Тематическое планирование по фонетике, грамматике и правописанию 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_fgp_3_kl.doc441.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Фонетика, грамматика,  правописание» составлена на основе программы по русскому языку (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть I. Русский язык.  Автор Т. Г. Рамзаева. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011).

Учебный предмет «Фонетика,  грамматика,  правописание» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

В соответствии с базисным учебным планом  предмет изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени – 10 %. В третьем  классе на изучение русского языка отводится 170 часов (исходя из 34 рабочих недель по 5 уроков в неделю). Имеющийся резерв свободного учебного времени предназначен для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Обучение фонетике,  грамматике,  правописанию в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В целом начальный курс  представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.).

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике грамматике, словообразованию у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение в речи единиц языка – слова, предложения.

III класс занимает центральное место в обучении младших школьников фонетике, грамматике, правописанию по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка: правильное произношение слов, построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков грамотного письма.

Примерное количество слов для словарных диктантов -  10 - 12 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце года – 55 - 65 слов.

Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.

Одной из важных задач обучения русскому является формирование у обучающихся навыков каллиграфически правильного написания слов.

В III классе обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. С этой целью на каждом уроке фонетики,  грамматики,  правописания отводится 7-8 минут для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе на каждом уроке фонетики,  грамматики,  правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию каллиграфических навыков проводится в индивидуальном порядке. Таким образом, изучение фонетики,  грамматики,  правописанию в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Решение коррекционных задач осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса  и моторики артикуляционного аппарата);
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • проговаривание (индивидуальное, хоровое; выработка четкого произношения сов и предложений);
  • работу со словарями (усвоение терминологии);
  • проведение звукобуквенного анализа терминов и  слов сложной слоговой структуры;
  • включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез и д.р.)
  • соблюдение двигательного и охранительного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики)
  • опора на жизненный опыт обучающихся

Курс «Фонетика,  грамматика,  правописание» также отражает вопросы гражданского образования:

  • развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
  • формирование коммуникативных умений, доброжелательного отношения, как к взрослым, так и к своим сверстникам.

На уроках фонетики,  грамматики,  правописания учащиеся овладевают общеучебными умениями, навыками и способами деятельности. Все разделы программы ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Важную роль в обучении фонетики,  грамматики,  правописания играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Освоение содержания данной рабочей программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, экологией, краеведением и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий,  контроля и коррекции.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Фонетика.  Грамматика. Правописание»  проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и контрольных работ.

СОДЕРЖАНИЕ  

ФОНЕТИКА,   ЛЕКСИКА,   МОРФЕМИКА,   ГРАММАТИКА.

ПРАВОПИСАНИЕ   И   РАЗВИТИЕ   РЕЧИ

Повторение (16 часов)Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и  ь – показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных.

Предложение. Словосочетание (11 часов)Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Текст (3 часа) Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

Состав слова (64 часов) Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова (ознакомление) Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ъ в словах с приставками. Сопоставление ъ и ь.

Суффикс как значимая часть слова. Наблюдение над лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление), -ик-, -ек- (проверка).Сложные слова.

Лексика (Знакомство с лексическими понятиями проводится в процессе изучения имён существительных, имён прилагательных, глаголов,  а также на уроках литературного чтения)Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

Части речи (65 час) Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква  в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Наблюдение за употреблением в речи.

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.

Текст. Развитие связной речи(Работа над текстом и упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Специальные уроки по связной речи (изложения и сочинения) входят в количество часов изучаемых тем). Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение – и стилях речи (разговорный, деловой, художественный).Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов- рассуждений делового стиля.Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.

Повторение изученного за год (11 часов)Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительный ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Чистописание

(Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке фонетики, грамматик ,правописания по 7-10 минут)

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения в письме по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо заглавных и строчных букв и их соединений: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Слова с непроверяемым написанием

Автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, желтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овес, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, черный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.  

        

Тематический план

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Кол-во

часов по программе

Кол-во пройденных часов

1.

Повторение изученного во 2 классе    

16

2.

Предложение

11

3.

Текст

3

4.

Состав слова

15

5.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне

10

6.

        Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

18

7.

        Правописание слов с непроизносимой согласной

7

8.

Обобщение правил о правописании корня

2

9.

Правописание приставок и безударных гласных слов с приставками

7

10.

Разделительный твёрдый знак

5

11.

Части речи        

5

12.

Имя существительное

20

13.

Имя прилагательное

15

14.

Глагол

25

15.

