Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.
статья (1 класс) на тему

Лозовская Людмила Яковлевна

На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими лицами, а не просто слушателями учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

           Развитие    

        критического

  мышления на уроках

   в начальной школе

ГБОУ школа №530 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Лозовская  Людмила       Яковлевна


Окружающий мир, 3 класс, « Разнообразие растений».

                           Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Растения- часть живой природы.

2. Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные и люди не

 смогли бы жить на Земле без растений.

4. Растения делятся  на

 

несколько групп; деревья,

 кустарники, травы.

Почему?

Какие ещё есть группы растений?

Что такое виды растений?

 Какие названия дают им учёные?

Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях называют ботаникой.

Существует 350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им учёные.

Растения выделяют в воздух кислород; если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о растениях , беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.

Охранять растения- значит заботиться о живом.

Окружающий мир, 3 класс, « Разнообразие растений».

                              Приём «Шесть шляп».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести  шляп.

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

- Докажите; если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

Используйте материал учебника на стр. 76-78

4 группа. Красная шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вдруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Литературное чтение, 4 класс, « А.Чехов «Ванька».

-ДИАМАНТА- это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых понятия с противоположным значением.

Строчка 1; тема (существительное)

Строчка 2; определение ( 2 прилагательных)

Строчка 3; действие ( 3 причастия)

Строчка 4; ассоциации ( 4 существительных)

Строчка 5; действие ( 3 причастия)

Строчка 6; определение ( 2 прилагательных )

Строчка 7; тема ( существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)


Чтение учащимися ДИАМАНТ.

                                                        ВАНЬКА

                                                      несчастье

                                                грязные, голодный

                                  измученный, загнанный, уставший

                                горе, неудача, нужда, безысходность

                            ожидающий, мечтающий, надеющийся

                                         сытый, удовлетворенный

                                                     счастье.

Окружающий мир, 3 класс, «Почва».

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? ( ответы детей)

                    Приём « Синквейн»

Почва

Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает

Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.

Почва

Живая, неживая,

Разрушают, беречь, выращивать

1см образуется за 300 лет!

Земля-матушка.

Окружающий мир. 4 класс, « Природные зоны. Лес».

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Окружающий мир, 3 класс, « Нервная система человека».

                                                       Прием РАФТ;

Учитель; Определим четыре параметра будущего текста.

Р- роль ( любой человек нашей планеты)

А- аудитория ( кому вы будете писать- жителям планеты Венера)

Ф- форма- рассказ

Т- тема « Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам;

- Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашего планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными  действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом , читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМЧП.

    Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

Тема урока; « В. Драгунский. Тайное становится явным»

Цель; развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным тексом.

Задачи;

  1. Познакомить учащихся с рассказом  В.Драгунского «Тайное становится явным»;
  2. Развивать умение активно воспринимать учебный материал; анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнить свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;
  3.  Формировать коммуникативные навыки работы в группе;
  4. Воспитать честность, правдивость.

        ХОД УРОКА

l. Организационный момент.

ll. Проверка домашнего задания

- Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В.Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов?

1) «А мы остались возле ёлки.

Она лежала большая , лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала;

- Смотрите, а на ёлке сыски висят.

« Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал;

- Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару;

- Пять лет девочке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!» ( Заколдованная буква)

2) « И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянька его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей  или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда,  прямо  как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку,  и шептал  ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда,  любил всей душой,  я за него тогда жизнь бы отдал.  И вот он сидит сейчас  на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» ( Друг детства)

3) « И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться; какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как  будто хотелось  плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался ,и мы пошли домой». ( Он живой и светится)

- Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки?


lll. Изучение нового материала

  1. Вызов.

- Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым  мы сегодня познакомимся, называется не совсем обычно ( запись темы на доске) « Все тайное становится явным». Как вы понимаете смысл этой фразы?

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?

-Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он  шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

- Интересно познакомится еще с одним рассказом Виктора Драгунского?

2. Осмысление (чтение текста с остановками)

« Я услышал, как мама сказала кому-то коридоре;

- Тайное всегда становится явным.

И  когда она вошла в комнату, я спросил;

- Что это значит, мама; « Тайное становится явным»?

- А это значит, что если кто-то поступает нечестно , все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама.- Понял?... Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал; как же так получается, что тайное становится  явным?

И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».

- Совпало ли ваше мнение о фразе « Тайное становится явным» с объяснением мамы?

-Как вы считаете, почему мальчику показались интересными  эти слова?

- Что, по вашему мнению, может произойти в рассказ дальше?

« Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а блок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

- Ешь!- сказала мама.- Бело всяких разговоров!

 Я сказал;

- Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала; посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал;- Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила;

- Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну ещё бы… Я не знаю ничего на счете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейном, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме;

- Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась;

- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни- ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню».

- Вам знакома такая ситуация?

- Почему мама заставляла сына есть кашу?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

« А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал- ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все ровно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С Хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза  на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».

- Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он так поступил?

- Чем, по-вашему, может закончится рассказ?

« В это время вошла мама. Она посмотрела  на тарелку и обрадовалась.

- Ну что за Дениска, что за парень- молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала. В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

- Здравствуйте!- и подошел к окну, поглядел вниз.- А еще интеллигентный человек.

-Что вам нужно?- спросила мама.

- Как не стыдно!- Милиционер даже стал по стойке «смирно».- Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!

- Не клевещите. Ничего я не выливаю!

- Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: - Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».

- Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?

- Что значит слово «пострадавший»?

« На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе была как. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.

- Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша…мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то…жжет…Как же я пошлю свое…фф…фото, когда я весь в каше?

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

- Извините, пожалуйста, сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор».

- Какие, по вашему мнению, чувства Дениска испытывал в это время? А мама?

« А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.

Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

-Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

- Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

- Ты это запомнил на всю жизнь?

И я ответил:  - Да»

- Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?

- Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?

- Как вы думаете, что же запомнит на всю жизни Дениска? Почему?

- Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы можете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? Правильно ли вы определили  тему рассказа по его названию?

- Хочется ли вам самим прочитать рассказ?

3. Отработка техники чтения.

- Прежде чем приступать к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить ( чтение по слогам, затем целыми словами).

Ста-но-вит-ся- становится, рас-кром-сал- раскромсал, по-пра-вить-ся- поправиться, сжи-ма-ет-ся- сжимается, об-ра-до-ва-лась- обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер- милиционер, пре-дос-тав-ля-ет- предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный- интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом- мусоропроводом, пост-ра-дав-ший- пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся- фотографироваться.

4. Рефлексия

- А теперь подумайте над следующими  вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.

Самостоятельное чтение рассказа про себя.

5. Ответы на поставленные перед чтением вопросы

lV. Работа с текстом.

- Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?

- Конечно, вам нужно будет составить план.

1. Составление плана рассказа (работа в группах)

- Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

План

  1. Денис  раздумывает над словами мамы.
  2. Завтрак.
  3. Предложение мамы.
  4. Мучение с кашей и избавление от неё.
  5. Возмущённый милиционер.
  6. Пострадавший дяденька.
  7. Рассерженная мама.
  8. Урок на всю жизнь.

2. Выборочное чтение по пунктам плана.

V. Подведение итогов  урока. Оценка деятельности учащихся

- Чему учились сегодня на уроке?

- Что нового интересного узнали?

- Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского?

- Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и прочитать.

Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

- Спасибо всем за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....

Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе....