Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
статья по русскому языку (4 класс) по теме
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ov-1sekciya_3_anciferova.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Л.В.Анциферова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Камышловского городского округа средняя общеобразовательная
школа №1, г. Камышлов
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе.
В русле поисков современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления. Критическое мышление –это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.
Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз: стадия вызова; осмысление ;рефлексия.
Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Один из обучающихся либо педагог записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем учитель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.
На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучающийся определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и другим) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной.
Вторая стадия называется смысловой. На ней обучающийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчёта возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.
Третья фаза – рефлексия. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.
Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы: составление кластера, приём «Знаю-Умею-Хочу знать», пометки на полях, написание синквейна , мозговой штурм, верные – неверные утверждения и др.)
Ниже предлагается конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») с применением технологии развития критического мышления.
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Цель: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить и расширить знания о глаголе.
Развивающая:развивать умения учащихся:
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;работать в группе; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы,
- систематизировать материал в кластер.
Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их практически.
Ход урока:
- Оргмомент. ( Точечный массаж)
2.Целеполагание (работа с интерактивной доской).
Учащимся предлагается флипчарт, на котором записаны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.
2)Смех, улыбка, хохотать, радость.
3)Печалиться, грусть, настроение, веселье.
Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы)
Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».
I. Стадия вызова
3. Мозговой штурм.
Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?» (Слайды № 2-11)
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, молния - .., трава - .., дождь - …
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).
4. «Корзина» идей.
- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
II. Стадия осмысления
5. Составление кластера(работа в группах)
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другом.
6.Физкультминутка.
- Морфологический разбор глаголов.( по вариантам,запись в рабочей тетради)
1вариант- светит 2вариант-прибежит
8.Новое знание.(Слайд 12)
Прочитайте текст на слайде.
«Два мальчика спортсмена Антон и Игорь щли с тренировки и разговаривали:
- В этом году на областных соревнованиях я обязательно победю.., нет побежу…,-замялся Гена.
- Эх ты, еще не знаешь, как сказать правильно, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.
Как правильно сказать? Какие еще глаголы нельзя употреблять в 1 лице.?
(УБЕДИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ,БОРОЗДИТЬ,ШЕЛЕСТЕТЬ,ДЕРЗИТЬ) Однако, ситуация небезвыходная. Можно сказать: одержу победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
- Написание синквейна ( Слайд 13)
Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).
Какие правила существуют для его написания?
(На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)
Какой синквейн получился у вас?
Например: Глагол
Важный, особенный
Действует, обозначает, изменяется
Устами младенца глаголет истина
Учение
III. Рефлексия.
- Заполнение «Маркировочной таблицы ЗУХ».
Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты.
З (Я знал (а)) | У (Узнал(а)новое для меня) | Х (Хочется узнать) |
10. Подведение итогов.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Какая информация отложилась у вас в памяти?
Что нового узнали о глаголах?
Список использованной литературы:
1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
2.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
5.Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Данная работа рекомендована учителям начальной школы...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Технология критического мышления развивает познавательные способности и процессы личности....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе....