Анализ работы ШМО за 2011- 2012 учебный год
материал по теме
В данном файле содержится анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_za_2011-2012_god.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ
работы методического объединения
учителей начальных классов
за 2011 – 2012 учебный год.
Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2011-2012 учебном году строилось в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников – путь к повышению качества обучения и воспитания».
В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:
- качественное освоение УМК «Школа 2100» в рамках введения ФГОС;
- внедрение в практику учителей начальных классов современных образовательных технологий ( проектных, проблемных, исследовательских);
- совершенствование технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе;
- создание условий для развития рефлексивной культуры учителя и учащегося;
- организация деятельности педагогов по приобщению детей к духовной культуре и традициям русского народа через организацию сотрудничества с музеями, библиотеками;
- совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу;
- создание условий для успешного прохождения учителями начальных классов процедуры аттестации; изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Кадровый состав методического объединения
№ п/п | Ф.И.О | Образование | Стаж | Разряд | Класс | УМК |
1 | Киреева Т.В. | Высшее | 32 | 14 | 3 | Школа 2100 |
2 | Мадяева Г.А | Высшее | 28 | 13 | 2 | Школа 2100 |
3 | Бурмистрова С.И. | Высшее | 22 | 13 | 4 | Школа 2100 |
4 | Редина В.Н. | Высшее | 30 | 13 | 1а | Школа 2100 |
5 | Фомина О.Н | Высшее | 18 | 13 | 1б | Школа 2100 |
Анализ данных, приведённых в таблице, позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе работают опытные высококвалифицированные специалисты.
100% имеют высшее образование, из них 80% высшее специальное. 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию, 4 – первую. 1 педагог имеет стаж работы от 10 до 20 лет, 3 – от 20 до 30 лет, 1 – более 30 лет. Средний стаж работы составляет 26 лет. Приведённые цифры свидетельствуют о наличии определённого опыта работы и достаточно высоком профессиональном уровне учителей начальных классов. Однако устоявшаяся педагогическая позиция учителей, имеющих большой стаж педагогической деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, сформированных в условиях авторитарной школы, не всегда благоприятно сказывается на способности педагогов переосмыслению и переоценки задач профессиональной деятельности в современных условиях.
Данная проблема в течение 2011-2012 учебного года проходит через организацию целенаправленной , систематической работы по повышению профессионального уровня педагогов.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства являются:
- прохождение курсов подготовки в МРИО;
- участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов, муниципальных семинарах, конференциях, педагогических чтениях;
- взаимопосещение уроков;
- работа над индивидуальной методической темой;
- изучение опыта работы лучших учителей школы, города, республики.
Анализ деятельности методического объединения.
Изменение профессиональной позиции учителя является сложным процессом, оно прямо связано с его личностными качествами, с его профессиональными ценностями, ориентациями.
В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития ребёнка и уровня овладения им знаниями. Необходимо знакомить учителей с современными концепциями, методиками воспитания и развития личности.
Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях методического объединения.
В течение 2011-2012 учебного года было организовано и проведено 5 заседаний по следующей тематике:
Дата | Тема |
Август | Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников. |
Ноябрь | ФГОС второго поколения. |
Январь | Использование современных технологий как условие формирования познавательной самостоятельности и самоорганизации учащихся. |
Март | Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК «Школа 2100» |
Май | Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей. |
Анализ информации, представленной в таблице, показывает, что тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы на 2011-2012 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значения для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Особое внимание при подготовке и проведении заседаний методического объединения уделялось вопросам качественного освоения учебно-методического комплекта для начальной школы: «Школа 2100», совершенствованию технологии проведения современного урока в начальной школе, качеству образовательной подготовки младших школьников.
На заседаниях МО рассматривались теоретические вопросы, связанные с изучением трудных разделов программы и организацией образовательного процесса в начальной школе.
Особое внимание на заседаниях методического объединения уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта учителей начальных классов. На первое место выступают задачи, связанные с развитием личности младших школьников, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.
