Подготовка школы к введению ФГОС НОО.
материал по теме
Выступление на муниципальном совете 23.11.11г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2011g.podgotovka_shkoly_k_realizatsii_fgos_noo._munitsipalnyy_sovet.rar | 863.19 КБ |
munitsipalnyy_sovet_23.11.11.pptx | 854.21 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения РФ, реализующие образовательные программы начального общего образования и имеющие государственную аккредитацию, начали работать по новым образовательным стандартам.
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 - документ, определяющий стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы. Все его компоненты: требования к результатам освоения ООП НОО; к структуре ООП НОО; к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, нормативно-правовым – отражают новые цели начального образования, ориентацию процесса обучения на воспитание и развитие младших школьников.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта. Во ФГОС НОО последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Теперь в начальной школе мы должны ребенка научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Поэтому, чтобы начать работу по новым стандартам, необходимо было привести школу к тем требованиям, которые изложены в ФГОС, а для этого настроиться на серьезную работу по подготовке всех условий введения и реализации стандарта.
Остановлюсь коротко на том, что сегодня сделано по введению и планируется по реализации ФГОС в нашей школе.
1.Подготовку к переходу на новые стандарты в начальной школе мы начали с изучения и создания нормативно-правовой базы, а именно:
-Внесения изменений в Устав ОУ-Новая редакция Устава от 28.03.2011г.
-Приведения в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ: заместителя директора, учителя, педагога-психолога, педагога дополнительного образования (Приказ «О внесении изменений в должностные инструкции» от 08.06.2011г.№103-О)
- Приведения в соответствие с требованиями ФГОС договора с родителями о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением на основании письма Дои МП ХМАО – Югры от 24.05.2011 №16-и (Приказ «Об утверждении формы договора о предоставлении общего образования» от 08.06.2011г.№103)
-Заключение договоров с родителями (законными представителями) по состоянию на 01.09.2011г.
-Разработку основной образовательной программы (ООП) начального общего образования в соответствии с ФГОС
-Определения списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС начального общего образования. (УМК Школа 2100,протокол заседания ШМО от 20.01.2011г.)
-Формирования заказа на учебники и учебные пособия . Приказ от 28.04.2011г. № 33-О «Об учебной литературе»
-Разработку основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС. (Приказ от 27.01.2011г.№21-О «О подготовке к введению ФГОС на первой ступени общего образования»)
- Разработку программы по внеурочной деятельности. (Приказ от 04.03.2011 №34-О «О разработке программы о внеурочной деятельности»)
Протокол заседания управляющего совета от 06.04.2011г.№3
Документы размещаются на сайте школы. Адрес страницы школьного сайта:
www. pokachi1. school.ru
2.Следующим шагом управленческой деятельности администрации школы была работа по созданию финансово-экономического обеспечения нового Стандарта.
Это разработка нормативных оснований финансово-экономического обеспечения введения ФГОС начальной школы:
-Формирование локальных актов, регламентирующих внесение стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ- (Положение об оплате труда работников МОУ СОШ №1, приказ от 31.12.2010г.№280 –О)
(Приказ «О порядке распределения стимулирующих выплат» от 12.04.2011г. № 65-О)
3.Следующим шагом была работа по созданию организационных условий введения Стандарта, координация и обеспечение деятельности по введению ФГОС:
-Создание рабочей группы по разработке структурных компонентов ООП.
-Организация профессионального общения педагогов по вопросам введения ФГОС начальной школы (ШМО учителей начальных классов, руководитель Власова Т.А.)
-Рабочие программы учебных предметов.
-Организация мониторинга качества условий введения ФГОС.
-Анализ условий введения ФГОС на уровне ОУ (карта самоанализа) .
-Разработка в образовательных учреждениях основной образовательной программы (ООП) начального общего образования в соответствии с ФГОС.
-Приведение в соответствие структуры основной образовательной программы (ООП) начального общего образования образовательного учреждения с требованиями ФГОС
-Учет оптимальной нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений (Протокол педсовета №8 от 12.05.2011 «Об учебном плане» )
-Использование новых педагогических и информационных технологий для обеспечения обучения в соответствии с ФГОС детей с особыми потребностями (инвалидов)
-Формирование системы оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ( внесение изменений в локальные акты «Положение о текущем контроле обучающихся», «Положение о промежуточном контроле обучающихся», «Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся»)
-Определение модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся: Модель организации образовательного процесса - развивающая Модель организации внеурочной деятельности обучающихся – оптимизационная.
-Разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся I ступени общего образования и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность. (Анкета для родителей в Школе будущего первоклассника.)
-Проведение анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана:
Доля родителей будущих первоклассников, охваченных анкетированием, составляла – 100%; из них: настроенных позитивно – 87%, негативно – нет, нейтрально – 13%.
4.Четвертый шаг заключался в осуществлении подготовки педагогических и руководящих кадров к введению ФГОС начальной школы:
-Повышение квалификации всех учителей начальной школы и руководителей ОУ по вопросам введения ФГОС начального общего образования.
-Составление плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам введения ФГОС.
-Осуществление повышения квалификации всех педагогов начальной школы.
-Корректировка в соответствии с новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных обязанностей, обеспечивающих реализацию ФГОС.
-Планирование методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС .
-Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС.
-Осуществление распространения опыта работы педагогов по введению ФГОС.
Деятельность школы и методического объединения учителей начальных классов была направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности. Все педагоги, работающие в первых классах, приняли участие в 2010-2011 году в обучающих семинарах по подготовке введения нового образовательного стандарта в г. Сургут, на пилотных площадках г. Нижневартовска, г. Ханты-Мансийска. Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Власова Т.А. прошла курсы повышения квалификации в Открытом институте «Развивающего образования» (г. Москва,12.06.-25.06. по теме: Психолого-педагогические основы образовательной системы Эльконина-Давыдова, 1 год обучения. Переход начальной школы на ФГОС начального общего образования.) Восемь педагогов школы прослушали 28.03-30.03. 2011г. модульные курсы в г. Лангепас по теме:
« Технология проблемного диалога как средство реализации образовательных стандартов второго поколения».
Запланировано прохождение курсов повышения квалификации по теме «Современные образовательные стратегии и технологии реализации стандартов второго поколения общего образования. Проектирование и реализация программы развития УУД школьников»(07.11-12.11)
В школе разработан план постепенного повышения квалификации педагогов по ФГОС.
В план методической работы школы на 2011-2012уч. год включен раздел
« Методическое сопровождение, обеспечивающее готовность педагогов к введению ФГОС начальной ступени образования». Школа работает над методической темой: Формирование компетенций учащихся через активно-деятельностный подход в обучении и воспитании. В 2011г. прошел городской семинар «Технология современного урока. Развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе», руководитель Науменко О.Н., приняли участие Швец В.В., Выходцева О.Е., Власова Т.А.; городской семинар « Игровые технологии. Сюжетно-ролевая игра как форма организации достижения успеха», руководитель Исакова А.В., приняли участие учителя Квитка Е.И., Дударенко И.М.
5.Следующий шаг - Обеспечение информационного сопровождения введения Стандарта. Информирование родителей, общественности о целях и задачах Стандарта:
-Создание информационных сменных стендов «Вы спрашивали о ФГОС» для родителей и общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты : апрель-май, октябрь-ноябрь.
-Информационные собрания для родителей будущих первоклассников Протокол №1 от 15.01.2011, протокол №2 от30.04.11г.
-Разработан план работы с родителями по внедрению ФГОС на период с 01.2011г. по 05.2012г. (Приложение к приказу от 27.01.2011г.№21-О).
-Информирование родительской общественности о ходе подготовки ФГОС через создание специальной странички на Сайте ОУ – страница на данный период обновляется.
-Взаимодействие по обмену информацией организации внеучебной деятельности в ходе реализации ФГОС с социальными партнерами школы.
6.Следующий шаг управленческой деятельности администрации школы - работа по созданию необходимых материально-технических условий для реализации Стандарта:
-Инвентаризация материально-технических условий для реализации Стандарта на предмет выявления их соответствия требованиям ФГОС (Приложение1),
- Анализ ресурсного обеспечения образовательной деятельности младших школьников (наличие необходимой мультимедийной аппаратуры, справочной литературы, дидактического и раздаточного материала).
- Подготовка заявок ОУ на необходимое материально-техническое обеспечение введения ФГОС в соответствии с новыми СанПиН 2.4.2. 10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189),через формирование сметной бюджетной документации на 2011-2012 гг.
Подводя итоги управленческой деятельности по подготовке перехода на новые образовательные стандарты в школе I ступени, мы считаем, что в нашей школе, в целом, созданы условия для введения ФГОС.
В рамках подготовки к введению и реализации ФГОС НОО обновляется материально-техническая база школы. Приобретены в кабинеты 1-х классов компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, экраны. Получен комплект учебников, методических пособий по ФГОС, заказывается новый спортивно-игровой инвентарь на начальную школу. Оборудована комната отдыха для первоклассников. Но есть и ряд нерешенных вопросов таких, как соответствие материально-технической базы образовательного процесса и учебно-методической оснащенности кабинетов начальной школы требованиям ФГОС, которые школа планирует решить за счет учебных расходов по субвенции.
Многое нужно для того, чтобы работали новые стандарты.
Современному ученику – современное техническое оснащение школ, качественные учебные пособия, высококвалифицированные кадры.
Поэтому дальнейшая работа будет направлена на формирование умения организации учебного процесса в системно-деятельностном подходе и выработка инструментария для оценивания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к: структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса; условиям реализации основных образовательных программ; результатам освоения основных образовательных программ. Статья 7
Это подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения . Системно- деятельностный подход к образованию
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация ; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов
Как обеспечить новое качество образования, адекватное современным запросам личности, общества и государства?
