Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская театрализованных праздников"
рабочая программа (4 класс)

Константинова Венера Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская театрализованных праздников" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Модуль программы внеурочной деятельности

«Мастерская театрализованных праздников»

                                                                                       

1.Пояснительная записка

       Модуль «Мастерская театрализованных праздников» программы внеурочной деятельности разработан на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития дополнительного образования детей с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Осваивать содержание модуля предлагается всем детям без исключения. (Статья 44 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям»). Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Предусмотрена работа с родителями, их участие в мероприятиях.

        Развитие детей в театрализованной деятельности проявляется в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, в его самореализации. Во время знакомства со cценарием у детей активизируется мышление, фантазия, выразительность речи. Дети, которые владеют азами драматизации, растут без комплексов, без излишней застенчивости, психологически более устойчивы к стрессовым ситуациям. Даже самые застенчивые дети раскрываются в процессе подготовки и показа спектаклей. У них мобилизуется воля, развивается самостоятельность и дисциплинированность.

       Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, внеурочные театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка, формировать опыт социальных навыков поведения.

      Актуальность и результативность миниспектаклей позволяет использовать их во время урока, во внеклассной работе не только в средней, но и старшей школе. 

      Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
       Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой, здоровой, творчески растущей личности.
       Программа «Мастерская театрализованных праздников» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5 классах в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

         Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Актуальность и новизна

           Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

          Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».  

          Программа  «Мастерская театрализованных праздников» раскрывает перед школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремёсла русского народа.

                                                                                           Цели  программы:

1. Развитие личности школьника, его творческих способностей;

   2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного  отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

   3. Формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников.

Задачи:

1) совершенствовать художественный вкус обучающихся; учить чувствовать и ценить красоту;

2) развивать волевую и эмоциональную регуляции поведения и деятельности;

3) воспитывать духовно–нравственные качества личности;

4) развивать навыки рефлексивных действий;

5) развивать творческие способности школьников, их речевую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;
6) формировать навыки позитивного коммуникативного общения, умения сотрудничать;

7) стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность школьников.

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Мастерская театрализованных праздников» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит  школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.

     Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

          Данная программа социального воспитания  школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров:

коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

  предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности;

самостоятельность – независимость, свобода  от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по самообразованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий, достижение взаимного соответствия в процессе решения какой-либо задачи;

конвенциональность – стремление к добровольному соглашению на предмет принимаемых на себя обязательств;

законность (легальность) - готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

Данная программа социального воспитания  школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведёт к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

2. Планируемые результаты модуля:

  1. Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
  2. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, знания, культура)
  3. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Личностными результатами являются осознание потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

     

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-умение координировать свои усилия с усилиями других;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы;

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  •  основам актёрского мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния.

                                                                 

3.  Программное содержание

Содержание всей программы представлено в 4 общих разделах. Программа рассчитана для учащихся 5-х классов,

на 1 год обучения.

На реализацию внеурочной деятельности «Мастерская театрализованных праздников» отводится 1 час в неделю,

34 часа в год.

Разделы программы:

1.“В здоровом теле - здоровый дух” (8 ч)

Введение. Праздники в школе: цели и смысл. Возникновение народных праздников на Руси, традиции их проведения. Общие и семейные праздники.

 Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы.

Знакомство детей с осенними народными праздниками, приметами, песнями, хороводами, играми. Проведение и анализ проведения театрализованных представлений «Здравствуй, школа», праздника Дня здоровья, Дня учителя,  Дня  пожилого человека, праздника «Золотая осень».

Участие в проведении мероприятий. 

2.“Традиции” ( 8 ч)

Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованных представлений ко Дню народного единства, ко Дню матери. Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего утренника. Праздники - время отдыха, веселья, радости дружеского общения. Канун Нового года. Современный новогодний праздник.

3.“Память” (11ч)

Подготовка, проведение мини-спектакля к празднику Крещение Господне, театрализованного представления ко Дню Защитника Отечества и представления «Для наших мам», праздника Масленицы. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы.

Подготовка, проведение и анализ проведения  театрализованного представления «Пасха – главный христианский праздник».

Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Выбор сценария, распределение ролей, номеров выступления.

 Участие в проведении мероприятий.

4.“Мы - дети Земли” (7 ч)

Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованных представлений ко Дню Космонавтики,  Дню Победы, празднику Последнего звонка.

Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценариев, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Репетиция представлений. 

Участие в проведении мероприятий. 

