Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"
учебно-методический материал по теме
Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-programma_po_predshkolnoy_podgotovke.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №2
Программа
«Школа будущего первоклассника»
Курганинск
Предшкольная подготовка:
«Школа будущего первоклассника»
Пояснительная записка.
- Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2013-2014 гг. является повышение доступности дошкольного образования.
В 2012 г. педагогическим советом МАОУ СОШ №2 принято решение об организации «Школы будущего первоклассника», которая функционирует на основании локальных нормативно-правовых актов.
Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ начальной школы. Предшкольная подготовка детей 6-6,5 летнего возраста обусловлена государственным заказом и заказом родителей. Для обеспечения равных стартовых возможностей, получения дошкольного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения в школе организовано предшкольное образование. Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога.
Цели программы:
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;
- Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Задачи программы:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
- Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
- Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;
- Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
(ред. от 01.04.2012) "Об образовании"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
- Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.
- Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97.
- Устав МАОУ СОШ №2.
- Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Организация работы «Школы будущего первоклассника»:
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с октября по апрель. 4группы по 20 детей. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 занятия. Каждое занятие длится 30минут с двумя физпаузами. Перерыв между занятиями – 10минут. Занятия ведут педагоги начальных классов, которым предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками.
Расписание занятий
(недели чередуются)
1неделя
1.9.00 – 9.30 «Грамотейка»
2.9.40 – 10.10 «Посчитаем – поиграем»
3.10.20 – 10.50 «Посмотри внимательно на мир»
2неделя
1.9.00 – 9.30 «Грамотейка»
2.9.40 – 10.10 «Посчитаем - поиграем»
3.10.20 – 10.50 «Умные ручки»
Циклограмма работы с родителями будущих первоклассников.
- дни открытых дверей;
- консультации;
- устный журнал для родителей;
- педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
- Родитель – это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок – хороший ученик.
- Как ребенку помочь стать самостоятельным.
- Как на самом деле любить детей.
- Физическая подготовленность ребенка к школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе/
Связная речь. Уметь составлять связное высказывание в соответствии с темой, с заданием учителя, соблюдая его композицию и логику, правильно употребляя слова в лексическом значении и грамматической форме.
Штриховка. Уметь штриховать в заданном направлении, не выходя за границы контура фигуры и соблюдая расстояние между штрихами. Уметь правильно сидеть при письме. Уметь правильно держать карандаш при письме.
Мыслительные операции. Уметь выполнять задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления зависимостей самостоятельно или с помощью взрослого.
Познавательная деятельность. Проявлять любознательность, активность, самостоятельно или с помощью взрослого с интересом выполнять задания. Темп деятельности ребёнка соответствует средним показателям возрастной группы. Может удерживать цель деятельности, намечать ее план, выбирать адекватные средства и сопоставлять результат деятельности с поставленной целью. Преодолевать трудности в работе самостоятельно или с помощью взрослого.
Учебный план:
№ | Название учебного занятия | Всего часов |
1. | «Посчитаем - поиграем» (развитие мыслительных операций) | 26 |
2. | «По дороге к Азбуке». | 26 |
3. | «Посмотри внимательно на мир» (развитие познавательных способностей) | 15 |
4. | « Умные ручки» (развитие мелкой моторики руки) | 11 |
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Комплексный подход при разработке занятий
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Наглядность.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа:
- способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
- воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
- обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами.
- укрепляет чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Ожидаемые результаты:
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы.
- Адаптация детей.
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.
Новизна:
- в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;
- в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической
принадлежности т.д.
Методическое обеспечение:
- Н.Б.Истомина, Н.А. Муртазина. Готовимся к школе. Тетрадь по математике в 2
частях. Москва: Изд. «ЛИНКА-ПРЕСС» 2009
- Т.Р.Кислова, А.А. Иванова. По дороге к Азбуке. Развивающее пособие для старших дошкольников. Москва: Изд. Баласс, 2012.
- Л.В. Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. Курс развития познавательных способностей для массовой школы из серии «Юным умникам и умницам». Рабочая тетрадь для дошкольников в 2частях.
Москва: Издат. РОСТ, 2012.
- Методическое пособие для подготовки к школе. Л.В.Мищенкова.
Москва: Изд. РОСТ,2012
Пояснительная записка по программе «Умные ручки».
Основная цель курса “Умные ручки” состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Важнейшими задачами курса являются:
– подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;
– обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
– ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;
– воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;
– воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;
– привитие навыков культуры труда.
Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, солома, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений, глина и др.
Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.
Конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме.
Использование различных видов деятельности:
– разметка: на глаз, сгибанием;
– обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. ( пластилин); резание (бумага);
– сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага);
– отделка: раскрашивание ( бумага); аппликация (бумага, природный материал); украшение рисунком ( бумага).
Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаши, линейка, ножницы, кисточка для клея, стека) и приспособлениями (подкладной лист, подставка для кисточки, тряпочка).
Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду.
К концу подготовительной ступени дети должны:
– определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение;
– конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;
– владеть приемами лепки;
– соблюдать правила культуры труда.
Календарно-тематическое планирование занятий «Умные ручки» по развитию мелкой моторики.
Дата | Тема занятия | К-во час |
Рисунок «Осенний листопад» | 1 | |
Аппликация «Корзинка с грибами» | 1 | |
Лепка «Овощи и фрукты» | 1 | |
Лепка «Колобок» | 1 | |
Украшаем ёлку. | 1 | |
Рисунок «Зимние забавы» | 1 | |
Лепка «Звери леса» | 1 | |
«Масленица» (игра) | 1 | |
Открытка для мамы | 1 | |
Аппликация «Ваза» | 1 | |
Украшаем Матрёшку. | 1 | |
Итого | 11 |
Пояснительная записка по практическому курсу
« Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».
Общая цель программы- подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад- школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.
Актуализация.
Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:
1.Линия формирования произвольного поведения;
2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4.Линия мотивационной готовности.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение
ошибок в чтении и письме
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных
представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
1.Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.
2.Развитие наглядно- образного и формирование словесно- логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
3.Формирование приёмов умственных действий - анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.
4.Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие умения работать в коллективе.
- Развитие умений говорения и слушания, чтения.
- Развитие интереса и внимания к слову, речи.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
- Расширение представлений об окружающем мире.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет. Занятия проводятся по учебнику- тетради «По дороге к Азбуке» ч.5.
Содержание работы:
- Развитие связной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_
ной картинке, по серии картинок;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Лексическая работа:
- обогащение словарного запаса детей;
- обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие звуковой культуры речи:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
- звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Развитие фонематического слуха:
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
- положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
- Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
- В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
К концу обучения по программе «По дороге к азбуке» у детей формируются следующие знания и умения:
1. Звуки:
- Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
- Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
- Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
- Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
- Уметь читать и составлять слоги.
2. Слоги:
- Знать понятие «слог».
- Уметь проводить слоговой анализ слов.
- Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
- Уметь выделять в словах первый и последний слог.
- Уметь подбирать слова на заданный слог.
- Уметь составлять прямые и обратные слоги.
- Уметь печатать слоги.
3. Слова:
- Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
- Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
- Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
- Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
- Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
- Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.
4. Буквы:
- Знать буквы.
- Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква».
- Знать согласные и гласные буквы.
- Уметь соотносить букву и звук.
5. Связная устная речь.
- Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
- Уметь составлять предложения.
- Уметь пересказывать текст.
- Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Грамотейка».