Повторение

11

Календарно-тематическое планирование

По фонетике, грамматике, правописанию

3 класс

(2012/2013 учебный год)

№ п/п

Кол-во

часов

Дата

Название темы

Примечание

16

Повторение изученного материала во втором классе

1.

1

03/09

Текст, предложение, слово - единицы языка и речи.      

2.

1

04/09

Обобщение знаний о предложении.

3

1

05/09

Текст – единица  языка и речи.

4.

1

06/09

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

5.

1

07/09

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

6.

1

10/09

Имена собственные. Заглавная буква.

7.

1

11/09

  Контрольный диктант №1 (входной)

8.

1

12/09

 Работа над ошибками. Однокоренные слова.

9.

1

13/09

Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я.

10.

1

14/09

Слово и слог. Перенос слов.

11.

1

17/09

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь.

12.

1

18/09

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща,чу, щу, чн,  чк

13.

1

19/09

Текст и его части. Связь между частями текста.

Сочинение по серии картинок.

14.

1

20/09

Звонкие и согласные звуки,  Обозначение их буквами.  

15.

1

21/09

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их  буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных и безударных гласных в двусложных словах.

16.

1

24/09

 Упражнения в построении предложений и написании слов на изученные правила. Проверочный словарный диктант.

11

Предложение

17.

(1)

1

25/09

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

18.

(2)

1

26/09

Предложения в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста.

19.

(3)

1

27/09

Восклицательные предложения

20.

(4)

1

28/09

Упражнения в правильном построении предложений и оформлении их на письме.

21(5)

1

01/10

Развитие речи. Изложение

22.

(6)

1

02/10

 Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

23.

(7)

1

03/10

Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение».

24

(8)

1

04/10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Словосочетание.

25(9)

1

05/10

Предложение и словосочетание.

26

(10)

1

08/10

Развитие речи. Сочинение по материалам экскурсии в парк.

27

(11)

1

09/10

Работа над ошибками. Упражнение в установлении связи слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Текст

28(1)

1

10/10

Текст. Тема текста.

29(2)

1

11/10

Основная мысль текста.

30(3)

1

12/10

Заголовок текста.

15ч

Состав слова

31.

(1)

1

15/10

Корень слова, однокоренные слова(два признака однокоренных слов).

32(2)

1

18/10

Контрольное списывание за 1 четверть.

33

(3)

1

19/10

 Работа над ошибками. Написание корня в однокоренных словах.

34(4)

1

16/10

Понятие об окончании и его роли в речи.

35(5)

1

23/10

Контрольный диктант за 1 четверть № 3 

36(6)

1

24/10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Роль окончания и предлога в предложении.

37(7)

1

25/10

Упражнение в подборе и написании однокоренных слов. Словарный диктант за 1 четверть 

38(8)

1

17/10

Общие понятия о приставке и суффиксе.

39(9)

1

22/10

Закрепление знаний о суффиксе как значимой части слова.

40

(10).

1

26/10

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

41

(11).

1

29/10

Наблюдение над ролью приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

42

(12).

1

30/11

Развитие речи. Структура текста. Изложение  текста по вопросам.

43

(13).

1

31/11

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в разборе слов по составу.

44

(14).

1

01/11

Образование слов с помощью суффиксов и приставок

45

(15).

1

02/11

Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу.

10ч

Правописание слов со звонкими и глухими согласными  в корне

46(1)

1

12/11

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

47(2)

1

13/11

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

48(3)

1

14/11

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне.

49(4)

1

15/11

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

50(5)

1

16/11

Развитие речи. Обучающее изложение  по коллективно составленному плану и опорным словам.

51(6)

1

19/11

Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

52(7)

1

20/11

Развитие речи. Сочинение по картинке и опорным словам.

53(8)

1

21/11

Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

54(9)

1

22/11

 Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание слов со звонкими и глухими согласными  в корне»

55(10)

1

23/11

Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке слов с парными согласными в корне.

18

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

56(1)

1

26/11

Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными.

57(2)

1

27/11

Правило проверки безударных гласных в корне.

58(3)

1

28/11

Обобщение знаний о двух способах проверки безударных гласных  в корне. Проверочный словарный диктант

59(4)

1

29/12

Развитие речи. Сочинение по картинке «Зимние забавы детей».

60(5)

1

30/12

Работа над ошибками. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

61(6)

1

03/12

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

62(7)

1

04/12

Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне.

63(8)

1

05/12

Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Заботливый зверёк.

64(9)

1

06/12

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова.

65

(10)

1

11/12

Словарный диктант за 2 четверть. Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё.

66

(11)

1

07/12

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне

67

(12)

1

10/12

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

68

(13)

1

14/12

 Тестирование за первое полугодие. Распознавание слов, которые различаются буквой гласного звука  в корне. 

69

(14)

1

12/12

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

70

(15)

1

18/12

Контрольный диктант за 2 четверть № 5 по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне» 

71

(16).

1

13/12

 Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.

72

(17).

1

20/12

Контрольное списывание  за 2 четверть Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

73

(18)

1

21/12

Работа над ошибками. Упражнение в анализе и составлении текста-описания.

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

74(1)

1

17/12

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

75(2)

1

19/12

Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

76(3)

1

24/12

Проверка  слов с непроизносимыми согласными.

77(4)

1

25/12

Проверка  слов с непроизносимыми согласными. Составление новогоднего поздравления.

78(5)

1

26/12

Развитие речи. Изложение с использованием памятки.

79(6)

1

27/12

Работа над ошибками. Проверка  слов с непроизносимыми согласными.

80(7)

1

11/01

 Проверка  слов с непроизносимыми согласными.

2

Обобщение правил о правописании корня

81(1)

1

14/01

Сопоставление  правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне.

82(2)

1

15/01

Контрольный диктант № 6 по теме «Три правила на писания корня »

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками

83(1)

1

16/01

Приставка – значимая часть слова.

84(2)

1

17/01

Правописание приставок.

85(3)

1

18/01

Правописание безударных гласных в приставке и в корне  слова.

86(4)

1

21/01

Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне.

87(5)

1

22/01

Развитие речи. Обучающее сочинение по коллективно составленному плану и вопросам.

88(6)

1

23//01

Работа над ошибками. Правописание предлогов и приставок.

89(7)

1

24/01

Правописание предлогов и приставок Упражнение в правописании предлогов и приставок. Проверочный  словарный диктант.

5

Разделительный твердый знак

90(1)

1

25/01

 Правило употребления ъ.

91(2)

1

28/01

Мягкий и твердый разделительные знаки.

92(3)

1

29/01

Написание слов с разделительным мягким и твердым  знаком.

93(4)

1

30/01

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание приставок и предлогов. Разделительный твёрдый знак »

94(5)

1

31/01

Работа над ошибками. Написание слов с разделительным мягким и твердым  знаком.

5

Части речи

95(1)

01/02

Понятие о частях речи.

96(2)

1

04/02

Общее понятие о местоимении как части речи.

97(3)

1

05/02

Части речи и члены предложения.

98(4)

1

06/02

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

99(5)

1

07/02

Развитие речи. Текст – повествование. Изложение повествовательного текста.

20

Имя существительное

100(1)

1

08/02

Работа над ошибками. Имя существительное.

101(2)

1

11/02

Имя существительные, отвечающие на вопрос «кто?», и существительные, отвечающие на вопрос «что?».

102(3)

1

12/02

 Развитие речи. Обучающее изложение.

103(4)

1

13/02

Работа над ошибками. Большая буква в именах собственных.

104(5)

1

14/02

Род имен существительных.

105(6)

1

15/02

Род имен существительных в единственном и во множественном числе.

106(7)

1

18/02

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

107(8)

1

19/02

Родовое окончание имен существительных.

108(9)

1

20/02

Развитие речи. Обучающее сочинение  по коллективно составленному плану и опорным словам

109(10)

1

21/02

Работа над ошибками. Изменение имен существительных по числам.

110(11)

1

22/02

Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода.

111(12)

1

25/02

Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о склонении).

112(13)

1

26/02

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

113(14)

1

27/02

 Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.

114(15)

1

28/02

Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей, в разборе предложений по членам.

115(16)

1

05/03

Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Словарный диктант за 3 четверть.

116(17)

1

01/03

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

117(18)

1

04/03

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

118(19)

1

06/03

 Обобщение знаний об именах существительных.

119(20)

1

12/03

Контрольное списывание за 3 четверть 

15

Имя прилагательное 

120(1)

1

13/03

Работа над ошибками. Текст – описание.

121(2)

1

14/03

Контрольный диктант № 8  по теме

 «Имя существительное».

122(3)

1

15/03

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Связь имен прилагательных с именами существительными.

123(4)

1

07/03

Понятие об имени прилагательном как части речи.

124(5)

1

11/03

 Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы.

125(6)

1

18/03

Развитие речи. Сочинение описание животного.

126(7)

1

19/03

 Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по родам.

127(8)

1

20/03

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

128(9)

21/03

Изменение имен прилагательных по числам.

129(10)

1

22/03

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных во множественном числе.

130(11)

1

01/04

Упражнение в правописании окончаний  имен прилагательных.