                                         

4.Средства оценивания результатов модуля

       Так как программа «Мастерская театрализованных праздников» является развивающей, то она не предполагает строгих критериев контроля по результатам образования. Полученные в процессе обучения навыки театрального искусства реализуются обучающимися непосредственно в творческой работе, то есть в таких мероприятиях, как спектакль, театрализованное представление, творческие отчёты-показы занятий, театрально-литературные композиции. Потребность детей в оценке учителя формулируется в словесную оценку успеха: «Молодец!», «Отлично!», «Умница!», «Мне нравится твоё исполнение!», «У тебя всё получится!» Применяется не только личная, но и коллективная оценочная деятельность учащихся.

 Формы контроля        

Для полноценной реализации данной программы используются такие виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, занятия-зачёты, конкурсы; после каждой темы проводятся уроки-показы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

     

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

5.Тематическое планирование

34 часа

Тема занятия

Всего часов

Содержание занятий

Дата

Основные виды деятельности обучающихся

По плану

Фактически

«В здоровом теле - здоровый дух»  (8ч)

1

Проведение и анализ проведения праздника «Здравствуй, школа»

1

Знакомство с программой коллективной творческой деятельности.

Праздники в школе: цели и смысл. Какие праздники можно проводить в школе. Описание праздников. Для чего праздники проводятся в школе.

Меры предосторожности.

Детальный план праздничного вечера.

Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.

Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Подготовка декораций, костюмов. Репетиции.

Участие в проведении мероприятий.

2-3

 Подготовка, проведение и анализ проведения праздника Дня здоровья

2

4-5

 Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню  пожилого человека

2

6

Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню учителя

1

7-8

Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Золотая осень»

2

«Традиции» (8ч)

9-10

 Подготовка и проведение мини-спектакля ко Дню народного единства

2

Определить, для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника,  правила проведения праздника. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен.

Изготовление костюмов и декораций, репетиции.

Участие в проведении мероприятий.

        

11-12

 Подготовка и показ сценок ко Дню  матери

2

13-16

Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованного представления к празднику Нового года.

4

«Память» (11 ч)

17-18

Подготовка мини-спектакля к празднику Крещение Господне.

2

Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций)

Развитие фантазии и творчества, выразительности  жестов, мимики и голоса.

Совершенствование умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.

Обсуждение сценария, распределение ролей.

Изготовление костюмов и декораций, репетиции, показ спектаклей.

Участие в проведении мероприятий.

19-21

 Подготовка и показ театрализованного представления ко Дню Защитника Отечества

3

22

Праздник Масленицы

1

23-25

Подготовка и показ театрализованного представления «Для наших мам»

3

26-27

Подготовка и показ сценки «Пасха – главный христианский праздник»

2

«Мы - дети Земли» (7ч)

28-29

Подготовка, проведение и анализ проведения  театрализованного представления ко Дню космонавтики.

2

Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен.

Подготовка декораций, костюмов.

Репетиции, участие в проведении мероприятий.

30-32

Подготовка, проведение и анализ проведения  праздника ко Дню Победы 

3

33-34

Подготовка и показ сценок к празднику последнего звонка.

2

                                                                  Планируемые результаты:

В результате работы по программе «Мастерская театрализованных праздников» обучающиеся научатся:

  • различным формам организации досуга;
  • организовывать коллективную деятельность;
  • организовывать свою деятельность;
  • выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
  • работать в группе и индивидуально;
  • отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
  • представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
  • формировать свой портфолио.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): 

- приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.

-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-обогащение личного опыта общения детей;

-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): 

-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;  

-приобретение школьником опыта самостоятельного социального содействия;

-решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;

-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): 

- приобретение  опыта организаторской, творческой деятельности;

- опыт проведения досуговых мероприятий.

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления наглядных пособий
  2. Аудиопроигрыватель
  3. Мультимедийный проектор
  4. Магнитная доска
  5. Персональный компьютер с выходом в интернет
  6. Принтер
  7. Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (статьи 43, 44)
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» ( №273 ФЗ от 29.12.2012.)
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  5. Концепция развития дополнительного образования детей (2014- 2020г.г.)
  6. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся, Г.Л.Требухова/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2013.
  7. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи: пособие для родителей и педагогов» -

М .:АСТ:Астрель.2014г

  1. Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», 2013г
  2. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2015;

  1.  Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2014;
  2.  Н. Б. Троицкая, Г. А. Королёва «Сценарии школьных праздников» М.:Дрофа, 2013г.
  3.  О.М. Суворова»Сценарии школьных праздников», Москва, Центр «Педагогический поиск», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир праздников"

Программа направлена на  культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием у...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....