Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская театрализованных праздников"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская театрализованных праздников" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_masterskaya_teatralizovannyh_prazdnikov_konstantinovoy_v.a._1.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль программы внеурочной деятельности
«Мастерская театрализованных праздников»
1.Пояснительная записка
Модуль «Мастерская театрализованных праздников» программы внеурочной деятельности разработан на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития дополнительного образования детей с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Осваивать содержание модуля предлагается всем детям без исключения. (Статья 44 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям»). Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Предусмотрена работа с родителями, их участие в мероприятиях.
Развитие детей в театрализованной деятельности проявляется в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, в его самореализации. Во время знакомства со cценарием у детей активизируется мышление, фантазия, выразительность речи. Дети, которые владеют азами драматизации, растут без комплексов, без излишней застенчивости, психологически более устойчивы к стрессовым ситуациям. Даже самые застенчивые дети раскрываются в процессе подготовки и показа спектаклей. У них мобилизуется воля, развивается самостоятельность и дисциплинированность.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, внеурочные театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка, формировать опыт социальных навыков поведения.
Актуальность и результативность миниспектаклей позволяет использовать их во время урока, во внеклассной работе не только в средней, но и старшей школе.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой, здоровой, творчески растущей личности.
Программа «Мастерская театрализованных праздников» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность и новизна
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
Программа «Мастерская театрализованных праздников» раскрывает перед школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремёсла русского народа.
Цели программы:
1. Развитие личности школьника, его творческих способностей;
2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
3. Формирование системы работы по приобретению опыта коллективной творческой деятельности, опыта организации праздников.
Задачи:
1) совершенствовать художественный вкус обучающихся; учить чувствовать и ценить красоту;
2) развивать волевую и эмоциональную регуляции поведения и деятельности;
3) воспитывать духовно–нравственные качества личности;
4) развивать навыки рефлексивных действий;
5) развивать творческие способности школьников, их речевую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;
6) формировать навыки позитивного коммуникативного общения, умения сотрудничать;
7) стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность школьников.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Мастерская театрализованных праздников» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Данная программа социального воспитания школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров:
коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности;
самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по самообразованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий, достижение взаимного соответствия в процессе решения какой-либо задачи;
конвенциональность – стремление к добровольному соглашению на предмет принимаемых на себя обязательств;
законность (легальность) - готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Данная программа социального воспитания школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведёт к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
2. Планируемые результаты модуля:
- Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
- Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, знания, культура)
- Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностными результатами являются осознание потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- основам актёрского мастерства;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния.
3. Программное содержание
Содержание всей программы представлено в 4 общих разделах. Программа рассчитана для учащихся 5-х классов,
на 1 год обучения.
На реализацию внеурочной деятельности «Мастерская театрализованных праздников» отводится 1 час в неделю,
34 часа в год.
Разделы программы:
1.“В здоровом теле - здоровый дух” (8 ч)
Введение. Праздники в школе: цели и смысл. Возникновение народных праздников на Руси, традиции их проведения. Общие и семейные праздники.
Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы.
Знакомство детей с осенними народными праздниками, приметами, песнями, хороводами, играми. Проведение и анализ проведения театрализованных представлений «Здравствуй, школа», праздника Дня здоровья, Дня учителя, Дня пожилого человека, праздника «Золотая осень».
Участие в проведении мероприятий.
2.“Традиции” ( 8 ч)
Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованных представлений ко Дню народного единства, ко Дню матери. Подготовка, проведение и анализ проведения Новогоднего утренника. Праздники - время отдыха, веселья, радости дружеского общения. Канун Нового года. Современный новогодний праздник.
3.“Память” (11ч)
Подготовка, проведение мини-спектакля к празднику Крещение Господне, театрализованного представления ко Дню Защитника Отечества и представления «Для наших мам», праздника Масленицы. Изучение праздничных традиций. Подготовка концертной программы.
Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованного представления «Пасха – главный христианский праздник».
Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Выбор сценария, распределение ролей, номеров выступления.
Участие в проведении мероприятий.
4.“Мы - дети Земли” (7 ч)
Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованных представлений ко Дню Космонавтики, Дню Победы, празднику Последнего звонка.
Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценариев, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Репетиция представлений.
Участие в проведении мероприятий.