Направления деятельности: Создание нормативного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Создание финансово-экономического обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Создание организационного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Создание кадрового обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Создание информационного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Создание материально- технического обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Создание нормативного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - Внесение изменений в Устав ОУ - Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ: заместителя директора, учителя, педагога-психолога, педагога дополнительного образования - Приведение в соответствие с требованиями ФГОС договора с родителями о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением на основании письма Дои МП ХМАО – Югры от 24.05.2011 № 16-и -Заключение договоров с родителями (законными представителями) по состоянию на 01.09.2011г. - Разработка основной образовательной программы (ООП) начального общего образования в соответствии с ФГОС - Определения списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС начального общего образования. - Формирование заказа на учебники и учебные пособия . Разработка программы по внеурочной деятельности. Протокол заседания управляющего совета от 06.04.2011г.№3 Документы размещаются на сайте школы. Адрес страницы школьного сайта: www . pokachi 1. school.ru
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Финансовые условия должны обеспечивать: Возможность исполнения требований Стандарта; Обеспечивать реализацию обязательной части учебного плана; Отражать структуру и объем расходов. Это разработка нормативных оснований финансово-экономического обеспечения введения ФГОС начальной школы: -Формирование локальных актов, регламентирующих внесение стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ
Создание организационного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Создание рабочей группы по разработке структурных компонентов ООП. -Организация профессионального общения педагогов по вопросам введения ФГОС начальной школы -Рабочие программы учебных предметов. -Организация мониторинга качества условий введения ФГОС. -Анализ условий введения ФГОС на уровне ОУ (карта самоанализа) . -Разработка в образовательных учреждениях основной образовательной программы (ООП) начального общего образования в соответствии с ФГОС. -Приведение в соответствие структуры основной образовательной программы (ООП) начального общего образования образовательного учреждения с требованиями ФГОС -Учет оптимальной нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений - Использование новых педагогических и информационных технологий для обеспечения обучения в соответствии с ФГОС детей с особыми потребностями (инвалидов) -Формирование системы оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС - Определение модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеурочной деятельности обучающихся: -Разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся I ступени общего образования и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность. (Анкета для родителей в Школе будущего первоклассника.) -Проведение анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана :
Соответствие кадрового обеспечения требованиям ФГОС -Повышение квалификации всех учителей начальной школы и руководителей ОУ по вопросам введения ФГОС начального общего образования. -Составление плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам введения ФГОС. -Осуществление повышения квалификации всех педагогов начальной школы. -Корректировка в соответствии с новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных обязанностей, обеспечивающих реализацию ФГОС. -Планирование методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС . -Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС. -Осуществление распространения опыта работы педагогов по введению ФГОС.
Информационное обеспечение введения ФГОС на уровне образовательного учреждения; на уровне родителей( законных представителей); на уровне обучающихся и воспитанников . -Создание информационных сменных стендов «Вы спрашивали о ФГОС» для родителей и общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты : апрель-май, октябрь-ноябрь. -Информационные собрания для родителей будущих первоклассников - Разработан план работы с родителями по внедрению ФГОС на период с 01.2011г. по 05.2012г. - Информирование родительской общественности о ходе подготовки ФГОС через создание специальной странички на Сайте ОУ -Взаимодействие по обмену информацией организации внеучебной деятельности в ходе реализации ФГОС с социальными партнерами школы.
Материально-техническое обеспечение в соответствии с ФГОС Должно обеспечивать: Возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программ; Соблюдение санитарно-гигиенических норм и условий; Возможность доступа к объектам инфраструктуры. -Инвентаризация материально-технических условий для реализации Стандарта на предмет выявления их соответствия требованиям ФГОС - Анализ ресурсного обеспечения образовательной деятельности младших школьников Подготовка заявок ОУ на необходимое материально-техническое обеспечение введения ФГОС в соответствии с новыми СанПиН 2.4.2. 10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189),через формирование сметной бюджетной документации на 2011-2012 гг
Современному ученику – современное техническое оснащение школ, качественные учебные пособия, высококвалифицированные кадры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки "Школа развития"
Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет. В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...
Программа подготовки "Школа будущего первоклассника"
Программа расчитана на 4 часа в неделю, позволит подготовить детей к обучению в 1 классе....
Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"
Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки....
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
Рабочая программа по обучению детей предшкольной подготовки «Школа первоклассника» по предметам: «Познаём других людей и себя» «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» «Учимся родному языку»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не тольк...
Выступление на МО Предшкольная подготовка «Школа раннего развития»
Выступление на МО Предшкольная подготовка «Школа раннего развития»...
Рабочая программа предшкольной подготовки "Школа первоклассника".
Рабочая программа предшкольной подготовки "Школа первоклассника"...