Программа предшкольной подготовки "Школа развития"
рабочая программа по теме
Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе развития». Занятия в «Школе развития» проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их. Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnoy_podgotovki.docx | 56.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ»
Пояснительная записка
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе развития». Занятия в «Школе развития» проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель реализуется в группах кратковременного пребывания в МОУ «Объячевская СОШ»
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и качеств личности;
— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
В нашем МОУ «Объячевская СОШ» занятия в «Школе развития» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей».
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.
Примерное количество занятий в неделю
Название раздела | Число занятий |
«Речевое развитие» | 2 |
«Развитие математических способностей» | 2 |
Всего: | 4 |
Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам) с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки».
В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Программа раздела «речевое развитие «От слова к букве»
Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Программа раздела «Развитие математических способностей»
курса «Математические ступеньки»
Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Рабочая программа по курсу «От слова к букве»
(модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе» для дошкольников)
Рабочая программа по русскому языку для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2009.
• Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1-2 | 2ч | Добуквенный период (10 ч) | Развитие связной речи. Рассказ по картинке |
3-4 | 2ч | Понятие предложения. Схема предложения | |
5-6 | 2ч | Составление предложений по схеме | |
7-8 | 2ч | Слог. Деление слов на слоги | |
9-10 | 2ч | Ударение. Ударный и безударный слоги | |
1-2 | 2ч | Буквенный период (45 ч) | Понятие буквы и звука. |
3-4 | 2ч | Гласные и согласные звуки. | |
5 | 1ч | Буква и звук а. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
6 | 1ч | Буква и звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
7 | 1ч | Буква и звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
8 | 1ч | Буква и звук и. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
9 | 1ч | Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
10 | 1ч | Буква и звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
11 | 1ч | Буква н, звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
12-13 | 2ч | Составление слогов с изученными буквами | |
14-15 | 2ч | Твердые и мягкие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
16 | 1ч | Буква р, звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
17 | 1ч | Буква л, звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
18 | 1ч | Буква м, звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
19-20 | 2ч | Звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
21 | 1ч | Буква п, звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
22 | 1ч | Буква б, звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
23 | 1ч | Буква т, звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
24 | 1ч | Буква д, звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
25 | 1ч | Буква к, звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
26 | 1ч | Буква г, звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
27 | 1ч | Буква в, звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
28 | 1ч | Буква ф, звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
29 | 1ч | Буква з, звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
30 | 1ч | Буква с, звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
31 | 1ч | Буква ж, звук ж. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
32 | 1ч | Буква ш, звук ш. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
33-34 | 2ч | Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
35 | 1ч | Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
36 | 1ч | Буква й, звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | |
37 | 1ч | Буква х, звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
38 | 1ч | Буква ч, звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
39 | 1ч | Буква щ, звук щ’. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
40 | 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
41 | 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
42 | 1ч | Гласная буква «я». Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
43 | 1ч | Гласная буква «ё». Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
44 | 1ч | Гласная буква «е». Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
45 | 1ч | Гласная буква «ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами | |
1 | 1ч | Чтение и письмо (5 ч) | Чтение и письмо букв и слогов. Игры «Доскажи словечко» , «Угадай слово» |
2 | 1ч | Чтение и письмо букв и слогов. Игра «Продолжи сказку» | |
3 | 1ч | Чтение и письмо букв и слогов. Игра «Составь загадку» | |
4 | 1ч | Чтение и письмо букв и слогов. Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» | |
5 | 1ч | Игра «Путешествие в стране букв» |
Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
(модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» для дошкольников)
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 60 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 | 1ч | Доцифровой период (10 ч) | Понятия «Больше, меньше, столько же» |
2 | 1ч | Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже» | |
3-5 | 3ч | Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке | |
6 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник) | |
7 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (круг) | |
8 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник) | |
9 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) | |
10 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат) | |
1-2 | 2ч | Цифровой период (30 ч) | Число и цифра 1 |
3-4 | 2ч | Число и цифра 2 | |
5-6 | 2ч | Число и цифра 3 | |
7-8 | 2ч | Число и цифра 4 | |
9-10 | 2ч | Число и цифра 5 | |
11-12 | 2ч | Закрепление состава чисел 1-5 | |
13-14 | 2ч | Число и цифра 6 | |
15-16 | 2ч | Число и цифра 7 | |
17-18 | 2ч | Число и цифра 8 | |
19-20 | 2ч | Число и цифра 9 | |
21-22 | 2ч | Закрепление состава чисел 6-9 | |
23-24 | 2ч | Число и цифра 0. Обратный счет. | |
25-26 | 2ч | Закрепление состава чисел 1-9 | |
27-28 | 2ч | Год, месяц. | |
29-30 | 2ч | Дни недели, сутки | |
1 | 1ч | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (13 ч) | Смысл сложения. |
2 | 1ч | Сложение вида +1 | |
3 | 1ч | Сложение вида +2 | |
4 | 1ч | Сложение вида +3 | |
5 | 1ч | Сложение вида +4 | |
6 | 1ч | Сложение в пределах 10 | |
7 | 1ч | Смысл вычитания. | |
8 | 1ч | Вычитание вида -1 | |
9 | 1ч | Вычитание вида -2 | |
10 | 1ч | Вычитание вида -3 | |
11 | 1ч | Вычитание вида -4 | |
12 | 1ч | Вычитание в пределах 10 | |
13 | 1ч | Сложение и вычитание в пределах 10 | |
1-2 | 2ч | Простые задачи (7 ч) | Решение простых задач с опорой на наглядность |
3 | 1ч | Игра «В гостях у царицы Математики» | |
4 | 1ч | Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен. | |
5-6 | 2ч | Составление и решение простых задач | |
7 | 1ч | Игра «Путешествие в страну чисел» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» /под редакцией Н.Ф.Виноградовой/ .
Пограмма разработана для работы по подготовке детей к школе....
Модифицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»
Модефицированная программа предшкольного образования по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» »предназначена для подготовки к школе дете...
Проект программы обучения и развития детей 5-7лет « Предшкольная пора»
Большая часть дошкольников, не имеет должного уровня подготовки к школе, поэтому появилась необходимость создания проекта программы, позволяющей систематизирова...
Программа обучения и развития детей "Предшкольная пора", 2011-2013
В презентации рассказывается об организации обучения в ШБП, дана структура программы, её краткое описание. Работа с родителями....
Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа предшкольного образования по развитию речи
Цель программы - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; развитие правильной, грамотной...