4.Средства оценивания результатов модуля
Так как программа «Мастерская театрализованных праздников» является развивающей, то она не предполагает строгих критериев контроля по результатам образования. Полученные в процессе обучения навыки театрального искусства реализуются обучающимися непосредственно в творческой работе, то есть в таких мероприятиях, как спектакль, театрализованное представление, творческие отчёты-показы занятий, театрально-литературные композиции. Потребность детей в оценке учителя формулируется в словесную оценку успеха: «Молодец!», «Отлично!», «Умница!», «Мне нравится твоё исполнение!», «У тебя всё получится!» Применяется не только личная, но и коллективная оценочная деятельность учащихся.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются такие виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, занятия-зачёты, конкурсы; после каждой темы проводятся уроки-показы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
5.Тематическое планирование
34 часа
№ | Тема занятия | Всего часов | Содержание занятий | Дата | |
Основные виды деятельности обучающихся | По плану | Фактически | |||
«В здоровом теле - здоровый дух» (8ч) | |||||
1 | Проведение и анализ проведения праздника «Здравствуй, школа» | 1 | Знакомство с программой коллективной творческой деятельности. Праздники в школе: цели и смысл. Какие праздники можно проводить в школе. Описание праздников. Для чего праздники проводятся в школе. Меры предосторожности. Детальный план праздничного вечера. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Подготовка декораций, костюмов. Репетиции. Участие в проведении мероприятий. | ||
2-3 | Подготовка, проведение и анализ проведения праздника Дня здоровья | 2 | |||
4-5 | Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню пожилого человека | 2 | |||
6 | Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню учителя | 1 | |||
7-8 | Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Золотая осень» | 2 | |||
«Традиции» (8ч) | |||||
9-10 | Подготовка и проведение мини-спектакля ко Дню народного единства | 2 | Определить, для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, правила проведения праздника. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Изготовление костюмов и декораций, репетиции. Участие в проведении мероприятий.
| ||
11-12 | Подготовка и показ сценок ко Дню матери | 2 | |||
13-16 | Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованного представления к празднику Нового года. | 4 | |||
«Память» (11 ч) | |||||
17-18 | Подготовка мини-спектакля к празднику Крещение Господне. | 2 | Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций) Развитие фантазии и творчества, выразительности жестов, мимики и голоса. Совершенствование умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев. Обсуждение сценария, распределение ролей. Изготовление костюмов и декораций, репетиции, показ спектаклей. Участие в проведении мероприятий. | ||
19-21 | Подготовка и показ театрализованного представления ко Дню Защитника Отечества | 3 | |||
22 | Праздник Масленицы | 1 | |||
23-25 | Подготовка и показ театрализованного представления «Для наших мам» | 3 | |||
26-27 | Подготовка и показ сценки «Пасха – главный христианский праздник» | 2 | |||
«Мы - дети Земли» (7ч) | |||||
28-29 | Подготовка, проведение и анализ проведения театрализованного представления ко Дню космонавтики. | 2 | Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Обсуждение сценария, распределение ролей. Подбор стихов, песен. Подготовка декораций, костюмов. Репетиции, участие в проведении мероприятий. | ||
30-32 | Подготовка, проведение и анализ проведения праздника ко Дню Победы | 3 | |||
33-34 | Подготовка и показ сценок к празднику последнего звонка. | 2 |
Планируемые результаты:
В результате работы по программе «Мастерская театрализованных праздников» обучающиеся научатся:
- различным формам организации досуга;
- организовывать коллективную деятельность;
- организовывать свою деятельность;
- выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
- работать в группе и индивидуально;
- отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
- представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
- формировать свой портфолио.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний о способах и видах проведения досуга, об оформлении помещений для проведения праздников.
-приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального содействия;
-решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;
-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- приобретение опыта организаторской, творческой деятельности;
- опыт проведения досуговых мероприятий.
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия;
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Материально-техническое обеспечение:
- Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления наглядных пособий
- Аудиопроигрыватель
- Мультимедийный проектор
- Магнитная доска
- Персональный компьютер с выходом в интернет
- Принтер
- Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (статьи 43, 44)
- Закон Российской Федерации «Об образовании» ( №273 ФЗ от 29.12.2012.)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- Концепция развития дополнительного образования детей (2014- 2020г.г.)
- Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся, Г.Л.Требухова/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2013.
- Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи: пособие для родителей и педагогов» -
М .:АСТ:Астрель.2014г
- Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», 2013г
- Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2015;
- Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2014;
- Н. Б. Троицкая, Г. А. Королёва «Сценарии школьных праздников» М.:Дрофа, 2013г.
- О.М. Суворова»Сценарии школьных праздников», Москва, Центр «Педагогический поиск», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир праздников"
Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием у...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....