Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности»
Каждому учителю начальных классов, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Чтобы познакомиться со всеми этими методами и приемами, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы учителя начальных классов.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
Игра связывает между собой детей, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Механизмы достижения намеченных целей
1 этап: подготовительный (1 – 2 класс)
На данном этапе знакомлюсь с детьми, начинаю работу по составленной программе занятий по театрализованной деятельности по разделам: «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры», «Театральная игра» во внеурочное время, на уроках физкультуры, на переменах, во время проведения физминуток на уроках. Упражнения по культуре и технике речи включаю в уроки обучения грамоте (скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие артикуляции, дыхания)
Начинаем знакомство с театром с посещения спектаклей (театр «Родничок», спектакли приезжающих театров). Знакомимся с культурой поведения в театре. В 2017 г. к нам в школу приезжал Детский Кукольный Театр «Ульгэр», и нашему классу посчастливилось побывать на мастер-классе от настоящих артистов.
На этом этапе готовим различные инсценировки и драматизации, с которыми выступаем перед родителями на праздниках: «День Матери», «День именинника», «8 марта», «День Защитника Отечества». Готовимся и участвуем в школьных и районных конкурсах чтецов.
2 этап: основной (внедрение)
В ходе реализации данного этапа подбираю пьесу или инсценировку, соответствующую возрасту детей и количеству детей, желающих быть актерами. Обсуждаем ее с детьми. Далее провести комплектование детей по группам: артисты, костюмеры, сценаристы, художники – оформители, основываясь на желания детей.
Распределить роли, определить основную идею постановки, выявить характеры персонажей. Репетицию проводить, работая, над отдельными эпизодами.
Реализация проекта невозможна без участия родителей, их помощь неоценима в подготовке костюмов, декорации, реквизита. Совместно с детьми и родителями выполнить работу по созданию эскизов декораций и костюмов.
Затем начинаются поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Здесь большую помощь мне оказывают учитель музыки и музыкальный руководитель Елена Семеновна Лалетина и хореографы Батуева Аюна Николаевна и Никитина Татьяна Федоровна. Работаем в тесном сотрудничестве и с родителями. Они помогают в подготовке костюмов, декораций. С костюмами нам также помогает ансамбль «Сияние»
Параллельно
Параллельно в 3 классе на уроках ИЗО по программе Неменского, изучая раздел «Художник и зрелище» 10 ч , мы на уроках знакомились с деятельностью художника в театре. Узнали о разных видах кукол, узнали, что такое афиша и ее назначение. Изготовили эскизы будущей афиши, эскизы украшения сцены.
Когда эпизоды будут отрепетированы, можно начинать репетицию отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Затем можно начинать репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций, в ходе которых надо уточнить темпоритм спектакля, назначить ответственных за смену декораций и реквизита. Группа художников-оформителей заканчивает работу по оформлению афиши, программок, приглашений. Перед премьерой необходимо провести генеральную репетицию в костюмах, со всем набором декораций и реквизита.
В ходе основного проекта выполнили еще один проект «Матрешки» на уроках технологии и внеурочное время. Это аппликация с использованием разных материалов.
3 этап: рефлексивно – оценочный
Преставление результата проекта. Премьера – итог работы над спектаклем, после которой следует коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов, устная самооценка. Большое значение для детей имеет оценка их труда родителями.
Наши достижения
* Театральные постановки:
«Сказка о глупом мышонке» по мотивам сказки С.Я. Маршака
«Красная шапочка» по мотивам сказки Ш.Перро
«Дюймовочка» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена
«Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина
«Ярмарочные скоморошины» 3 место в районном конкурсе театральных постановок
* Концертные программы и театрализованные праздники:
* ко Дню Матери, День именинника, 8 марта, День Защитника Отечества;
Подготовка и участие в школьных и районных конкурсах чтецов:
* «Чудесный клад Бурятии» 2017г 1 место Ефремов Илья,
* «Славная книга жизни…» 2018г 1 место Баргаева Алина и Мендиков Арт
Итак, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться.
Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит ИГРА!
- Мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Скажите, а Вы бы хотели сами стать артистами?
- Да!
- У вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. Вы сегодня покажете себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте правильно, красиво и артистично. Все наше занятие будет сниматься на фото и видео камеру, а режиссер будет наблюдать за вами по компьютеру у себя в театре.
У нас все как в настоящем театре: есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.
Давайте представимся, ведь режиссер и зрители не знают, как вас зовут.
Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется : «Давайте знакомиться!».
Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
Давайте присядем и поиграем с губами и язычком:
Артикуляционная гимнастика:
(Упражнение для губ и языка).
- Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.
Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».
2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.
Наши губки – хоботочки. Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».
3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».
4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.
5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.
6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.
(Упражнения на развитие дикции).
А быстро проговаривать слова можете?
Скороговорки:
(Произносить с ускорением темпа).
1. «Дело мастера боится».
2. «Здоров будешь – всё добудешь!»
3. «Играй-играй, да дело знай!»
Скороговорку: «Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке» (произнести грустно, весело, сердито).
Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима.
Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.
Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. выполнить следующее упражнение.
Упражнения «Представьте себе».
1. «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое».
2. А как показать, что вам попался кислый лимон?
3. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!
Как выразительно у вас получается!
Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?
Игра «Пантомима».
(Читаю отрывок из стихотворения В.Суслова «Шепот и шорох». Участники - актеры имитируют движения по тексту):
- Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?
Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат.
(Имитируют движения мышей: ползают, шуршат, «шелушат» воображаемую шишку).
По болоту вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут, ищут лягушат.
(Важно ходят, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек).
«Звинь-звинь-звинь» – а это шмель полетел с ели на ель.
(Имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель).
- Каждый артист обязательно фотографируется для портфолио, чтобы показывать свой альбом режиссеру.
- Внимание! А сейчас режиссер хочет посмотреть, как вы умеете работать по сценарию. Будем снимать короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:
«Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник».
(Участники делятся на персонажей. Звучит «Подснежник» П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков).
- Травка зеленеет.
(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).
Солнышко блестит.
(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).
Ласточка с весною в сени к нам летит.
(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).
Стали птицы громче петь,
(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).
И расцвёл подснежник!
(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).
(Несколько секунд все двигаются, затем замирают – «фото» на память – берутся за руки.
А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?
(Поклон.).
- Как интересно!
«Звукотерапия»
А сейчас предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков: «а, ух, хо, го-го, га-га-га ит.п.».
(«Звукотерапия» под песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём» В. Шаинского).
- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.
Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все артисты высший класс!
Спасибо вам за участие!
Травка
(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).
Травка
(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).
Травка
(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).
Травка
(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево).
Солнышко блестит.
(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит «солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).
Ласточка
(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).
Медведь
(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая траву»).
Птицы
(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).
Птицы
(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).
Птицы
(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).
И расцвёл подснежник!
(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время
Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...
Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.
Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО. Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров...
Развитие творческих способностей учащихся через театрализованную деятельность
Сценарий сказки "Теремок"...