Итоги и анализ работы по ФГОС 2011-2012 учебный год
план-конспект урока (1 класс) на тему
Первые итоги работы в первом классе по новым ФГОС. Успехи и недостатки. Взгляд учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_i_analiz_raboty_po_fgos.docx | 114.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоги и анализ работы по ФГОС в 1 классе МОУ «Краснокустовская ООШ»
2011 – 2012 уч. год
С 1 сентября этого года вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты на первой ступени школьного обучения. Теперь в начальной школе ученика мы учим не только читать, считать и писать, чему и сейчас подавляющее большинство педагогов учит вполне успешно. У школьника необходимо развивать две группы умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, в частности, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у школьника мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.
Для успешного внедрения стандартов необходимо было проанализировать внешнюю и внутреннюю среды школы и разработать целостную систему действий с четко определенными результатами. Эти действия предполагали создание и совершенствование нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического и мотивационного ресурсов.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по введению ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объеме. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, о Совете, составлены план-график. Составлен план мероприятий по ведению ФГОС НОО, регламентирующий создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. До начала учебного года и в течение всего учебного года обновлялась материально-техническая база.
Введение ФГОС нового поколения в школе обсуждалась педагогическом совете, родительских собраниях, заседаниях учителей начальных классов. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся.
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили стандарты, познакомили родителей с образовательной программой школы.
Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении 2010 – 2012 годов шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения среди педагогических работников школы.
№ п/п | Показатели | Всего | Количество | % |
1. | Руководитель ОУ, прошедший курсовую подготовку по ФГОС НОО | 1 | 1 | 100% |
2. | Зам. директора по УВР, прошедший курсовую подготовку по ФГОС НОО | 1 | 1 | 100% |
3. | Учителя 1-х классов прошедшие курсовую подготовку по ФГОС НОО | 2 | 2 | 100% |
6. | Реализуемые УМК: | ОС «Школа 2100» |
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. 1 класс (классный руководитель: Шилина Т. А.) работал по УМК ОС «Школа 2100», который в полной мере соответствуют требованиям ФГОС.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В течение всего учебного года отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
- изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в школе;
- анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
- итоговая диагностика, ставящая определения уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
В сентябре в первых классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали. Что 35% учащихся имеют высокий уровень, 52% - средний уровень и 17% - низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе.
В конце учебного года была проведена комплексная работа за 1 класс (по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения).
Работу выполняли учащиеся первых классов. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части. Результаты мониторинга следующие:
Материалы, процедура и итоги комплексной работы были проанализированы и доведены до сведения родителей.
Всеми учителями первых классов заведены портфолио.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса в первых классах нашей школы являются групповые формы работы, что обеспечивают навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности.
Активно использую в своей работе современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
- ИКТ;
- технология деятельностного подхода;
- проектная технология;
- групповая работа;
- исследовательская технология;
- элементы здоровьесберегающей и игровой технологий;
- технология продуктивного чтения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Главная роль в этом принадлежит учителю. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, умение проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности являются решающим фактором успешного воплощения новых стандартов школьного образования. Универсальные учебные действия
Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и д.р. Как проектировать УУД в начальной школе). Виды универсальных учебных действий:
- Личностные действия
- Самоопределение
- Смыслообразование
- Нравственно-этическая ориентация
- Регулятивные действия
- Целеполагание
- Планирование, прогнозирование
- Контороль, коррекция
- Оценка
- Саморегуляция
- Познавательные универсальные действия
- Общеучебные универсальные действия
- Логические универсальные действия
- Постановка и решение проблем
Коммуникативные действия
Авторы ОС «Школа 2100» разработали «Таблицы образовательных результатов»
Таблицы метапредметных результатов
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1 КЛАСС
Ф И ученика | Извлекать информацию | Перерабатывать информацию | Представлять информацию | Средний % каждого ученика | ||||
(н) Отличать новое от уже известного с помощью учителя. (П) Понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг. | (н) Ориентироваться в учебнике. (п) Понимать в каких источниках можно найти необходимую информацию. | Находить ответы на вопросы используя6 (н) жизненный опыт и учебник. (п) элементарные схемы таблицы, предложенные учителем словари, энциклопедии. | Делать выводы о главных признаках предметов и явлений:(н)в результате совместной работы всего класса. (п) наблюдать и делать самостоя тельные выводы | Группиро вать предметы (н) по одному основанию.(п) по двум основании ям | Сравн вать Предметы: (н) по одному основа нию.(п) по двум основанииям | (н) Подробно пересказывать небольшие тексты, называть тему, составлять ответ-высказывание. (п) Представлять информацию в виде: небольшого текста, просто плана. |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 1- 2 КЛАСС
По классу в целом | Оценивать ситуации и поступки | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей | Самоопределяться в жизненных ценностях
| ||||
Оценивать однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции: (н) общепринятых правил человеколюбия, красоты, труда. (п) общечеловеческих нравственных и российских гражданских ценностей. | Постепенно понимать что жизнь не похожа на сказки: (н) понимать , что не возможно разделить людей на хороших и плохих. (п) отделять оценку поступка от оценки самого человека замечать неоднозначные поступки. | Объяснять оценки однозначных поступков как хороших или плохих с позиции: (н) известных и общепринятых правил. (п) общечеловеческих нравственных и российских гражданских ценностей. | Осознавать и называть отдельные личные: (н) мотивы и результаты. (п) качества и черты характера, личные цели. | Объяснять, что связывает тебя (н) с другими людьми и с природой. (п) с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны. | Выбирать правильные поступки: (н) в однозначно оцениваемых ситуациях на основе известных общепринятых правил. (п) формулировать самостоятельно правила поведения, общее для всех людей, всех граждан России. | Относится к своим плохим поступкам: (н) признавать (п) отвечать за них ( принимать наказание) |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1 – 2 КЛАССЫ
Ф И ученика | Доносить свою позицию | Понимать других | Сотрудничать с другими людьми | Сред ний % каждого учении ка | |||||||
Высказывать свою мысль, мнение в беседе-диалоге, в ходе выполнения задания в монологе: (н)в виде одного предложения или небольшого текста. (п) обосновывать своё мнение, приводя аргументы, оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации.