Одной из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов является их участие в деятельности муниципальных, республиканских семинарах. Фомина О.Н. приняла участие в муниципальном семинаре «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС», Бурмистрова С.И. в республиканской научно-практической конференции в МБОУ «Лицей №4» «Новые подходы к организации образовательного процесса на начальной ступени общего образования»», Мадяева Г.А. приняла участие в муниципальном семинаре в МБОУ «СОШ № 5» «Развитие интеллектуального, творческого потенциала младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Бурмистрова С.И. и Мадяева Г.А. приняли участие во Всероссийской конференции «Этнокультурное образование : « опыт и перспективы», где представили свою работу по теме « Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на основе традиций национальной культуры».
Участие в подобных мероприятиях даёт учителям возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса в начальной школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города, республики, что способствует повышению уровня профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.
Анализ состояния преподавания предметов в начальной школе.
В 2011-2012 учебном году контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану ВШК. В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку, математике, чтению в виде административных контрольных работ:
- стартовой (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
- промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;
- итоговый (годовой) контроль, цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживание динамики их обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучении учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, где получены неудовлетворительные результаты.
Итоги административных работ по математике в 1-4 классах
начальной школы за 2011-2012 учебный год
(успевают на «4» и «5»)
Класс | Ф.И.О. учителя | Стартовой контроль | Полугодовой контроль | Годовой контроль | 2011-2012 (%) |
1а | Редина В.Н. | - | - | 61 | 61 |
1б | Фомина О.Н. | - | - | 70 | 70 |
2 | Мадяева Г.А. | 38 | 73 | 57 | 56 |
3 | Киреева Т.В. | 64 | 63 | 64 | 63 |
4 | Бурмистрова С.И. | 50 | 69 | 57 | 58 |
Анализируя данные, приведённые в таблице, следует отметить, что результаты выполнения контрольных работ стабильные.
Типичными ошибками при выполнении контрольных работ по математике являются вычислительные (вне зависимости от реализуемого УМК), определённые трудности у учащихся вызвали задания, связанные с преобразованием величин, нахождение периметра и площади прямоугольника.
Учителям начальных классов следует обратить особое внимание на изучение данных тем, максимально дифференцируя работу по выработке специальных знаний и умений. Теоретические вопросы, связанные с изучением данных тем, необходимо включить в план работы МО на 2011-2012 учебный год.
Итоги административных работ по русскому языку в 1-4 классах
начальной школы за 2011-2012 учебный год
(успевают на «4» и «5»)
Класс | Ф.И.О. учителя | Стартовой контроль | Полугодовой контроль | Годовой контроль | 2011-2012 (%) |
1а | Редина В.Н. | - | - | 62 | 62 |
1б | Фомина О.Н. | - | - | 45 | 45 |
2 | Мадяева Г.А. | 59 | 76 | 70 | 68 |
3 | Киреева Т.В. | 30,4 | 65 | 58 | 51 |
4 | Бурмистрова С.И. | 56,5 | 64 | 58 | 59 |
Результаты контрольных работ по русскому языку стабильны. Некоторые отличия в показателях 1 четверти вполне объективны и объясняются особенностями адаптации учащихся к началу учебного года и тем, что за период летних каникул некоторые умения были подзабыты.
Типичными ошибками при написании диктантов по русскому языку являются ошибки на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, ошибки на пропуск, замену букв. Учителям следует особое внимание обратить на усвоение алгоритма определения орфограммы в слове, использования правил проверки обнаруженных орфограмм на основе чётко организованной дифференцированной работы. Теоретические вопросы, связанные с изучением выделенных тем, следует включить в план заседаний МО на будущий год.
Результаты итоговых контрольных работ по математике, русскому языку, технике чтения, выполненных учащимися 1 классов, говорят о высоком уровне адаптации младших школьников к условиям обучения в школе и об усвоении программного материала согласно требованиям образовательных стандартов.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учителями начальных классов ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся специальных общеучебных знаний, умений и навыков. Итоговые показатели успеваемости учащихся 1-4 классов по основным общеобразовательным предметам свидетельствует о достаточно высоком уровне образовательной подготовки учащихся 2-4 классов. Однако недостаточный уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности не позволяет отдельной группе учащихся усваивать учебный материал на высоком уровне. При планировании работы методического объединения на будущий год в качестве приоритетного направления практической деятельности выделить работу по формированию основных компонентов учебной деятельности, развитию навыков самоконтроля учащихся, формированию готовности к дальнейшему обучению.
