Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения
методическая разработка по чтению
Цель: научить применять активные
методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах
Задачи:
- Обозначить актуальность использования техник скорочтения на уроках литературного чтения
- Ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения
- Представить участникам мастер-класса опыта использования техник скорочтения
- Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения применения техник скорочтения на уроках;
Структура:
1.Вступительная часть.
2.Теоретические основы
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса.
Познакомить с техниками скорочтения
4. Практическая часть.
Отработка приемов скорочтения с фокус -группой
5. Подведение итогов.
Ожидаемый результат:
Повышение профессиональной компетенции учителей по применению техник скорочтения на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_skorochtenie.docx | 579.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Использование элементов техники
«Скорочтение» на уроках в начальной школе,
как средства формирования
осмысленного чтени
Цель: научить применять активные
методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах
Задачи:
- Обозначить актуальность использования техник скорочтения на уроках литературного чтения
- Ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения
- Представить участникам мастер-класса опыта использования техник скорочтения
- Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения применения техник скорочтения на уроках;
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
2.Теоретические основы
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса.
Познакомить с техниками скорочтения
4. Практическая часть.
Отработка приемов скорочтения с фокус -группой
5. Подведение итогов.
Ожидаемый результат:
Повышение профессиональной компетенции учителей по применению техник скорочтения на уроках
Оборудование:
- презентация;
- раздаточный материал:
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.
Чтение - это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.
Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель чтения – получение и переработка письменной информации.
В современной школе у детей большая нагрузка: школа, кружки, репетиторы- все это отнимает много времени. Приходя из школы им необходимо делать уроки, на которые остается с каждым годом все меньше времени, а нагрузка растет пропорционально классу,количество информации удваивается каждые два года.Основным источником информации в учебном процессе, по-прежнему, остается чтение.Существует противоречие между малой скоростью чтения и большим объемом учебной информации, которую учащимся необходимо осваивать.
Как же научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю в начале рассмотреть ряд проблем, возникающих при чтении у детей:
- При чтении текста «про себя» дети артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
- Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
- Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
- Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники «Скорочтения» информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
- Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.
Что же такое скорочтение?
Скорочтение – это способность обработки любой информациипри использовании особых навыков чтения.
Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Ученик, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию,он и учится лучше, и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.
Предлагаю вашему вниманиюнесколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.
- Упражнение-игра «Найди букву» способствует развитию быстрого поиска букв и слов в тексте, что помогает развить быстроечтение. Также это упражнение способствует развитию зрительной памяти, поэтому оно хорошо подходит еще и для общего развития памяти в целом.
Смысл прохождения упражнения: поиск букв в визуальном запоминании нужной буквы и быстрого ее поиска среди представленных букв.
Задание:Найдитебукву «П» и запишите сколько раз она вам встретится. Время выполнение задания от 30 сек до 1 минуты.
Упражнение «Поиск букв» используется в скорочтении для того, чтобы научиться лучше ориентироваться в тексте, быстрее находить нужную информацию.
- Упражнение «Алфавит». Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Смысл прохождения упражнения: верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать, нижний ряд – это обозначения (Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки).
Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П- правую, Л- левую, О- обе.
- Упражнение «Чтение по верхней половине текста»
Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Задание: Прочитайте текст, видя только верхушки букв.
Для первоклассников возможен другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. Разрежьте их вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половины.
- Упражнение «Струп-тест»развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного.
Смысл прохождения упражнения: при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим.Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтении текстов ребенок будет легче понимать прочитанное.
Задание:Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова. Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И наоборот.
- Упражнение «Рисование двумя руками»
Смысл прохождения упражнения:одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!
Задание:Возьмите 2 карандаша и одновременно двумя руками обрисуйте осьминога.
Начинать следует с простых линий и геометрических фигур, постепенно усложняя рисунок. Картинку каждый раз меняем.
Это лишь малая часть тех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе.
Что же такое скорочтение? Скорочтение –это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает.
Уделяя технике «Скорочтение» 5 минут в начале урока, вы заметите, что скорость чтения вашего класса увеличится в 2 раза с учетом понимания текста.
У учащихся будут сформированы умения:
- понимать целостный смысл текста;
- ориентироваться в тексте и находить требуемую информацию;
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения обобщения, классификации, систематизации;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- читать внимательно и вдумчиво;
- обоснованно делать выводы, доказывать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"
Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...
Тема выступления на МО «Особенности организации современного урока в начальной школе».
laquo;…Образование, чтобы достичь своей целии для отдельного ученика и для общества,должно базироваться на актуальноми жизненном опыте отдельного человека…».Дьюи...
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.
В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.
ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...