Программа театрализованной деятельности
методическая разработка по теме
Программа
театрализованной деятельности для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amo-tetra-poyasnit.zapiska.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Театральная деятельность детей 5-6 лет»
Пояснительная записка
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика начального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении. И что касается практики, то недостаточно используются активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача - так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения, такие как, развитие творческой активности, активности интерпретации, активности воспроизведения у детей через театральную деятельность. Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.В.Выготский, М.Новик, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов и др.
А театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. В игре, входя в образ, он исполняет всякие роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, активизирует различные эмоции, выражая их в мимике, жестах, речи, тем самым, развивается как личность. Потому театральную деятельность детей я бы причислила к важному компоненту развития компетентностей у детей.
Новизна представленной мной программы состоит в том, что дети, занимаясь в «театре» решают проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. И самое главное различие от существующих программ состоит в том, что большинство занятий являются импровизационными и игровыми, где ребёнок чувствует себя непосредственным героем разыгрываемого (изучаемого) произведения. Разыгрывание ролей является одним из активных методов обучения. Эти методы помогают преодолевать неуверенность в себе, застенчивость, побуждают к размышлениям и поиску решения поставленных задач. Также, театрализация создаёт у ребёнка ситуацию успеха. А развивающаяся личность – это успешная личность.
Количество занятий в неделю - 2 занятия (пара) один раз в неделю ( 64 - в год)
Продолжительность занятия – 20 минут (пары-40мин)
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения
Цель программы – развитие творческих способностей детей с помощью активных методов средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных персонажей.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке.
8. Развить у детей интерес к театральному искусству, театрально-игровой деятельности.
9.Знакомить с театральной терминологией, с устройством зрительного зала и сцены.
10. Воспитывать культуру поведения в театре, доброжелательность и коммуникабельность со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты
Должен уметь:
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
- использовать в театрализованных играх образные игрушки, элементы костюмов, шапочки-маски, изготовленные из разных материалов;
- изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать:
- элементы театральной терминологии;
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров
Диагностика ЗУН
Разделы | Баллы | Критерии оценок |
Основы театральной культуры | Высокий уровень- 3 балла | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; Знает правила поведения в театре; Называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии. |
Средний уровень- 2 балла | Интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности; | |
Низкий Уровень- 1 балл | Не проявляет интереса к театрализованной деятельности; Знает правила поведения в театре; Затрудняется называть различные виды театра. | |
Речевая культура | Высокий уровень- 3 балла | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание; Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи. |
Средний уровень- 2 балла | Понимает главную идею литературного произведения; Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев; Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | |
Низкий Уровень- 1 балл | Понимает содержание произведения; Различает главных и второстепенных героев; Затрудняется выделить единицы сюжета; Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное и музыкальное развитие | Высокий уровень- 3 балла | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев; Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; Самостоятельно использует музыкальное сопровождение к частям сюжета; Самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле. |
Средний уровень- 2 балла | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их демонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, пользуется средствами выразительности; Передает в свободных пластических движениях характер музыки, самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец. | |
Низкий уровень- 1 балл | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения; Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. | |
Основы изобразительно-оформительской деятельности | Высокий уровень 3 балла | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учётом материала, из которого будет их изготавливать; Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого) |
Средний уровень- 2 балла | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; Создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов; | |
Низкий уровень 1 балл | Создаёт рисунки на основные действия спектакля; Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов | |
Основы коллективной творческой деятельности | Высокий уровень 3 балла | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем
|
Средний уровень- 2 балла | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности | |
Низкий уровень 1 балл | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. |
Использованная литература:
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера», 2003.
6.Базанов В.В. Техника и технология сцены.-Л., 1976.
7.Берузкин В.И. Искусство оформления спектакля.- М., 1986.
8.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- М.,-2003.
9. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М.,2003.
10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,-2001.
11.Поляк Л.В. Детский драматический репертуар.
12. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.М., Мозаика-Синтез -2007.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Цель, задачи |
1. | 2 | Знакомство с детьми | Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
|
2. | 2 | Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я? | Способствовать развитию внимания, наблюдательности, воображения через игры-импровизации.
|
3. | 2 | Язык жестов | Развитие внимания, памяти и образного мышления через игры.
|
4. | 2 | Экскурсия в ДК «Строитель» п.Пурпе | Показать детям театр. Познакомить с устройством зрительного зала и сцены.
|
5. | 2 | Чтение пьесы Л.Поляк «Репка» | Развитие речи. Знакомство со стихотворным текстом сказки «Репка»
|
6. | 2 | Импровизация сказки «Репка» | Закрепление по теме «Развитие речи», привитие любви к поэтическому слову, к народной сказке.
|
7. | 2 | Театрализованная игра по пьесе Л.Поляк «Репка» | Развитие правильного речевого дыхания, речевого аппарата.
|
8. | 2 | «Живут у меня во дворе…» | Развитие дикции и артикуляционного аппарата через игры, скороговорки и имитационные звуки (имитация звуков животных).
|
9. | 2 | Репетиция пьесы «Репка» | Развитие силы и диапазона звучания голоса через имитационные упражнения и игры.
|
10. | 2 | Работа над пьесой «Репка» | Работа над чётким произношением гласных и согласных, постановкой дыхания. Развитие коммуникативных качеств, внимания, наблюдательности, памяти.
|
11. | 2 | Показ пьесы «Репка» воспитанникам детского сада | Закрепление пройденного материала |
12. | 2 | Чтение пьесы Л.Поляк «Теремок» | Развитие дикции, памяти, внимания, фантазии детей.
|
13. | 2 | Репетиция пьесы «Теремок» | Развитие дикции, памяти, внимания, фантазии детей.
|
14. | 2 | Работа над пьесой «Теремок» | Работа над поэтическим текстом пьесы «Теремок» и пластикой движений героев.
|
15. | 2 | Эмоции. | Развитие в детях умение распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствование умения связно и логично излагать свои мысли.
|
16. | 2 | Репетиция спектакля «Теремок» | Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля.
|
17. | 2 | Репетиция спектакля «Теремок» | Заучивание стихотворного текста пьесы «Теремок». Работа над техникой речи
|
18. | 2 | Игровая деятельность | Работа над совершенствованием пластической выразительности. Снятие «зажатости» движений при разных эмоциональных состояниях.
|
19. | 2 | Репетиция спектакля «Теремок». | Развитие внимания, памяти, умения напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Развитие речевого дыхания, правильной артикуляции и дикции
|
20. | 2 | Репетиция спектакля «Теремок». | Развитие речевого дыхания и артикуляции. Совершенствование элементов актёрского мастерства.
|
21. | 2 | Показ спектакля «Теремок» воспитанникам детского сада | Закрепление пройденного материала |
22. | 2 | Чтение сказки «Три поросёнка» | Знакомство со сказкой «Три поросёнка» в обработке С.Михалкова. Развитие воображения, фантазии, памяти детей.
|
23. | 2 | Репетиция спектакля «Три поросёнка» | Формирование чёткой, грамотной речи; совершенствование умения создавать образы с помощью жестов и мимики.
|
24. | 2 | Работа над спектаклем. | Совершенствование техники речи, дыхания, артикуляции, голоса. Формирование умения «верить» в предлагаемые обстоятельства.
|
25. | 2 | Репетиция спектакля «Три поросёнка» | Закреплять мизансцены и текст спектакля.
|
26. | 2 | Театрализованная игра «Путешествие» | Совершенствование эмоциональной памяти, наблюдательности детей; продолжить работу над техникой речи.
|
27. | 2 | Театрализованная игра «Путешествие». | Способствовать развитию внимания и умения фантазировать, придумывать, сочинять.
|
28. | 2 | Отработка эпизода спектакля «Три поросёнка» | Развитие воображения, памяти; совершенствование культуры и техники речи.
Упражнение «Ниф-Ниф», «Наф-Наф», «Нуф-Нуф»
|
29. | 2 | Репетиция эпизода «Я всех поросят съем» | Развитие памяти, воображения; совершенствование культуры и техники речи.
|
30. | 2 | Отработка диалогов между персонажами | Добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах.
|
31. | 2 | Показ спектакля «Три поросёнка» воспитанникам детского сада | Закрепление пройденного материала |
32. | 2 | Театрализованная игра «Путешествие в мир сказок» | Закрепление пройденного материала за учебный год
|
Презентация «Наш театр» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Родничок" для театрализованной деятельности младших школьников
Программа «Родничок» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.Курс рассчитан на 4 года обучения ...
Рабочая программа по театрализованной деятельности "Волшебный мир театра"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса начального образовательного учреждения и является его приоритетным ...
«Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»
laquo;Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская театрализованных праздников"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская театрализованных праздников" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...
«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»
acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо, они одиноки, замкнуты, б...
Парциальная программа по развитию речи посредством театрализованной деятельности "Речецветик"
В программе представлена система работы по коррекции и развитию речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности...