Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.
материал на тему
Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_i_analiz_raboty_po_fgos.docx | 90.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоги и анализ работы по ФГОС
Цель современного образовательного учреждения – создать условия для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовить на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире. Для этого необходимо создать условия для обновления содержания образования, технологий, системы оценивания, финансов, структуры управления, стимулирования труда педагогических работников. Данному процессу будет способствовать внедрение ФГОС начального общего образования как технического средства обновления ресурсов школы для формирования подготовленной к жизни в современном мире личности.
С 1 сентября этого года вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты на первой ступени школьного обучения. Теперь в начальной школе ученика мы учим не только читать, считать и писать, чему и сейчас подавляющее большинство педагогов учит вполне успешно. У школьника необходимо развивать две группы умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, в частности, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у школьника мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.
Для успешного внедрения стандартов необходимо было проанализировать внешнюю и внутреннюю среды школы и разработать целостную систему действий с четко определенными результатами. Эти действия предполагали создание и совершенствование нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического и мотивационного ресурсов.
В лицее была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по введению ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объеме. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, о Совете, составлены план-график, план рабочей группы по введению ФГОС. Составлен план мероприятий по ведению ФГОС НОО, регламентирующий создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Введение ФГОС нового поколения в лицее обсуждалась на управляющем совете лицея, педагогическом совете, родительских собраниях, заседаниях кафедры учителей начальных классов. Поведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся.
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили стандарты, познакомили родителей с образовательной программой лицея.
Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении 2010 – 2012 годов шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения среди педагогических работников лицея. На сегодняшний день из 15 учителей начальных классов только 1 учитель не прошел курсы повышения квалификации по ФГОС НОО.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. Все четыре 1 класса (классные руководители: Овсянникова Т. Н., Данилова Л. Я., Карасева Е. А., Яковлева И. В.) нашего лицея работали по УМК «Школа 2100», который в полной мере соответствуют требованиям ФГОС.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В течение всего учебного года педагоги нашего лицея отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней педагогами лицея ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в школе;
анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
итоговая диагностика, ставящая определения уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
В сентябре в первых классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали. Что 35% учащихся имеют высокий уровень, 52% - средний уровень и 17% - низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе.
В конце учебного года была проведена комплексная срезовая работа за 1 класс (по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения).
Работу выполняли учащиеся первых классов. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части. Результаты мониторинга следующие:
Материалы, процедура и итоги комплексной срезовой работы были проанализированы и доведены до сведения родителей.
Всеми учителями первых классов заведены портфолио.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса в первых классах нашего лицея являются групповые формы работы, что обеспечивают навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности.
Учителя первых классов Овсянникова Т. Н., Данилова Л. Я., Карасева Е. А., Яковлева И. В. активно используют в своей работе современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
ИКТ;
технология деятельностного метода;
проектная технология;
групповая работа;
исследовательская технология;
элементы здоровьесберегающей и игровой технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Главная роль в этом принадлежит учителю. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, умение проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности являются решающим фактором успешного воплощения новых стандартов школьного образования. Все учителя первых классов нашего лицея на достаточно высоком уровне владеют приемами проектирования образовательной среды, технологиями оценивания результата деятельности ребенка в условиях ФГОС, проектированием УУД в учебной и внеучебной деятельности. Своим опытом они делились с коллегами на заседаниях кафедры, педагогического совета на тему: «Освоение и внедрение федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы)», на страницах сборника лицея, посвященного ФГОС. Учителем 1 «В» класса Карасевой Е. А. был проведен открытый урок литературного чтения для учителей города, соответствующий требованиям ФГОС. Учителя Овсянникова Т. Н., Данилова Л. Я., Карасева Е. А. и Яковлева И. В. так же поделились своим опытом ведения урока нового поколения своими коллегами в рамках Муниципального семинара «Проблемы преемственности между ДОУ и МОУ в свете ФГОС».
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и психологом, медсестрой осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребенка. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают. После уроков обучающиеся ежедневно совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Базисный учебный план стандарта второго поколения отводит 10 часов на внеурочную деятельность. Родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности для своего ребёнка, учитывая его индивидуальные склонности и возможности. Таким образом, в первых классах обучение построено по четырём направлениям внеурочной работы: художественно-эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное и научно-познавательное.
Часы на внеурочную деятельность учащихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной работы с учащимися, позволяет в современных условиях обеспечить нагрузкой педагогов.
Распределение времени по каждому направлению: спортивно- оздоровительное-102ч, художественно-эстетическое -68ч, научно-познавательное- 34ч, духовно-нравственное-68ч.
Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.
Внеурочная работа в классах построена на привлечении педагогов из нашего же лицея (это в первую очередь учителя начальных классов, учитель физкультуры ), психолога и педагогов дополнительного образования для кружков «Ритмика» и «Театр «Звонкие голоса».
Кружки велись по утвержденному директором лицея расписанию.
Во всех классах ведутся кружки художественно-эстетического направления «Волшебный мир оригами» (руководители- учителя начальных классов) и «Театр «Звонкие голоса» (руководитель –Владимирцева А.В).
Также ведутся кружки научно-познавательного направления « Речевое развитие «Слово»»(в 1 Б и1 Г), «Умники и умницы», «Пальчиковая гимнастика, штриховка и развитие речи» (в 1 А и в 1В) ( руководители -учителя начальных классов).
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности реализуется через кружки «Духовные истоки Подмосковья» и «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» (руководитель- Мальцева С. В.).
Спортивно-оздоровительное направление представлено курсами «Здоровейка», «Ритмика», «Чемпион».
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Лицей предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей.
Первый год внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
- необходимость привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеучебной деятельностью;
- отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ЗАВУЧА....
Анализ воспитательной работы за I полугодие 2011-2012 учебного года
На начало учебного года нами были поставлены цели и задачи.Цели и задачи деятельности воспитателей 1 группы, 2 «А» класса следующие:· адаптация детей к ...
Работа МО начальных классов 2011-2012 учебный год
В данном материале представлен план работы МО начальной школы, методическая тема школы, протоколы заседаний, анализ работы МО за 2011-2012 учебный год...
Программа курса дополнительного образования «Физкульт-Ура!» 1 класс (в соответствии с ФГОС) на 2011 -2012 учебный год.
Программакурса дополнительного образования«Физкульт-Ура!»1 класс(в соответствии с ФГОС)на 2011 -2012 учебный год...
Анализ работы начальной школы за 2011-2012 учебный год
Анализ деятельности учителей начального звена: цели, задачи, достижения, проблемы, комментарий, итоги....
Итоги и анализ работы по ФГОС 2011-2012 учебный год
Первые итоги работы в первом классе по новым ФГОС. Успехи и недостатки. Взгляд учителя....
Реализация ФГОС НОО. 2011-2012 учебный год
Выступление на координационном совете...
Комментарии
Итоги и анализ работы по ФГОС
Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.