Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе
учебно-методический материал по теме
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 57.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Панькиной О.Ф., учителя начальных классов МБОУ СОШ №42 г.о. Самара
Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Одной из задач современной школы является научить ребенка мыслить критически. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. Каждый ученик, выйдя из школы, должен уметь критически оценить то, что слышит и видит вокруг себя, т.е. адаптироваться в обществе. В связи с этим перед учителем постоянно стоит вопрос, как развивать мышление детей в процессе обучения. Развитие мышления - это процесс, направленный на овладение учениками новыми умственными действиями. Современное общество требует формирования не только знаний, но и учебных умений. Учебные умения – это знания в действии. Помочь учителю в этой нелегкой задаче могут педагогические технологии. Остановимся на одной из них.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в середине 80-х годов в США (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, Д. Халперн и др.). Эта технология представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Технология позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Образовательными результатами применения технологии являются:
- умение работать с разными объемами, обновляющейся информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение аргументировать свою точку зрения;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением
Роль школы – научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации. Первым источником учебной информации для ребенка является учебник. К сожалению, ежедневно приходится сталкиваться с учениками, не умеющими осмысленно читать учебный текст даже в старших классах. В процессе обучения чтению формируются такие умения как:
- читать с необходимыми смысловыми акцентами;
- понимать текст;
- структурировать текст;
- привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;
- применять справочную литературу;
- определять предмет изучения;
- выделять основные понятия;
- устанавливать связи новых понятий с ранее изученными;
- выделять главные идеи текста, т.е. те, которые подлежат запоминанию и пониманию в соответствие с учебной задачей.
В данной технологии приоритетная роль отводится тексту. Под текстом авторы технологии понимают не только напечатанный текст, а также графики, таблицы, рисунки, фильмы, аудиозаписи. Текст читают, слушают, пересказывают, анализируют, конспектируют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. «Принципиальным ...
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...