| Объяс нять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте: (н) с помо щью учите ля. (п) самос тоятельно | Вычитывать информацию данную в явном виде (устно, письменно: (н) с помо щью учите ля. (п) самос тоятельно | Учиться вычиты вать информа цию данную в НЕявном виде: (н) с помо щью учите ля. (п) самос тоятельно | Опре делять глав ную мысль текста: (н) с помо щью учите ля. (п) самос Тоятельно, а также пониматьсмысл текстов, высказываний в целом | Демонтриро вать понимание текста: (н)через выразительное чтение, пересказ. (п) посредством творческого пересказаинтерпретировать (понимать и оценивать) текст. | Вести диалог: (н) учиться задавать с помощью учителя воросы на понимание автору текста или устного высказывания. (п) самостоятельно вести диалог с автором текста и собеседником. | Относиться к новой точке зрения: (н) замечать различия своей и иной точки зрения. (п) принимать другую не похожую на свою точку зрения. | Работать в группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик): (н)учиться выполнять роли. (п) распределять роли , вырабатывать и принимать коллективные решения. | Предотвращать и преодолевать конфликты. (н) совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. (п) уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий |
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и психологом, медсестрой осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребенка. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают. После уроков обучающиеся ежедневно совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением обучающимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр воспитания ИТИП РАН).ФГОС рекомендовано 5 направлений, которые должны быть реализованы обязательно:
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Спортивно- оздоровительное
Духовно- нравственное
Социальное
Могут дополнительно реализовываться и другие направления.
На наш взгляд, объем внеурочной деятельности должен быть связан с индивидуальными особенностями ребенка. В больших школах, где есть параллели этот вопрос можно решить, а в сельской, если все родители хотят например кружок лепки, а Ваш ребенок не имеет желания этим заниматься, Вам все равно придется согласиться с мнением большинства. Кроме того родители относятся к внеурочной деятельности настороженно и администрации школы приходится, выполняя социальный заказ, очень трудно. Мы, например, руководствовались анкетированием по одарённости ребёнка, а также материально-технической базой школы. Анкетирование показало следующие результаты:
График доминирующих областей
Таким образом, мы видим, что доминирующими областями стали художественная деятельность, природа и естествознание, математика и техника. Поэтому внеурочную деятельность мы организовали в школе по следующим направлениям:
Основные направления школы
по реализации внеурочной деятельности обучающихся
1-2 классов
Направления | Программы дополнительного образования - кружок | Кол-во часов в неделю |
Общеинтеллектуальное | «Мир деятельности» | 2 |
Общекультурное | «Азбука содержания животных» | 1 |
| «Декоративно-прикладное искусство» | 1 |
71% родителей согласились с выбором, 29% согласились с большинством.
Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Первый год внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
- необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеучебной деятельностью;
- отсутствие комнат релаксации для детей.
Заключение
Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год
С данным анализом выступала на итоговом педсовете...
Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.
Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год....
Анализ работы ШМО за 2011-2012 учебный год
Анализ работы Мо...
Анализ работы ШМО в 2011/2012 учебном году
Анализ работы МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 20 г. Орехово-Зуево Московской области...
Анализ работы ШМО за 2011- 2012 учебный год
В данном файле содержится анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год....
Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...
Анализ работы ШМО за 2011 - 2012 учебный год
Материал содержит отчёт руководителя методического объединения за 2011 - 2012 учебный год....