Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.
статья (1 класс) на тему
На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими лицами, а не просто слушателями учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие
критического
мышления на уроках
в начальной школе
ГБОУ школа №530 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Лозовская Людмила Яковлевна
Окружающий мир, 3 класс, « Разнообразие растений».
Приём таблица «ЗХУ»
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Растения- часть живой природы. 2. Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на
несколько групп; деревья, кустарники, травы. | Почему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? | Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Растения выделяют в воздух кислород; если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях , беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. Охранять растения- значит заботиться о живом. |
Окружающий мир, 3 класс, « Разнообразие растений».
Приём «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
- Докажите; если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр. 76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вдруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Литературное чтение, 4 класс, « А.Чехов «Ванька».
-ДИАМАНТА- это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых понятия с противоположным значением.
Строчка 1; тема (существительное)
Строчка 2; определение ( 2 прилагательных)
Строчка 3; действие ( 3 причастия)
Строчка 4; ассоциации ( 4 существительных)
Строчка 5; действие ( 3 причастия)
Строчка 6; определение ( 2 прилагательных )
Строчка 7; тема ( существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Чтение учащимися ДИАМАНТ.
ВАНЬКА
несчастье
грязные, голодный
измученный, загнанный, уставший
горе, неудача, нужда, безысходность
ожидающий, мечтающий, надеющийся
сытый, удовлетворенный
счастье.
Окружающий мир, 3 класс, «Почва».
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? ( ответы детей)
Приём « Синквейн»
Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка.
Окружающий мир. 4 класс, « Природные зоны. Лес».
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Окружающий мир, 3 класс, « Нервная система человека».
Прием РАФТ;
Учитель; Определим четыре параметра будущего текста.
Р- роль ( любой человек нашей планеты)
А- аудитория ( кому вы будете писать- жителям планеты Венера)
Ф- форма- рассказ
Т- тема « Нервная система человека»
Учитель предлагает ученикам;
- Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашего планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом , читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМЧП.
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
Тема урока; « В. Драгунский. Тайное становится явным»
Цель; развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным тексом.
Задачи;
- Познакомить учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным»;
- Развивать умение активно воспринимать учебный материал; анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнить свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;
- Формировать коммуникативные навыки работы в группе;
- Воспитать честность, правдивость.
ХОД УРОКА
l. Организационный момент.
ll. Проверка домашнего задания
- Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В.Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов?
1) «А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая , лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала;
- Смотрите, а на ёлке сыски висят.
« Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал;
- Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару;
- Пять лет девочке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!» ( Заколдованная буква)
2) « И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянька его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» ( Друг детства)
3) « И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться; какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался ,и мы пошли домой». ( Он живой и светится)
- Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки?
lll. Изучение нового материала
- Вызов.
- Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется не совсем обычно ( запись темы на доске) « Все тайное становится явным». Как вы понимаете смысл этой фразы?
- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
-Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
- Интересно познакомится еще с одним рассказом Виктора Драгунского?
2. Осмысление (чтение текста с остановками)
« Я услышал, как мама сказала кому-то коридоре;
- Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил;
- Что это значит, мама; « Тайное становится явным»?
- А это значит, что если кто-то поступает нечестно , все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама.- Понял?... Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал; как же так получается, что тайное становится явным?
И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».
- Совпало ли ваше мнение о фразе « Тайное становится явным» с объяснением мамы?
-Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?
- Что, по вашему мнению, может произойти в рассказ дальше?
« Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а блок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
- Ешь!- сказала мама.- Бело всяких разговоров!
Я сказал;
- Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала; посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал;- Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила;
- Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну ещё бы… Я не знаю ничего на счете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейном, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме;
- Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась;
- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни- ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню».
- Вам знакома такая ситуация?
- Почему мама заставляла сына есть кашу?
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
« А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал- ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все ровно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С Хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».
- Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он так поступил?
- Чем, по-вашему, может закончится рассказ?
« В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась.
- Ну что за Дениска, что за парень- молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала. В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
- Здравствуйте!- и подошел к окну, поглядел вниз.- А еще интеллигентный человек.
-Что вам нужно?- спросила мама.
- Как не стыдно!- Милиционер даже стал по стойке «смирно».- Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!
- Не клевещите. Ничего я не выливаю!
- Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: - Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».
- Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
- Что значит слово «пострадавший»?
« На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе была как. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
- Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша…мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то…жжет…Как же я пошлю свое…фф…фото, когда я весь в каше?
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
- Извините, пожалуйста, сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор».
- Какие, по вашему мнению, чувства Дениска испытывал в это время? А мама?
« А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
-Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
- Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
- Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил: - Да»
- Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?
- Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?
- Как вы думаете, что же запомнит на всю жизни Дениска? Почему?
- Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы можете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию?
- Хочется ли вам самим прочитать рассказ?
3. Отработка техники чтения.
- Прежде чем приступать к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить ( чтение по слогам, затем целыми словами).
Ста-но-вит-ся- становится, рас-кром-сал- раскромсал, по-пра-вить-ся- поправиться, сжи-ма-ет-ся- сжимается, об-ра-до-ва-лась- обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер- милиционер, пре-дос-тав-ля-ет- предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный- интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом- мусоропроводом, пост-ра-дав-ший- пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся- фотографироваться.
4. Рефлексия
- А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.
Самостоятельное чтение рассказа про себя.
5. Ответы на поставленные перед чтением вопросы
lV. Работа с текстом.
- Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?
- Конечно, вам нужно будет составить план.
1. Составление плана рассказа (работа в группах)
- Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.
План
- Денис раздумывает над словами мамы.
- Завтрак.
- Предложение мамы.
- Мучение с кашей и избавление от неё.
- Возмущённый милиционер.
- Пострадавший дяденька.
- Рассерженная мама.
- Урок на всю жизнь.
2. Выборочное чтение по пунктам плана.
V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся
- Чему учились сегодня на уроке?
- Что нового интересного узнали?
- Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского?
- Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и прочитать.
Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
- Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....
Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.
Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Мастер класс по теме...
Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе
Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе....