изученного в 4-ом классе. | 18 | 18 |
Общее кол-во часов | 170 | 170 |
Календарно - тематический план
уроков фонетики, грамматики, правописания
(2013/2014 учебный год, 170 часов)
№ п/п | Кол-во часов | Дата |
| Примечание | |
I четверть | |||||
1 | 2.09 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | |||
2 | 3.09 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | |||
3 | 4.09 | Знаки препинания в конце предложения. | |||
4 | 5.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
5 | 6.09 | Связь слов в предложении. Словосочетание. | |||
6 | 9.09 | Текст. Виды текстов. | |||
7 | 10.09 | Звуки и буквы. Слог. Ударение в словах. | |||
8 | 11.09 | Входной диктант № 1. | |||
9 | 12.09 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Однокоренные слова. Корень слова. | |||
10 | 13.09 | Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. | |||
11 | 16.09 | Правописание гласных и согласных в корне слов. | |||
12 | 17.09 | Упражнения в написании слов с корневыми орфограммами. | |||
13 | 18.09 | Слова с двойными согласными буквами. | |||
14 | 19.09 | Закрепление навыка написания слов с двойными согласными буквами. | |||
15 | 20.09 | Приставки и предлоги. Правописание приставок. | |||
16 | 23.09 | Правописание разделительных Ъ и Ь знака. | |||
17 | 24.09 | Закрепление навыка написания слов с разделительным Ъ или Ь знаком. | |||
18 | 25.09 | Изложение зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану. | |||
19 | 26.09 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | |||
20 | 27.09 | Имя существительное как часть речи. | |||
21 | 30.09 | Склонение имён существительных. | |||
22 | 1.10 | Имя прилагательное как часть речи. | |||
23 | 2.10 | Глагол как часть речи. | |||
24 | 3.10 | Однородные члены предложения (общее понятие) | |||
25 | 4.10 | Связь однородных членов с помощью интонации перечисления. | |||
26 | 7.10 | Запятая между однородными членами предложения. | |||
27 | 8.10 | Связь однородных членов предложения с помощью союза и. | |||
28 | 9.10 | Связь однородных членов с помощью союзов а, но. | |||
29 | 10.10 | Упражнения в распознавании однородных членов предложения. | |||
30 | 11.10 | Упражнения в правильном построении предложений с однородными членами. | |||
31 | 14.10 | Написание предложений с однородными членами. | |||
32 | 15.10 | Закрепление навыка написания предложений с однородными членами. | |||
33 | 16.10 | Контрольное списывание №1 по теме «Однородные члены предложения». | |||
34 | 17.10 | Текст. Виды текстов. | |||
35 | 18.10 | Тема и основная мысль текста. | |||
36 | 21.10 | План текста. Изложение по теме «Однородные члены предложения». | |||
37 | 22.10 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | |||
38 | 23.10 | Диктант № 2 по теме «Однородные члены предложения». | |||
39 | 24.10 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имён существительных. Словарный диктант. | |||
40 | 25.10 | Запятая между однородными членами предложения. | |||
41 | 28.10 | Склонение имён существительных. | |||
42 | 29.10 | Несклоняемые имена существительные. | |||
43 | 30.10 | Упражнения в употреблении несклоняемых имён существительных. | |||
44 | 31.10 | Именительный падеж имён существительных. | |||
45 | 1.11 | Обобщающий урок по итогам I четверти. | |||
II четверть | |||||
46 | 11.11 | Именительный падеж имён существительных. Повторение изученного. | |||
47 | 12.11 | Родительный падеж имён существительных. | |||
48 | 13.11 | Дательный падеж имён существительных. | |||
49 | 14.11 | Винительный падеж имён существительных. | |||
50 | 15.11 | Творительный падеж имён существительных. | |||
51 | 18.11 | Предложный падеж имён существительных. | |||
52 | 19.11 | Сопоставление именительного и винительного падежей имён существительных. | |||
53 | 20.11 | Винительный падеж и предложный падеж имён существительных. | |||
54 | 21.11 | Три типа склонения имён существительных. | |||
55 | 22.11 | Упражнения в определении склонения имён существительных. | |||
56 | 25.11 | Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных в косвенных падежах. | |||
57 | 26.11 | Ударные и безударные окончания имён существительных. | |||
58 | 27.11 | Правописание безударных окончаний имён существительных первого, второго, третьего склонения. | |||
59 | 28.11 | Контрольный диктант № 3 по теме «Три типа склонения имён существительных». | |||
60 | 29.11 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | |||
61 | 02.12 | Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже. | |||
62 | 03.12 | Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | |||
63 | 4.12 | Правописание безударных окончаний имён существительных первого и третьего склонения в родительном и дательном падежах. | |||
64 | 5.12 | Родительный и винительный падежи имён существительных первого и второго склонения. | |||
65 | 6.12 | Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже. | |||
66 | 9.12 | Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. | |||
67 | 10.12 | Словарный диктант. Закрепление навыка написания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже | |||
68 | 11.12 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных третьего склонения. Словарный диктант. | |||
69 | 12.12 | Итоговое тестирование по теме «Правописание падежных окончаний существительных». | |||
70 | 13.12 | Закрепление навыка написания безударных падежных окончаний имён существительных. | |||
