Рабочая программа по обучению детей предшкольной подготовки «Школа первоклассника» по предметам: «Познаём других людей и себя» «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» «Учимся родному языку»
рабочая программа

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmatdinova_programma_predshkolnaya_pora.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рабочая программа

по обучению детей предшкольной подготовки «Школа первоклассника»

по предметам:

«Познаём других людей и себя»

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

«Учимся родному языку»

                                                                                       Составитель:  

                                                                           Ахматдинова Ильсияр Раисовна

                                                                   учитель начальных классов

                                                                                        высшей квалификационной категории

Пояснительная записка.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Содержание программы соответствует федеральным государственным требованиям по дошкольному образованию: этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов.

                                                             

                                               Цель программы:

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

                                                        Задачи: 

1.Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

2. Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

 4. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

В УМК входят: программа Н.Ф. Виноградовой, средства обучения для дошкольника (рабочие тетради), методические пособия для педагога.

                                           Принципы программы.

Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» построена на основе следующих принципов:

 - реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

 - учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

 - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

 -обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

 - обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

                         

Структура программы.

Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний и не по предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации детей должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

В структуре и содержании данной программы выделяется 3 раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

 «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» , «Учимся родному языку» , «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». 

        Руководствуясь желанием родителей, дети будут изучать только три раздела данной программы: «Познаём мир, других людей и себя», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку».

       Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов. Соединив некоторые разделы  вместе,  я получила интегрированный курс «Подготовка детей 6 лет к школе». У меня получились три  раздела на основе пяти, которые разработала Н.Ф.Виноградова в программе «Предшкольная пора». Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование...

        Раздел «Познаём мир, других людей и себя» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес  будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.

Планируемые результаты.                                                                                                                                   Выпускник группы дошкольного развития научится:                                                                                                     

  • -ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
  • -употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
  • -осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро – медленно, весело – грустно и т.д.;
  • -артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
  • -обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
  • -использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
  • -следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
  • -смотреть на собеседника;
  • -не перебивать говорящего;
  • -использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
  • -сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
  • -соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
  • -распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
  • -перечислять в правильной последовательности времена года.

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает такое содержание, которое позволяет сформировать такие  знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».  

Планируемые результаты.

Выпускник группы дошкольного развития научится:

  • находить различия между цифрой и однозначным числом;
  • называть однозначные числа;
  • считать до 10 и в обратном порядке;
  • определять, где предметов больше, где меньше;
  • определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
  • определять и называть основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий);
  • выделять характерные признаки предметов и явлений и отображать их в своей изобразительной деятельности;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • правильно организовать рабочее место.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, описательный рассказ и рассказ - рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»

Планируемые результаты.

Выпускник группы дошкольного развития научится:

  • правильно произносить все звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.

Организация обучения на этапе предшкольного образования.

Продолжительность обучения – 8 недель. Общее число занятий – 24 ч

  1. «Познаём мир, других людей и себя» - 8 ч.
  2. «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 8 ч.
  3. «Учимся родному языку» - 8 ч.

Режим занятий: 1 день в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий – 30 минут.

Перерыв между занятиями – 10 минут.

Число занятий в неделю:

«Познаём мир, других людей и себя» - 1 ч.

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 1 ч.

«Учимся родному языку» - 1 ч.

Содержание программы

Раздел 1. «Познаём мир, других людей и себя» - 8 ч.

В процессе занятий развивать умение наблюдать за явлениями природы и деятельностью людей, характерной  для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листьев и др.). Познакомить с названием  и  последовательностью  времен  года, формировать умение называть  основные признаки сезона.

Вместе с детьми наблюдать различные живые  объекты природы (растения, животных). Развивать умение сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

В процессе наблюдений развивать умение узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).

Знакомить с правилами поведения в природе и учить их применять: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.

Добиваться знания названия родного города, страны, столицы.

В ближайшем окружении развивать умение наблюдать различные виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, спецтранспорт). Развивать умение проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знакомить с некоторыми знаками дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналами светофора.

В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять  представления детей об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)

Работать  с детьми  над  формированием  называть  свое полное имя (а также некоторые его  производные формы, например: Александр – Саша, Шура), отчество, фамилию, пол, день рождения, адрес, телефон. Знакомить с возможной ролью детей в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и ролью других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Развивать умение различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик / девочка, взрослый, ребёнок, молодой, старый).

Развивать умение кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия).  Развивать умение  ориентироваться  в  своём  теле: знать,  какая рука  (ухо, глаз и т.д.)  левая,  а  какая – правая.  Развивать умение определять направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх по лестнице и вниз). Учить использовать в конкретных жизненных ситуациях слова,  характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления,  ориентируясь от себя и от других предметов  ( ближе - дальше,  вверху – внизу,  посередине,  между, сзади – спереди, в центре, середина, рядом, вертикально - горизонтально).

Учить проявлять желание участвовать в совместной деятельности  со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.