131(12)

1

02/04

Контрольный диктант № 9  по теме

 «Имя прилагательное».

132(13)

1

03/04

 Работа над ошибками. Упражнение в правописании окончаний  имен прилагательных.

133(14)

1

04/04

Развитие речи. Изложение научно – познавательного текста по коллективно составленному плану

134(15)

1

05/04

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об имени прилагательном.

25

Глагол

135(1)

1

08/04

Понятие о глаголе как части речи

136(2)

1

09/04

Роль глагола в предложении.

137(3)

1

10/04

Глаголы – синонимы и  глаголы – антонимы.

138(4)

1

11/04

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

139(5)

1

12/04

Текст-рассуждение.

140(6)

1

15/04

Изменение глаголов по числам.

141(7)

1

16/04

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

142(8)

1

17/04

Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану  и вопросам

143(9)

1

18/04

Работа над ошибками, допущенными при написании изложения.

144(10)

1

19/04

Понятие о временных формах глагола.

145(11)

1

22/04

Упражнения в определении времени глагола. Проверочный словарный диктант.

146(12)

1

23/04

Неопределенная форма глагола.

147(13)

1

24/04

Речевой этикет. Составление приглашения.

148(14)

1

25/04

Изменение глаголов по временам.  

149(15)

1

26/04

Развитие речи. Обучающие изложение с элементами рассуждения.

150(16)

1

29/04

Работа над ошибками. Упражнение в определении времени и в изменении глагола по времени.

151(17)

1

30/04

Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени

Вых 2013г

152(18)

1

02/05

Употребление глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками

153(19)

1

06/05

Употребление и правописание частицы не с глаголами. 

154(20)

1

07/05

Упражнение в написании глаголов с частицей не. Составление текста о Дне Победы.

155(21)

1

08/05

Развитие речи. Сочинение  по картинке И. И.  Левитана «Весна  «Большая вода»

156(22)

1

10/05

Работа над ошибками. Повторение правил о написании корня и окончаний. Обобщение знаний о глаголе.

157(23)

1

14/05

Контрольное списывание за 4 четверть 

158(24)

1

15/05

Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол»

159(25)

1

16/05

 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение орфографических правил.

11

Повторение

160(1)

1

13/05

Обобщение знаний о предложении.

161(2)

1

17/05

Развитие речи. Изложение

162(3)

1

21/05

Словарный диктант за 4 четверть. Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте.

163(4)

1

22/05

Тестирование за 2 полугодие. Состав слова.

164(5)

1

20/05

Обобщение правил о написании корня. Упражнение в написании корня слова

165(6)

1

23/05

Правописание приставок. Твердый и мягкий разделительные знаки.

166(7)

1

24/05

Повторение сведений о существительном

167(8)

27/05

Повторение сведений о глаголе

169(9)

28/05

Повторение сведений о прилагательном

170(10)

1

29/05

 Развитие речи. Сочинение по результатам экскурсии.

171(11)

30/05

Работа над ошибками. Повторение сведений о частях речи.

172(12)

1

31/05

Обогащение языка новыми словами.

Количество контрольных и проверочных работ

Практическая часть

1

 четверть

2

четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Диктанты

3

2

3

2

10

Контрольное списыв.

1

1

1

1

4

Изложение

2

2

3

3

10

Сочинение

2

2

3

2

9

Словарный диктант за четверть

1

1

1

1

4

Тест

1

1

2

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

    Обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог ;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

     Обучающиеся должны уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
  • производить разбор слов по составу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки;
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам  связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений;
  • интонационно правильно произносить предложения;
  • писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ – рассуждение.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

1

Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк.- 3-е изд.- М.: Дрофа, 2011.

2

Гуркова И. В. Тесты к учеб. Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс»/ И. В. Гуркова.-3-е изд.- М. :Дрофа, 2012.-158 с.

3

Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ В. П. Канакина, Г. С. Щеголева.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-159 с.

4

Коноваленко В. В. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет/В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М.: Изд. ГНОМ, 2011.-120с.

5

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.

6

Словарная работа. 1-4 классы/ Сост. С. М. Мельникова.- М.: ВАКО, 2013.-240 с.

7

Толковые и орфографические словарики

8

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

9

Компьютер

В кабинете информатики

10

Настольные развивающие игры

11

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

12

Стол учительский с тумбой.

13

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100.

Данная публикация представляет собой тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100. Оно ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство". 1 класс.

Развернутое календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской програм...

тематическое планирование кружка "Занимательная грамматика"

Занятия направлены на развитие воображения, смекалки, мышления учащихся...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...