71 | 16.12 | Закрепление навыка написания безударных падежных окончаний имён существительных. | |||
72 | 17.12 | Упражнения в написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | |||
73 | 18.12 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». | |||
74 | 19.12 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Контрольное списывание. | |||
75 | 20.12 | Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. | |||
76 | 23.12 | Безударные падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. | |||
77 | 24.12 | Упражнения в написании безударных падежных окончаний существительных во множественном числе. | |||
78 | 25.12 | Обобщающий урок по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». | |||
79 | 26.12 | Имя прилагательное. | |||
80 | 27.12 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |||
81 | 30.12 | Закрепление навыка написания родовых окончаний имён прилагательных. | |||
III четверть | |||||
83 | Склонение имён прилагательных. | ||||
84 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||||
85 | Именительный и винительный падежи мужского и среднего рода. | ||||
86 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||||
87 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||||
88 | Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||||
89 | Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||||
90 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | ||||
91 | Написание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном и творительном падежах. | ||||
92 | Закрепление навыка написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. | ||||
93 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных». | ||||
94 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | ||||
95 | Различение безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. | ||||
96 | Закрепление навыка различения безударных окончаний прилагательных женского и среднего рода. | ||||
97 | Изложение текста - описания по коллективно составленному плану. | ||||
98 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||||
99 | Закрепление навыка написания безударных окончаний прилагательных в родительном падеже. | ||||
100 | Закрепление навыка написания безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже. | ||||
101 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | ||||
102 | Безударные окончания имён прилагательных во множественном числе. | ||||
103 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе. | ||||
104 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. | ||||
105 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. | ||||
106 | Закрепление умения писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | ||||
107 | Закрепление умения писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | ||||
108 | Обобщение и систематизация знаний знаний об имени прилагательном. | ||||
109 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе». | ||||
110 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ||||
111 | Понятие о местоимении. | ||||
112 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. | ||||
113 | Правописание местоимений с предлогами. | ||||
114 | Закрепление навыка написания местоимений с предлогами. | ||||
115 | Обобщение и систематизация знаний обучающихся о местоимении. | ||||
116 | Глагол. Общее понятие (повторение). | ||||
117 | Словарный диктант. Изменение глаголов по временам. | ||||
118 | Неопределённая форма глагола. | ||||
119 | Неопределённая форма глагола – начальная форма. | ||||
120 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | ||||
121 | Контрольное списывание. | ||||
122 | Обобщение знаний обучающихся по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола». | ||||
123 | Контрольный диктант № 7 по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола». | ||||
124 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | ||||
125 | Закрепление умения определять род и число глаголов прошедшего времени. | ||||
126 | Неопределённая форма глагола. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. | ||||
127 | Изложение текста по коллективно составленному плану. | ||||
128 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||||
129 | Обобщение знаний обучающихся по теме «Глагол». | ||||
130 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). | ||||
131 | Правописание окончаний глаголов второго лица единственного числа. | ||||
IV четверть | |||||
132 | Закрепление навыка написания окончаний глаголов второго лица единственного числа. | ||||
133 | I и II спряжение глаголов. | ||||
134 | Окончания глаголов I и II спряжения. | ||||
135 | Закрепление навыка написания глаголов I и II спряжения. | ||||
136 | Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | ||||
137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | ||||
138 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в прошедшем времени. | ||||
139 | Правописание безударных окончаний глаголов в будущем времени. | ||||
140 | Закрепление навыка написания безударных личных окончаний глаголов. | ||||
141 | Глаголы – исключения. | ||||
142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов — исключений. | ||||
143 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание глагольных суффиксов. | ||||
144 | Закрепление навыка написания глагольных суффиксов в прошедшем времени. | ||||
145 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения». | ||||