(26 часов)
№ | Дата | Тема занятия | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов |
развивающий аспект | ||||
1. | Знакомимся со звуком [у] и буквой «у». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
2. | Знакомимся со звуками [а], [и] и буквами «а», «и». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
3. | Знакомимся со звуками [о], [ы] и буквами «о», «ы». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
4. | Знакомимся со звуками [т], [т'] и буквой «т». Знакомимся со звуками [п], [п'] и буквой «п». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
5. | Знакомимся со звуками [к], [к'] и буквой «к». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
6. | Знакомимся со звуки [м], [м'] и буквой «м». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
7. | Знакомимся со звуками [с], [с'] и буквой «с». Знакомимся со звуками [н], [н'] и буквой «н». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
8. | Знакомимся со звуком [э] и графическим образом буквы «э». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
9. | Знакомимся со звуками [х], [х'] и буквой «х». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
10. | Знакомимся со звуком [й'] и буквой «й». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии | 1 | |
11. | Знакомимся со звуками [й'], [а] и буквой «я». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
12. | Знакомимся со звуками [з], [з'] и буквой «з». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии | 1 | |
13. | Знакомимся со звуками [б], [б'] и буквой «б». Знакомимся со звуками [в], [в'] и буквой «в». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
14. | Знакомимся со звуками [ф], [ф'] и буквой «ф». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
15. | Знакомимся со звуками [д], [д'] и буквой «д». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии | 1 | |
16. | Знакомимся со звуками [г], [г'] и графическим образом буквы «г». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии | 1 | |
17. | Знакомимся со звуками [л], [л'] и буквой «л». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
18. | Знакомимся со звуками [й'], [э] и буквой «е». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
19. | Знакомимся со звуками [ш], [ж] и графическими образами букв «ш», «ж». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
20. | Знакомимся со звуками [й'] ,[о] и буквой «ё». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, ,рефлексии | 1 | |
21. | Знакомимся со звуками [р], [р'] и буквой «р». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
22. | Знакомимся со звуком [ч'] и буквой «ч». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
23. | Знакомимся со звуками [й'], [у] и буквой «ю». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
24. | Знакомимся со звуками [ц], [щ'] и буквами «ц», «щ». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
25. | Знакомимся с мягким и твёрдым знаками. | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
26. | Занятие-путешествие. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии | 1 |
Пояснительная записка по практическому курсу «Посчитаем – поиграем».
Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
- на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
- на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
- на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.
В основе курса лежит работа по тетрадям И.Б.Истоминой «Готовимся к школе».
Задания, предложенные в Тетради по математике №1, способствуют уточнению и расширению представлений дошкольников о пространственных и качественных отношениях, о числе и цифре, а также подготавливают детей к усвоению состава однозначных чисел. Выполнение заданий в системе обеспечивает преемственность дошкольной математической подготовки и развивающего курса начальной математики (автор д.п.н., профессор Н.Б. Истомина).
В Тетради по математике № 2 "Готовимся к школе" продолжается работа по формированию у детей представлений о числе и цифре, повторяются названия числительных и их последовательность при счете, ведется подготовка к изучению состава однозначных чисел, уточняются понятия "выше - ниже", "шире - уже", "длиннее - короче". Выполнение заданий в системе обеспечивает преемственность дошкольной математической подготовки и начального курса математики.
К концу подготовительной ступени дети должны знать:
- числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
- предшествующее число, последующее, числа – соседи;
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, «столько же», «также», «уже-шире», «короче-длиннее», «больше-меньше»;
- геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
- основные цвета и их оттенки;
- временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
- название дней недели;
- название месяцев и времен года;
- направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Посчитаем - поиграем».
(26 часов)
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | Сделай «так-же», сделай «по-другому». | Сравнение предметов по различным признакам. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
2. | Найди «лишний предмет». Анализ объекта. | Сравнение предметов по различным признакам: цвету, форме, размеру и т.д. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
3. | Представление о пространственных отношениях ( слева, справа). | Понятия «лево-право». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
4. | Представление о пространственных отношениях ( слева, справа, вверх, вниз). | Понятия «лево-право», «верх-низ». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
5. | Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз, ближе, дальше). | Понятия «ближе», «дальше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
6. | Установление взаимнооднозначного соответствия предметов (образование пар). Отношение «столько же». | Понятия «столько же», «больше», «меньше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | |
7. | Отношение «столько же». | Понятие «столько же». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | |
8. | Знакомимся с графическим образом цифр. | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 3 | |
9. | Занятие-игра. | Цифры и их графические образы. | Развитие внимания, зрительной, слуховой и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, творческих способностей, речи, рефлексии | 2 | |
10. | Признаки предметов. Графический диктант. | Сравнение предметов по различным признакам. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
11. | Признаки предметов. Графический диктант. | Сравнение длин предметов (визуально). | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
12. | Признаки предметов. | Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее». | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
13. | «Давайте подумаем…» | Установление закономерностей. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
14. | Сравнение предметов. | Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
15. | Размеры предмета. | Сравнение и классификация предметов по различным признакам | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
16. | Ориентируемся в пространстве. Графический диктант. | Задания на формирование пространственных представлений. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
17. | Снова о предмете в пространстве. | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
18. | Сравниваем предметы. | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
19. | Занятие-игра. | Задания на ориентирование в пространстве, обобщение и классификацию, определение последовательности событий. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии | 1 |
Пояснительная записка по практическому курсу
«Посмотри внимательно на мир». (РПС)
Курс «Развитие познавательных способностей» (РПС) для дошкольников рассчитан на детей 6 лет, готовящихся стать первоклассниками.
Курс направлен на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, речи, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей, а также различных сторон логического мышления.
У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствуют занятия данного курса.
Занятия построены на сочетании коррекционно-развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).
Ожидаемые результаты.
- Первый уровень – приобретение дошкольником социальных знаний;
- Второй уровень – получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- Третий уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.
- Развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся;
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Посмотри внимательно на мир».
(15 часов)
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | Итак, мы начинаем…Чему учат в школе? | Что ждёт будущих учеников в школе и зачем нужно учиться. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии. | 1 | |
2. | Про звонок и про урок. Семицветная дуга. | Значение школьного звонка и урока. Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». | Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии. | 1 | |
3. | Рисуем бусы. Развиваем фонематический слух. | Порядок расположения цветов в Российском флаге. Что такое фонематический слух. Рифма. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, речи, воображения, рефлексии. | 1 | |
4. | Времена года: осень, зима. | Отличительные особенности осени и зимы как времён года. | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, фонематического слуха, чувства рифмы, речи, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
5. | Времена года: весна, лето. | Отличительные особенности весны и лета как времён года. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | |
6. | Дни недели. Слушаем сказку. Развиваем мелкую моторику. | Что такое русская народная сказка? Популярные герои рус.нар.сказкок. История возникновения названий дней недели. Упр. для развития мелкой моторики руки. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, чувства рифмы, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
7. | Размеры предмета. Геометрические фигуры. | Сравнение предметов по различным признакам: длине, ширине, толщине, глубине, высоте. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса. | 1 | |
8. | И снова сказка. Ещё о геометрических фигурах. | Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Понятия «лево-право», «верх-низ». | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
9. | Развиваем воображение и фантазию. Трудные задания от Василисы Премудрой. | Чем отличается воображение от фантазии. Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок. | Развитие внимания, воображения, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, чувства рифмы, речи, артистических способностей, рефлексии | 1 | |
10. | Развиваем речь. Качества характера. | Антонимы – слова «наоборот». Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, воображения, ориентации в пространстве, речи, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
11. | Домашние и дикие животные. | Разнообразие домашних животных , их роль в жизни человека. Разнообразие диких животных. | Развитие внимания, мышления, смысловой и слуховой памяти, воображения, конструкторских и артистических способностей, речи. чувства рифмы, фонематического слуха, рефлексии | 1 | |
12. | Предмет в пространстве, их взаимное расположение. | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения. | Развитие внимания, логического мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | |
13. | Внешний вид ученика. Эстафета занимательных заданий. | Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены. | Развитие внимания, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, быстроты реакции, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей, чувства рифмы, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | |
14. | Трамвайчик «Первоклашка». Тестируем и тренируем внимание и мышление. | Тесты на определение объёма внимания и его концентрации, на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных. | Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции, речи, рефлексии. | 1 | |
15. | Тестируем и тренируем память и мышление. | Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти, на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умение обобщать. | Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, мышления, воображения, фантазии, рефлексии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
программа по математике для будущих первоклассников
Данная программа по математике предназначена учителям начальных классов для проведения занятий по подготовке к школе...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников
Предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС....
Программа "Школа развития для будущих первоклассников"
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...