Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты (1 класс) по теме

Петличёва Татьяна Валериевна

Технология «Развития критического мышления»  позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Использование приемов  критического мышления на уроках в начальной школе.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно- ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Нас заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые используются на наших уроках.

Напомню, базовая модель этой технологии из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

Начнём с первого этапа – это Этап вызова. Вот некоторые приёмы стадии «Вызова».

Первый прием: Это «Верные и неверные утверждения».

Приведём пример. Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»

У каждого на парте таблица, как  на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- В  течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы учашиеся.

2прием. Приём «Корзина идей» 

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?» 

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

Третий приём  - это прием «Кластер»  - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями

Окружающий мир. 2класс. «Какие бывают животные?» 

Следующая стадия  - это стадия Осмысления.

На этой стадии тоже можно использовать приём «Кластер».

Следующий прием - это прием  «Сводная таблица»:

Например, урок ОМ во 2 классе по теме «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ»

При рассмотрении разнообразия животных – заполняется сводная таблица по определённым признакам.

Название группы

Количество ног

Покровы

Звери

4 ноги

шерсть

Птицы

2 ноги, 2 крыла

перья

Рыбы

плавники

чешуя

Насекомые

6 ног

-

Земноводные

голая кожа

Пресмыкающиеся

роговые чешуйки

Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

Вот пример «Инсерта» по предмету  «Окружающий мир». 2 класс,по теме  «В гости к осени»

Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится  таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.

ВОТ ПРИМЕР УРОКА ом 2КЛАСС ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ»

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

 *Растения – часть живой природы.

*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

*Растения нужны людям и животным.

*На какие группы делятся растения?

*Что полезного в растениях?

*Интересные сведения.

*Как связаны растения с воздухом?

Как называется наука о растениях?

?

Также существуют различные приёмы стадии  «Рефлексия»:

 Один из приёмов стадии «Рефлексия»называется «Шесть шляп».

Вот здесь есть небольшое отступление, вместо шляп мы раздаём цветные карточки с заданиями. После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая группа. Факты.

Жёлтая. Позитивное мышление. 

Черная. Проблема.

Красная. Эмоции. 

Зеленая. Творчество.

Синяя .Философия. 

Вам приведён пример урок «Окружающий мир» для 2 класса по теме «О кошках и собаках»

1 группа. Белая шляпа. 

- С помощью атласа- определителя  расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа. 

- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.

 Используйте материал учебника на стр. 84-85.

4 группа.  Красная  шляпа. 

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?

5 группа.  Зелёная шляпа. 

- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?

 6 группа. Синяя шляпа. 

- Обобщите высказывания других групп.

Также на этом этапе можно использовать приём таблица «знаем, хотим узнать, узнали», как подведение итогов урока.

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

 *Растения – часть живой природы.

*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

*Растения нужны людям и животным.

*На какие группы делятся растения?

*Что полезного в растениях?

*Интересные сведения.

*Как связаны растения с воздухом?

Как называется наука о растениях?

Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует

350 тысяч видов растений.

 Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, охранять.

 ….

Следующий приём – всем известный «Синквейн» на примере урока

«Окружающий мир», для 4 класс, «Природные зоны. Лес.»

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Мы рассмотрели лишь некоторые приемы  из множеств приёмов этой технологии.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Развития критического мышления .

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.

Конфуций

Схема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление на уроках в начальной школе

Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и  содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования ста...

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.

На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими ...

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения

Цель:  научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литератур...