146 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | ||||
147 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание глагольных суффиксов. | ||||
148 | Закрепление навыка написания суффиксов в глаголах прошедшего времени. | ||||
149 | Обобщение и систематизация знаний обучающихся о глаголе. | ||||
150 | Изложение зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану. | ||||
151 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||||
152 | Контрольное сочинение по картине И. Левитана «Берёзовая роща». | ||||
153 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | ||||
154 | Закрепление навыка написания предложений с однородными членами. | ||||
155 | Закрепление навыка написания и переноса слов с двойными согласными буквами. | ||||
156 | Закрепление навыка написания слов с разделительным Ъ или Ь знаком. | ||||
157 | Обобщение знаний об имени существительном. | ||||
158 | Контрольное списывание. | ||||
159 | Контрольный диктант № 9 по итогам учебного года. | ||||
160 | Работа над ошибками. | ||||
161 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | ||||
162 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||||
163 | Словарный диктант. Обобщение знаний обучающихся о местоимении. | ||||
164 | Тестирование по итогам учебного года. | ||||
165 | Работа над ошибками. Обобщение знаний обучающихся о глаголе. | ||||
166 | Спряжение глаголов. Глаголы — исключения. | ||||
167 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Контрольное изложение «Медаль». | ||||
168 | Обобщающий урок - КВН по теме «Глагол». | ||||
169 | Закрепление навыка написания приставок и суффиксов. | ||||
170 | Закрепление навыка написания слов с корневыми орфограммами. | ||||
171 | Обобщающий урок по итогам учебного года «Турнир знатоков русского языка» |
Выполнение практической части программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Диктанты (9 часов) | ||
1 | Входной диктант № 1. | 1 |
2 | Диктант № 2 по теме «Однородные члены предложения». | 1 |
3 | Контрольный диктант № 3 по теме «Три типа склонения имён существительных». | 1 |
4 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». | 1 |
5 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных». | 1 |
6 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе». | 1 |
7 | Контрольный диктант № 7 по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола». | 1 |
8 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | 1 |
9 | Контрольный диктант № 9 по итогам учебного года. | 1 |
Контрольное изложение, сочинение (2 часа) | ||
1 | Контрольное сочинение по картине И. Левитана «Берёзовая роща». Обобщение знаний о предложении. | 1 |
2 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Контрольное изложение «Медаль». | 1 |
Словарные диктанты (4 ч) | ||
Списывание (4 часа) | ||
Тестирование (2 часа) | ||
1 | Итоговое тестирование по теме «Правописание падежных окончаний существительных». | 1 |
2 | Тестирование по итогам учебного года. | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать//уметь:
Обучающиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки однородных членов предложения.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «1, 2 спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;
- производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная форма), спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
- составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
- писать изложения повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
- писать сочинения повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
- различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.
Материально-техническое обеспечение
Учебная литература
Пособия для обучающихся:
- Рамзаева, Т. Г. Русский язык. В 2 ч. : учеб. для 4 кл. / Т. Г. Рамзаева. - М. : Дрофа, 2011.
- Рамзаева, Т. Г., Савинкина, Л. П. Русский язык. 4 класс: Тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи к учеб. Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». – М.: Дрофа, 2010.
- Гуркова И. В. Тесты к учеб. Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс»/ И. В. Гуркова.-3-е изд.- М.: Дрофа, 2014.-159 с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
Пособия для учителя:
- Круковер, В. И. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М. : ВАКО, 2013.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ В. П. Канакина, Г. С. Щеголева.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-159 с.
- Коноваленко В. В. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет/В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М.: Изд. ГНОМ, 2011.-120с.
- Словарная работа. 1-4 классы/ Сост. С. М. Мельникова.- М.: ВАКО, 2013.-240 с.
Дидактическое обеспечение
Технические средства обучения
- Аудиторная доска.
- Телевизор.
- Видеоплейер (видеомагнитофон).
Таблицы по русскому языку (Папка № 21 «Таблицы для обучения ударению в русском языке»), карточки, тесты, раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100. Оно ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство". 1 класс.
Развернутое календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской програм...
тематическое планирование кружка "Занимательная грамматика"
Занятия направлены на развитие воображения, смекалки, мышления учащихся...
Тематическое планирование по фонетике, грамматике и правописанию 3 класс
Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...