Анализ работы с одарёнными детьми.
Приоритетными направлениями деятельности стали:
- раннее выявление способных и одарённых детей и создание условий реализации их творческого потенциала;
- повышение мотивации учащихся к углубленному изучению математики, русского языка и других предметов начальной школы;
- развитие логического мышления учащихся, умение интегрировать знания и применять их для нестандартных задач и получения новых знаний;
- активизация внеклассной деятельности учащихся по интересам; занятия в факультативах, кружках и т.д.
Оптимальным способом выявления и поддержки таких детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников.
В 2011-2012 учебном году были проведены олимпиады по русскому языку и математике в 4 классе.
По русскому языку: 1место – Сорокина Лиза,
2 место – Калявин Сергей.
Однако, следует отметить, что качество подготовки участников муниципальных олимпиад оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что система работы со способными и одарёнными детьми находится пока в стадии становления. Недостаточно чётко разработаны механизмы выявления ранней одарённости, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости. Не принимаются во внимание уровень личного развития школьников, их готовности к участию в подобного рода мероприятиях. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей, создавая режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Помимо участия в школьных и городских предметных олимпиадах, ученики начальной школы приняли участие в Международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», «Бульдог», « Природа и мы», в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее -2012» и в других. По итогам конкурса ребята получили грамоты и дипломы.
Достижения учащихся начальной школы
за 2011-2012 учебный год.
№ п/п | Название конкурса | Уровень | Ф.И. участника | Награды |
1 | Русский медвежонок – 2011 г. | Российский | Антропова К. Ейкина Н. Савин Н. Краюшкина Ю. Быхалова Н. Полынкова Н. Солдаткина И. | Сертификат 30б. Сертификат 16б. Сертификат 65б. Сертификат 23б. Сертификат 65б. Сертификат 36б. Сертификат 30б. |
Кузнецова А. Рахмукова К. Горбовский М. Рабиева А. Морозов Д. Шведкова Ю. Шмелёва Л. Сорокина Е. Дыбовский А. Хвостов И. | Сертификат 86б. Сертификат 59б. Сертификат 52б. Сертификат 45б. Сертификат б. Сертификат 48б. Сертификат 51б. Сертификат 49б. Сертификат 31б. Сертификат | |||
2 | Кенгуру | Российский | Логинова М. Дыбвский А. Петряков С. Глебов Ж. Хвостов И. Облизин С. Юртаев Д. | |
3 | Природа и мы | Российский | Быхалова А. Полынкова А. Облизин С. Шмелёва Л. Петряков С. Евстефейкина В. | |
4 | Бульдог | Российский | Кузнецова А. Рахмукова К. Горбовский М. Морозов Д. Меженев Р. Дыбовский А. Хвостов И. | Сертификат 135б. 2 место в регионе Сертификат 135б. 2 место в регионе Сертификат 108б. |
5 | Городская олимпиада | Муниципаль ный | Глебов Ж. Евстефейкина В. | Сертификат 29б. Сертификат 45б. |
6 | Олимпиада по мордовскому языку | Школьный | Лушкина Ю. Кузнецова А. Рахмукова К. Шведкова Ю. Нарышкина В. Надорова А. | Победитель Призёр Призёр Призёр Призёр Призёр |
Дыбовский А. | Призёр | |||
7 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2012» | Школьный | Гришанова Ю. Федина И. Быхалова А. Савин Н. Кузнецова А. Дыбовский А. Хвостов И. | Грамота Грамота Грамота Грамота Грамота Грамота Грамота |
8 | ΙΙΙ форум «Твоё здоровье в твоих руках» | Республикан ский | Кузнецова А. Дыбовский А. | Грамота Грамота |
9 | Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь» | Муниципаль ный | Кузнецова А. Рахмукова К. | 1 место 2 место |
10 | Конкурс творческих работ по правилам дорожного движения | Республикан ский Муниципаль ный | Полынкова А. Калявин С. Куляпин Д. | Диплом Грамота |
11 | Конкурс юных чтецов | Муниципаль ный Республикан ский | Суродин Р. Суродин Р. | Диплом Грамота Диплом |
12 | Конкурс сочинений к 1000 летию единения мордовского народа с народами Рос. государства | Муниципаль ный | Хвостов И. | |
13 | Конкурс «Новогодняя игрушка» | Школьный | Полынкова А. | Грамота |
14 | Хореографический конкурс «Танцевальная гармония» | Муниципаль ный | Краюшкина Ю. Ейкина А. | Грамота Грамота |
15 | Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Юнитэр» | Муниципаль ный | Краюшкина Ю. Ейкина А. | Диплом Диплом |
16 | Конкурс инструментального исполнительства «Юный виртуоз» | Республикан кий | Стёпочкин И. Стёпочкин Я. | Диплом 4 степени Диплом 4 степени |
17 | Конкурс инструментального исполнительства «Юный виртуоз» | Зональный | Стёпочкин И. Стёпочкин Я. | Грамота 4 степени Грамота 4 степени |
18 | Открытое первенство по фигурному катанию «Дружественная встреча стран СНГ» | Всероссий ский | Гаврюшов В. | Грамота 3 место |
19 | Открытое первенство г.Пензы по фигурному катанию | Российский | Гаврюшов В. | Диплом 2 степени 2 место |
20 | Личное первенство по фигурному катанию РМ «Золотая осень – 2011» | Республикан ский | Игнатова М. | 1 место |
21 | Соревнования по велоспорту – ВМХ | Всероссий ский | Яковлева Н. | 2 место |
22 | Соревнования по велоспорту – ВМХ в гонке «Классик» | Всероссий ский | Яковлева Н. | 1 место |
23 | Соревнования по общей физической подготовке среди девочек 2002 г.р. и младше | Республикан ский | Яковлева Н. | 1 место |
24 | Соревнования по велоспорту – ВМХ «Закрытие спортивного сезона 2011» | Республикан ский | Яковлева Н. | 1 место |
25 | Розыгрыш кубка РМ по велоспорту – ВМХ 2011г. | Республикан ский | Яковлева Н. | 1 место |
26 | Соревнования по велоспорту – ВМХ (5-6 этапы Кубка РМ в гонке «Классик» | Республикан ский | Яковлева Н. | 1 место |
Методическое объединение учителей начальных классов с 31 января по 3 февраля провело «Неделю начальной школы». Принимало активное участие во всех воспитательных мероприятиях школы; «День знаний», «День учителя», «Прощай, азбука», «Мы школьниками стали», «Зимушка-зима», «Приключения у новогодней ёлки», «Прощай, начальная школа», в фестивале, экскурсии, встречи.
Выступления на педсовете: Мадяева Г.А. «Сохранение и укрепление здоровья школьников – необходимое условие достижения высокого качества обучения и воспитания», Редина В.Н., Фомина В.Н. «Как мы решаем проблему обновления содержания образования в начальной школе».
Выступления на заседание классных руководителей: Мадяева Г.А. «Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся», Бурмистрова С.И., Фомина О.Н. «Совместная работа с педагогами дополнительного образования по развитию способностей школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год
С данным анализом выступала на итоговом педсовете...
Анализ работы ШМО за 2011-2012 учебный год
Анализ работы Мо...
Анализ работы ШМО в 2011/2012 учебном году
Анализ работы МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 20 г. Орехово-Зуево Московской области...
Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...
Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...
Итоги и анализ работы по ФГОС 2011-2012 учебный год
Первые итоги работы в первом классе по новым ФГОС. Успехи и недостатки. Взгляд учителя....
Анализ работы ШМО за 2011 - 2012 учебный год
Материал содержит отчёт руководителя методического объединения за 2011 - 2012 учебный год....