Учить проявлять желание узнавать новое.  Знакомить с требованиями учителя, правилами поведения в классе, в школе и в игровой форме добиваться их выполнения. Учить быть внимательными, сдержанными, аккуратными, уметь организовывать место для занятий. Учить правильной осанке, соблюдению гигиены письма, рисования, работы с книгой. Учить проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учить предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Учить оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Давать установку на старание доставлять радость другим.

Учить слушать и слышать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Учить понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки детей и взрослых. Учить находить решения простых этических ситуаций (правильно / неправильно, хорошо / плохо).  В разговоре со сверстниками, на занятиях учить выражать своё мнение и отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится / не нравится), элементарно обосновывать своё мнение (почему нравится / не нравится). Показывать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.

Учить использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

Учить анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа.

Раздел 2. «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»- 8 ч.

Дать понятие числовой ряд (1-10) на основе практических действий со множествами предметов, учить прямому и обратному счету в пределах 10. В практической деятельности  учить определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 - это 2 и 1, или 3 -  это 1, и 1, и 1»),  учить определять при счете направление движения, учить  ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Учить узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения количества предметов.

Учить устанавливать соответствия между элементами двух множеств  (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения  («столько же», «больше», «меньше»),  уравнивать множества.

Учить сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов, распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево - вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты по клеточкам (1 клетку вправо, 2 клетки вверх и т. д.).

Учить считать предметы, устно решать стихотворные задачи в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Развивая фантазию и воображение, учить видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их,  по отдельным чертам завершать рисунок.

 Учить использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

С помощью рисования учить  копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки.           

Раздел 3.  «Учимся родному языку» - 8 ч.

   Учить участвовать в коллективном рассказывании, беседе, составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»).

Учить составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я - бабочка», «Я - лисичка»). Учить придумывать фантастические истории, проявлять интерес к  рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, загадок. Учить анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям.

В процессе моделирования учить различать слово и предложение, составлять предложения как по образцу, так  и самостоятельно.

Учить выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками (карточки гласных и твёрдых – мягких согласных звуков). Учить интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку (начало, середина или конец слова; с заданным учителем звуком; слова, состоящие из 2, 3, … звуков, слогов и т.д.).

В процессе общения пополнять активный словарь детей  словами, характеризующими качества и свойства предметов, а также - обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Учить задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения учить использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.

Учить  самостоятельно  сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы;  выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки. 

Календарно – тематическое планирование по разделу

 «Познаём мир, других людей и себя» - 8 ч.

№ п\п

Дата

                                Тема занятия.

Расширение  представлений о труде людей в природе.

Мир вокруг нас. Знакомство с названием месяцев, времён года Правила поведения на природе.

Своё имя, его производные формы; пол, день рождения, адрес, номер телефона.

Знакомство с названием родного посёлка, страны.  

Индивидуальные особенности: черты внешности, любимые занятия.

Левая и правая стороны (глаза, уши, руки, ноги).

Составление небольшого портрета-рассказа о себе.

Обучение решению простых этических ситуаций (хорошо – плохо; нравится – не нравится)

Календарно – тематическое планирование по разделу  

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 8 ч.

№ п\п

Дата

              Тема занятия.

1.

Число и цифра 1.

2

Обучение нахождению одинаковых и похожих по форме предметов.

3

Знакомство с понятиями: много, один, слева, справа.  

4

Ознакомление с качествами и свойствами предметов.

5

Закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

6

Обобщение и классификация предметов.

7

Число и цифра 2.

8

Величина, логическая задача в устной форме.

Календарно – тематическое планирование по разделу

«Учимся родному языку» - 8 ч.

№ п\п

Дата

                                        Тема занятия.

1

Знакомство детей в группе. Мир звуков.  

2

Игры, направленные на речевое общение.

3

Штриховка. Вызов у детей интереса к игрушке, обучение её описывать.

4

Знакомство с пословицами, в которых упоминается число один, с миром гласных и согласных звуков.

5

Учить на слух определять и распознавать звуки.  Штриховка. Росчерки.

6

Знакомство с гласным звуком [А] и буквой «А», с профессией учителя, воспитателя.

7

Закрепление умений находить букву «А» в словах, читать её в схеме слова.

8

Познакомить с заглавной буквой А и строчной буквой а. Росчерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 6 -7 лет в группе предшкольной подготовки ИЗО

Программа студии «Изобразительное искусство» разработана на основе учебного пособия Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста». Она наглядно знакомит детей дошкольного ...

Рабочая программа по обучению детей 5 -7 лет в школе развития на 2017–2018 учебный год. Художественная мастерская: изобразительное искусство

Рабочая программа  «Художественная мастерская. Изобразительное искусство» разработана на основе учебного пособия Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного...

Рабочая программа по обучению детей 5 -7 лет в школе развития на 2017–2018 учебный год. Художественная мастерская: Конструирование

Рабочая программа составлена на основе УМК «Преемственность» по программам Н.А. Федосовой и В.И. Романиной. Издательство «Просвещение»...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание об...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государствен...